В статье представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также выявлены основные проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. В статье отмечено, что необходимо принятие законопроекта № 864169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников».
Ключевые слова: правовое регулирование, туристская деятельность, Российская Федерация, гид, экскурсовод, инструктор-проводник, законопроект, гражданство, договора
The article presents the main legal acts regulating tourist activities, and also identifies the main problems of legal regulation of tourist activities in the Russian Federation. The article notes that it is necessary to adopt draft law No. 864169–7 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to improve the legal regulation of the activities of tour guides (guides), guides-translators and instructors-guides».
Keywords: legal regulation, tourist activities, Russian Federation, guide, tour guide, instructor-guide, bill, citizenship, contracts
За последнее десятилетие туризм в России значительно изменился. Сейчас правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется при помощи множества различных нормативно-правовых актов, такие как: Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2] и т. д.
Важно отметить, что в ст. 6 Федерального закона от 26.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено право, позволяющее туристам возместить убытки и возможность компенсировать моральный вред [2]. Но следует отметить, что прямого указания о том, что туроператор в нашей стране должен компенсировать вред (причиненный в момент исполнения договора жизни и здоровью туриста), в указанном акте нет. Указанное заставляет обратиться к содержанию ст. 1084, 1095 ГК РФ, ст. 7, 14 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» [3]. Но здесь говорится не про деликтную ответственность туроператора за причиненный вред для жизни и здоровья туриста, как предполагает ученый Я. В. Вольвач, ссылаясь на существующие пробелы в российском законодательстве о туризме, а о договорной, которая касается норм, регулирующих деликтные обязательства. Но все же говоря о пробеле в ФЗ от 26.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» можно посчитать такое мнение ошибочным, так как в ст. 17.1 и 17.4Закона о туристской деятельности существуют косвенные указания. В соответствии ст. 17.1 вышеуказанного закона, когда туроператор нарушает условия договора туристских услуг, для туриста существует гарантия в виде выплат за счет суммы финансового обеспечения деятельности туроператора. Существенными нарушениями в статье 17.4 этого же нормативно-правового акта современный законодатель считает нарушение стандартов качества и безопасности туристской услуги, объединяющих в своем содержании, как отметил Писаревский Е. Л., ссылаясь на положения ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» когда возникновение реальной угрозы или причинении вреда здоровью становится следствием нарушения условий договора или обязательных требований к реализуемому туристскому продукту.
Вышесказанное не противоречит положениям ст. 7 Закона о защите прав потребителей и ссылается на положения ст. 1084, 1095 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 26.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». То есть, обязанностью для туроператора является возмещение вреда, причиненного туристу, которая законодательно закреплена и в Законе о туристской деятельности. Но, основанием возложить на туроператора ответственность за причиненный вред, в соответствии с перечисленными нормами и устоявшимся в литературе мнением, является нарушение предусмотренных стандартов качества, предъявляемых к безопасности туристических услуг, без умысла у туриста на причинение вреда. Именно отсутствие умысла на причинение вреда у самого туриста, является важнейшим условием при возложении на туроператора ответственности, так как при наличии умысла, вред, в соответствии с п. 1 ст. 1083 ГКРФ, не подлежит возмещению. Вследствие этого при отсутствии вышеуказанных оснований и при осмотрительности, какой требовалось от потерпевшего, но при наличии причиненного вреда туристу, и конечно же, ущемления его прав на личную безопасность (ст. 6 Закона о туристской деятельности), у туриста не возникает права на возмещение туроператором вреда. Противоправность деяний туроператора отсутствует, в том числе и при возникновении чрезвычайных и непредвиденных ситуаций (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей) [3].
Мы считаем, что эту ситуацию можно объяснить не только появлением ответственности у того, кто причинил вред (туроператор или лицо, за действия которого туроператор несет ответственность), но и отсутствием возможности предугадать и предотвратить причинение вреда туристу (в случае непреодолимой силы). В противном случае, проанализировав законодательство и различные исследовательские мнения, ответственность туроператора будет носить договорной характер, так как в ее основу будут положены или несоответствие туристской услуги требованиям безопасности, или же ненадлежащее их качество.
По данным Всемирной метеорологической организации ежегодно, из-за стихийных бедствий, гибнет около 30–50 тысяч человек; с 01.01.2010 г. по 31.12.2017 г. около 7450 стихийных бедствий произошло в мире, которые унесли 567 483 жизней.
