В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: качество образования, образовательный процесс, организационно-педагогическое условие управления, развивающая предметно-пространственная среда, внутренний контроль, дошкольное образовательное учреждение.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения, соблюдение всех условий определяется посредством контроля. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании» (от 01.09.2013 г.) в образовательных учреждения осуществляется «Лицензирование образовательной деятельности» ст.91, «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» ст. 93, «Педагогическая экспертиза» ст. 94, «Независимая оценка качества образования» ст. 95. [7]
Контроль согласно указанным статьям осуществляется органами управления образованием, профессиональными сообществами и общественными организациями (внешний аудит), другими словами, это внешний контроль. В него входит:
– оценка соответствия условий образовательного процесса лицензионным требованиям;
– оценка соответствия содержания, уровня и качества образования аттестационным требованиям;
– оценка соответствия целей, условий, содержания и результатов (эффективности) образовательного процесса аккредитационным показателям к учреждению заявленного типа и вида.
Для оптимизации образовательной деятельности руководителем учреждения осуществляется внутренний контроль. Главная задача внутреннего контроля — своевременно выявить проблему и наметить пути решения.
Существуют несколько видов внутреннего контроля:
– предупредительный контроль способствует оказанию помощи, предупреждает о возможных ошибках, это может беседа с педагогом, составления плана работы и др.;
– оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о соблюдение основных режимных моментов в дошкольном учреждении; о результатах педагогического процесса;
– итоговый контроль осуществляется в конце года по результатам образовательной деятельности воспитанников;
– тематический контроль проводится в рамках изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.
В условиях реализации ФГОС ДО управление качеством образования в дошкольном учреждении предполагает соблюдение основных его требований. Поэтому необходим некий внутренний контроль над качеством образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Согласно Стандарту освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Разработчики стандарта рассматривают данный документ как перечень базовых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает в себя [4]:
– требования к психолого-педагогическим условиям реализации программы;
– требования к кадровым условиям реализации программы;
– требования к материально-техническим условиям реализации программы;
– требования к финансовым условиям реализации программы к развивающей предметно-пространственной среде.
Учет данных требований будет способствовать своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций, своевременному принятию управленческих решений.
В качестве внутреннего контроля необходимо использовать мониторинг качества образования.
М. М. Поташник определяет образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. [3]
С. Е. Шишов и В. А. Кальней под мониторингом качества обучения понимают совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ребенка от незнания к знанию. [8]
Можно сказать, что мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за деятельностью объекта, в нашем случае за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, сбор, анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту.
В качестве методов можно использовать: наблюдение, анкетирование, беседы, изучение продуктов детской деятельности, опыта педагога, анализ документации, анализ образовательной среды и др. [1]
Для этого необходимо определить по каким критериям и показателям будет осуществляться мониторинг, что необходимо учитывать.
К. Ю. Белая обусловливает зависимость качества образовательной деятельности дошкольного учреждения от качества работы педагогического персонала, от взаимоотношений в педагогическом коллективе, от условий, предоставленных руководителем для творческой самореализации педагогов в работе с детьми, от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. [6]
Н. А. Виноградова отмечает, что при анализе качества современного дошкольного образования наряду с управлением качеством процесса и результата необходимо включить качество условий. [2]
В связи с тем, что дошкольное образовательное учреждение рассматривается как составляющая сферы услуг для населения, важным критерием является — соответствие ожиданиям и требованиям потребителя, т. е. способность обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса.
О. А. Сафонова представляет мониторинг качества образования в виде четырех блоков [5]:
– качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);
– качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);
– качество управления;
– качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.
Исходя из этого, можно отметить, что в процессе мониторинга качества образования в условиях ФГОС ДО необходимо учитывать:
– базовые условия реализации ООП ДО;
– условия организации деятельности ДОУ;
– мнения субъектов образовательного учреждения.
Мы определили организационно-педагогические условия управления качеством образования в ДОУ в условиях ФГОС ДО и на основе этого составили таблицу 1 «Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ», которая поможет руководителям оптимизировать деятельность учреждения в условиях реализации Стандарта.
