В статье раскрываются меры, методы и способы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними нарушителями, условия, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетних, а также краткая характеристика детей с девиантным поведением. Кроме того, в статье идет речь также о учебно-воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, правонарушение, учебно-воспитательная работа, преступление, правовое регулирование, девиантное поведение.
The article describes measures, methods and methods of prevention of offenses committed by juvenile offenders, conditions that ensure the normal development of minors, as well as a brief description of children with deviant behavior. In addition, the article also deals with educational work with juvenile offenders.
Keywords: prevention, minors, delinquency, educational work, crime, legal regulation, deviant behavior.
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, представляет собой довольно сложный процесс, требующий значительных временных затрат. Специфической задачей органа или учреждения, занимающегося профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, является их ранняя профилактика, предупреждение, а равно создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей.
Под ранней профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, понимается следующее:
– выявление несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений;
– изучение педагогами их индивидуальных особенностей и причин нравственной деформации;
– выявление типичных кризисных ситуаций в определенных возрастных категориях;
– вовлечение во внеурочную деятельность;
– индивидуальная работа с несовершеннолетними из неблагополучных семей.
Вовремя замеченные отклонения в поведении несовершеннолетних и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям [2].
В процессе проведения мероприятий по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, может возникнуть такая проблема как категоричный отказ родителей (или законных представителей) несовершеннолетнего от работы с ним. Такое поведение может быть обусловлено переживанием за то, что учителя, социальные педагоги или психологи, непосредственно взаимодействующие с несовершеннолетним, выявят неподобающее поведение, методы воспитания несовершеннолетнего им применяемые. Вследствие выявления данных фактов родитель может быть лишен родительских прав как на несовершеннолетнего, с которым проводилась учебно-воспитательная работа, так и его братьев и сестер.
Разрешением данной проблемы может быть внесение изменений в действующее законодательство, которые закрепляли бы порядок учебно-воспитательной работы началом которой стала бы работа именно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. В процессе данной работы специалисты должны определить имеются ли проблемы в семье, провоцирующие девиантное поведение несовершеннолетнего и проработать их сначала с родителями (законными представителями), а затем уже с несовершеннолетним.
Таким образом, предлагаю Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнить статьей 26 следующего содержания:
«Статья 26 Учебно-воспитательная работа по профилактике правонарушений с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями)
- Учебно-воспитательная работа по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними необходимо начинать с работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
- Учебно-воспитательная работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего должна включать следующее:
а) определить круг проблем в семье
б) выявить факторы, провоцирующие девиантное поведение несовершеннолетнего
в) в случае выявления вышеуказанных факторов проведение работы по их устранению с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего».
Дети, совершающие какие-либо правонарушения, как правило, имеют какие-то отклонения, иначе говоря — дети с девиантным поведением. Дети с девиантным поведением обладают рядом признаков, которые можно разделить по подгруппам. Так, одни дети имеют отклонения от учёбы, низкую общественно-трудовую активность, негативные проявления в виде употребления алкоголя или наркотиков, а также повышенная критичность к родителям и учителям.
Отклонения от учёбы характеризуются неуспеваемостью по нескольким предметам, отставание в интеллектуальном развитии от сверстников, а также отсутствие желания получать знания. Низкая общественно-трудовая активность характеризуется отказом выполнять общественные поручения, показное пренебрежение к одноклассникам, отказ от участия в делах класса, порча общественной собственности.
Повышенная критичность к учителям, родителям и сверстникам выражается в драках, грубости в общении, прогулах уроков, недисциплинированности, избиении младшеклассников, вымогательство, воровство, также нарушение общественного порядка, а вместе с тем и совершение административных правонарушений.
Наиболее эффективный метод профилактики — большое количество внеклассной работы с учащимися, в рамках которой учителем будут учтены интересы детей. Кроме того, организация семейного досуга является мощным ресурсом профилактики отклоняющегося поведения [1]. Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребёнок действительно находит применение своим возможностям и инициативе.
Вместе с тем, важным методом профилактики совершения правонарушений является правовое воспитание, формирование представления о социальных нормах, правилах поведения как в семье, так и в обществе, научить разрешать споры правовыми способами. Это обусловлено тем, что без этого нельзя эффективно разрешить задачи по обучению и воспитания детей с девиантным поведением.
Ранняя профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется по нескольким направлениям. К ним относятся:
1) выявление неблагоприятных условий проживания и воспитания несовершеннолетних;
2) выявление и устранение негативных очагов влияния на несовершеннолетних;
3) оказание сдерживающего воздействия на несовершеннолетних с девиантным поведением;
4) оказание помощи несовершеннолетнему попавшему в трудную жизненную ситуацию, находящемуся в неблагоприятных условиях воспитания. В случае необходимости вплоть до изъятия из отрицательной среды и определение в школу-интернат, детский дом и проч.;
5) контроль за поведением и проведение индивидуальной воспитательно-профилактической работы (например, постановка на учёт и инспекцию по делам несовершеннолетних).
Особое внимание следует уделить учебно-воспитательной работе. Учебно-воспитательная деятельность как направление работы учителя представляет собой осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательной программы в связи с тем, что дети имеют некоторые особенности психофизиологического развития, их жизнь проходит в неблагоприятных условиях [3].
Литература:
- Ветошкин С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
- Гордеева И. В. Профилактика правонарушений среди школьников: педагогический аспект // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2015. № 3 (40).
- Иванцов С. В., Соломатина Е. А., Страунинг Ю. А., Шмарион П. В., Ивасюк О. Н. Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. — М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2017. — 244 с.