Считаем, что ввиду специфичности туристских отношений и имеющимся риском, необходимо закрепить обязательное страхование туристов, а также внести дополнения в ст. 17 ФЗ № 132 «О туристской деятельности» об обязанности страховщика, заключающуюся в осуществлении выплат страхового возмещения туристу, в случае, если наступление страхового случая было следствием воздействия радиации, ядерного взрыва, или радиоактивного заражения; военных действий; гражданской войны, стихийных бедствий.
Необходимо закрепить в ФЗ № 132 «О туристской деятельности» порядок, позволяющий определить размер страховой премии и страхового тарифа. Возможной видится рецепция положений п. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно с указанной нормой, предельный уровень страхового тарифа, его структура и применение страховщиками при определении страховых премий, в т. ч. в рамках международных систем страхования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Закрепив предложенные изменения, на наш взгляд, получится устранить перечисленные выше упущения и получить больше гарантий для защиты прав туриста не только как потребителя туристских услуг, но и как гражданина.
Следовательно, в настоящее время существуют проблемы правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации. Еще одна проблема — гидам и экскурсоводам не обязательно иметь аттестацию, в результате снижается качество туристских услуг. Автор Савичев А. Ю. также приходит к выводу, что существующие в отдельных субъектах Российской Федерации системы аккредитации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников являются несовершенными [5, с. 1].
08 октября 2020 года Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи провёл круглый стол на тему деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Цель круглого стола обсуждение законопроекта № 864169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников». Всего по итогам первого чтения к документу поступило 145 поправок, не считая предложений представителей отраслевых ассоциаций и всероссийских объединений экскурсоводов и гидов-переводчиков. Их всестороннее обсуждение чрезвычайно важно для того, чтобы учесть позицию всех заинтересованных сторон и принять действительно эффективно работающий закон, которого ждут многие участники рынка экскурсионных услуг [3].
Глава Ростуризма Зарина Догузова отметила, что приоритетом для ведомства является развитие внутреннего и въездного туризма и поблагодарила Бориса Пайкина и профильный Комитет за возможность открытой дискуссии между Ростуризмом, органами законодательной и исполнительной власти и представителями отраслевого сообщества, деятельность которых законопроект затронет напрямую.
Участники встречи единогласно поддержали предложение о необходимости обязательно иметь гражданство Российской Федерации для осуществления деятельности в качестве экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника. Это общая позиция, безусловно, будет учтена депутатами при подготовке и рассмотрении законопроекта во втором чтении.
В ходе заседания представители Минкультуры России, Ростуризма, а также большинство приглашенных участников сошлись во мнении, что концепция законопроекта подразумевает аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и тренеров-инструкторов в том случае, когда они оказывают услуги на туристских маршрутах. Это означает, что действие документа не будет распространяться на работников сферы культуры, искусства и других областях, которые работают в музеях и на других объектах показа на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
Законопроектом предусмотрено, что экскурсоводы, гиды-переводчики и тренеры-инструкторы должны проходить аттестацию в том субъекте РФ, в котором осуществляют свою деятельность. В связи с этим со стороны профессионального сообщества была поднята обоснованная проблема: где проходить аттестацию специалисту в области экскурсионного обслуживания, если туристский маршрут пролегает на территории нескольких субъектов РФ, как например Золотое кольцо России. Авторы поправок предлагают предусмотреть в законе возможность межрегиональной аттестации, в связи с чем представители Ростуризма, Комитета и заинтересованных лиц договорились рассмотреть это предложение и доработать соответствующие поправки.
Актуальной остается проблема дефицита экскурсоводов и гидов-переводчиков, предоставляющих услуги на редких языках. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению этот вопрос будет проработан и будут предложены механизмы, которые на законодательном уровне обеспечат возможность проведения в России экскурсий на всех востребованных языках мира.
Литература:
- Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 20.10.2020).
- Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 20.10.2020).
- Проект Федерального закона № 864169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 20.10.2020).
- О защите прав потребителей Федерации: офиц. текст ФЗ № 2300–1 от 07.02.1992 г. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 20.10.2020).
- Савичев А. Ю. Правовая регламентация деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников: опыт субъектов российской федерации и перспективы федерального регулирования//Административное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 1–12.