Таблица 1
Организационно-педагогические условия управления качеством образования ДОУ
Организационно-педагогические условия |
Контроль |
|
МОНИТОРИНГ |
Выполнение базового стандарта |
|
Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС |
Анализ документов |
|
Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Мониторинг уровня развития детей |
|
Обеспечивающие факторы |
||
Материально-техническое обеспечение |
Анализ документации |
|
Информационно-развивающая среда |
Анализ документации, официального сайта учреждения |
|
Развивающая предметно-пространственная среда |
Анализ по критериям ФГОС |
|
Кадровое обеспечение |
Анализ документации |
|
Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения |
||
Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ |
Анкетирование |
|
Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ |
Анкетирование |
|
Удовлетворенность воспитанников ДОУ |
Проективная методика «Люшера» |
|
Корректирующие предупреждающие действия, на основании анализа качества образования в ДОУ |
Коррекция планирования |
|
Рассмотрим более подробно каждый показатели и критерии в таблице 2.
Таблица 2
Критерии и показатели организационно-педагогических условий управления качеством образования ДОУ
Критерий |
Показатели |
Выполнение требований к планированию образования на основании требований ФГОС |
– в содержание отражены направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; – указаны формы, средства и методы реализации программы; – представлены способы и направления поддержки детской одарённости; – представлены способы и направления поддержки детской инициативы; – описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; – указаны иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. |
Сформированность заявленных качеств личности развития детей при освоении воспитанниками ООП ДОУ |
Показатели определяются согласно образовательной программе конкретного дошкольного образовательного учреждения. |
Материально-техническое обеспечение |
– соблюдение санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов; – соответствие пожарной безопасности; – соответствие средств обучения и воспитания возрастам и индивидуальным особенностям развития детей; – оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; – наличие оборудования. |
Информационно-развивающая среда |
– наличие средств информационно-коммуникативных технологий; – наличие учебно-методического обеспечения. |
Развивающая предметно-пространственная среда |
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: – содержательно-насыщенной; – трансформируемой; – полифункциональной; – вариативной; – доступной; – безопасной. |
Кадровое обеспечение |
– квалификация педагогических кадров; – образовательный уровень педагогов; – возрастной состав педагогов; – стаж педагогической работы. |
Удовлетворенность родителей организацией образовательного процесса в ДОУ |
– удовлетворённость оснащением ДОУ; – удовлетворённость развитием ребёнка; – удовлетворённость качеством получаемой информации; – удовлетворённость деятельностью педагогов. |
Удовлетворенность педагогов условиями организации рабочего процесса в ДОУ |
– удовлетворённость условиями организации труда; – удовлетворённость возможностями для повышения квалификации, которые предоставляет администрация ДОУ; – удовлетворённость оснащенностью рабочего места; – удовлетворённость управлением изменениями в деятельности ДОУ; – удовлетворённость охраной труда и его безопасностью; – удовлетворённость деятельностью администрации; – удовлетворённость отношением со стороны руководства; – удовлетворённость участием в принятии управленческих решений; – удовлетворённость признанием Ваших успехов и достижений. |
Удовлетворенность воспитанников ДОУ |
Согласно Цветовому тесту М. Люшера определяется эмоциональное отношение ребенка к посещению ДОУ. |
Считаем, что мониторинг организационно-педагогических условий управления качеством образования в ДОУ как один из основных инструментов в системе управления позволит реализовать функции управления в образовательной организации в процессе реализации ФГОС ДО.
Результаты мониторинга являются основой для своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданию условий, в целях получения качественного образования.
Литература:
- Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] // Директор школы. — 2007. — № 5. — С. 25–29.
- Виноградова Н. А. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Издательство «Юрайт», 2014. — 394 с.
- Поташник М. М. Управление качеством образования [текст] /М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2006–448 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] / Информационная правовая система «Консультант Плюс» — режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_154637/ (дата обращения 07.10.2020)
- Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / О. А. Сафонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
- Третьяков П. И. Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [текст] / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Перспектива, 2010. — С. 36.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2016. — 160 с.
- Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования [текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — 3-е изд., испр., доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001–320 с.