В статье уделяется внимание некоторым видам судов в Федеративной республике Германии. Автор рассматривает некоторые особенности при рассмотрении гражданских и уголовных дел в Германии.
Ключевые слова: гражданская и уголовная юрисдикция, судопроизводство, конституционные права, судебная инстанция.
Судебная система Федеративной республики Германии тесно связана с историей древних римлян, которые очень многое позаимствовали у эллинов, ставших первыми, кто сумел четко сформулировать принцип функционирования различных институтов власти.
В Германии, как во всех демократических государствах, судебная власть не зависит от исполнительной и законодательной ветви власти. Принцип правового государства является основным принципом, определяющим работу судов в Федеративной республике Германии. Именно он гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.
Согласно статье 92 Основного закона (das Grundgesetz) или Конституции Германии, вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со статьей 95, существует пять юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.
Федеральный закон Германии определяет структуру судебной власти, но управление большинства судов регулируется земельным законодательством. Земли отвечают за суды низшей судебной инстанции, апелляционные суды действуют на федеральном уровне. Федерально-земельное разделение позволяет обеспечивать равное исполнение законов на всей территории страны, в то время как центральная роль земель в управлении судами гарантирует независимость судебной системы от федерального правительства. Принципы римского права составляют основу германской судебной системы и определяют систему правосудия, которая принципиально отличается от англосаксонской системы.
Судебная система ФРГ состоит из трех типов судов. Суды общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные и большинство гражданских дел и являются самыми многочисленными на сегодняшний день. Специализированные суды рассматривают дела, связанные с административным, трудовым, социальным, налоговым и патентным правом. Конституционные суды сосредоточены на судебном пересмотре и толковании Конституции. Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) является высшей судебной инстанцией.
Самый старейший и самый большой вид судов — суды общей юрисдикции, которые совмещают гражданскую и уголовную юрисдикцию. Они имеют четырехступенчатую структуру, и делятся на участковые суды на местном уровне, земельные суды на региональном уровне, верховные земельные суды на региональном уровне и Федеральный суд как последняя инстанция, ответственная за всю Федеративную Республику. Также как и в гражданском правосудии, уголовное судопроизводство начинается, как правило, с суда низшей инстанции или земельного суда, наименее тяжкие преступления рассматривает суд низшей инстанции, тяжкие — земельный суд. Только в случае особо тяжких преступлений и преступлений, противоречащих основным принципам конституции, как, например, государственная измена и терроризм, судами первой инстанции будут являться верховные земельные суды, так в настоящий момент высший земельный суд Мюнхена ведет судебный процесс по делу так называемой неонацистской группировки NSU. В этом процессе речь идет об убийстве десяти человек, большинство из них выходцы из Турции, преступниками, относящиеся к праворадикальной группировке. Прокурор обращается с иском в участковый суд, если приговор не больше четырех лет лишения свободы. Если наказание предусматривает лишение свободы не более двух лет, дело рассматривает участковый судья.
Если наказание предусматривает лишение свободы от двух до четырех лет, решение по делу может принять суд присяжных. Этот суд состоит из одного профессионального судьи и двух общественных заседателей, избираемых в особом порядке, присяжных. Присяжные на судебном заседании имеют такие же права, как и профессиональные судьи, их голоса имеют равную силу. Такого понятия как «Jury» в англо-американской системе права, когда «Jury», состоящие из присяжных, решают вопросы о виновности, в немецкой системе права не существует. За вынесение наказания за особо тяжкие преступления, это, прежде всего, убийства и преступления со смертельным исходом, как, например, грабеж со смертельным исходом, наряду с участковым судом отвечает земельный суд.
Подсудностью земельного суда также являются те случаи, когда прокурор обращается с иском в земельный суд, так как, например, в случае тяжкого экономического преступления или тяжкого преступления, связанного с наркотиками, наказание предусматривает лишение свободы на срок более четырех лет. В качестве первой инстанции в земельном суде в так называемой «большой судебной палате» в зависимости от значения и тяжести дела судебный процесс проводят два или три профессиональных судьи и два присяжных. Земельный суд также рассматривает апелляции на решения участкового суда. Дело рассматривает так называемая «малая судебная палата», которая состоит из одного профессионального судьи и двух присяжных. Подсудность независима от того, кто принимал решение в первой инстанции, судья, рассматривающий уголовные дела или суд присяжных.
Если в первой инстанции решение принял не участковый, а земельный суд (= «большая судебная палата»), появляется одна особенность: в дальнейшем уже не проводиться сбор фактов и невозможно обжаловать дело в федеральном суде. В результате появляется стратегия защиты, которая провоцирует судебную ошибку. Таким образом, можно успешно аннулирование решение суда и передать дело в другой суд, чтобы добиться повторной проверки фактов. Наряду с этим случаем допускается пересмотр решений малой судебной палаты земельного суда и судебных постановлений первой инстанции верховных земельных судов.
Кассационным судом является высший земельный суд, если апелляция по решению малой судебной палаты передана в земельный суд для обжалования. Федеральный суд вправе обжаловать дело, если, как было сказано, апелляция касается решения земельного суда первой инстанции или верховного земельного суда. Также для уголовных дел существует возможность перехода пересмотра в обход апелляционных инстанций.
Уголовный сенат верховного земельного суда состоит из трех профессиональных судей, в особо длительных и сложных процессах первой инстанции дело рассматривается пятью профессиональными судьями. Уголовный сенат Федерального суда состоит из пяти профессиональных судей.
В рамках рассмотрения подсудности уголовных судов необходимо обратить внимание на то, что для рассмотрения дел подростков, и лиц до 21 года в участковых и земельных судах есть специальный судья и суд присяжных по делам несовершеннолетних в участковом суде и судебная палата по делам несовершеннолетних в земельном суде.
Если все судебные инстанции пройдены, а пострадавший считает, что его конституционные права нарушены, он может обратиться в конституционный суд. Конституционный суд не является судебной инстанцией, его единственное назначение — это контроль за соблюдением конституции. То же самое можно сказать о европейском суде по правам человека, который должен гарантировать соблюдение европейской конвенции по правам человека. В заключение хотелось бы отметить, что такой проблемы, как недоверие к судьям, в Германии не существует, так как суд является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Неслучайно судебная система ФРГ входит в топ-15 самых независимых в мире. Вероятно, это связано с немецким менталитетом. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая способна обеспечить отраслевую защиту интересов граждан.
Тот факт, что эта страна занимает в Европе ведущую роль по гражданским искам, является отличительной особенностью судебной системы Федеративной республики Германии. Это еще раз доказывает, что суды являются крайне важными не только в государственной структуре, но и в жизни каждого гражданина страны.
Литература:
- Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. — М.: Норма, 2000.
- Судебные системы европейских стран: справочник / пер. с фр. Д. И. Васильева и с англ. О. Ю. Кобякова. — М.: Международные отношения, 2002.
- Шумилов, В. М. Введение в систему публичного права ФРГ / В. М. Шумилов // Право и политика. — 2001. — № 10.