Встатье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.
Ключевые слова: государственная служба, институт, история становления, государственный служащий
Институт государственной службы обеспечивает нормальное функционирование государства. Он характеризуется сложной структурой управления. Формирование этой структуры в России — важная часть нашей истории, не теряющая актуальности по сей день [3, c. 36].
Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги — тиунами. В это же время формируется система кормления — содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов.
На раннем периоде развития российского государства институт государственной службы строился на принципах вассалитета. Важной стороной в этой системе отношений являлась дружина. С XII в. им предоставлялись волости для управления и «кормления», а это привело к тому, что дружинники все больше приобретали функции хозяйственной деятельности. Как итог — они покидали князя. Их место стала занимать младшая дружина, которая впоследствии приобрела большое влияние.
Так, в конце XII в. на смену дружинной организации управления пришло дворянство. В период раздробленности каждое княжество, земля представляли собой суверенное политическое образование.
В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т. п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя.
В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации. [4, c. 11]
В XIV-XVII вв. происходит распространение служебно-подданнических отношений. Формируется система приказов, что способствует росту бюрократического аппарата. Следующий этап развития института государственной службы приходится на XVIII век. Петр I ликвидирует сословно-представительские органы и формирует единую государственную службу, на основе «Табель о рангах», изданной 24 января 1722 г. Как мы видим, именно в этой статье оговаривается основная суть государственной службы [1, c. 5].
К 1860-м годам в Российской империи уже появилась структурно организованная развивающаяся нормативная база, определяющая работу государственного аппарата. Государственная служба в то время включала в себя три составляющие: гражданскую, духовную и военную.
Следующим этапом развития государственной службы стала революция 1917 г. Были разрушены прежние устои, упразднён существовавший ранее государственный аппарат. Наступило время нового сильного и прогрессивного государства, которому ещё предстояло построить свою отлаженную систему, не похожую на прежнюю. Образовались структуры, в которых стали работать люди, боровшиеся в интересах диктатуры пролетариата. Однако зачастую они имели очень скудное образование или не имели его вовсе, поэтому, не обладая необходимым запасом знаний и квалификации в области государственной службы, не всегда справлялись с поставленными задачами. Это привело к снижению результативности их работы на начальном этапе [1, c. 12].
После Октябрьской революции 1917 г. в России наблюдается формирование новой жесткой централизованной системы государственной власти на базе аппарата партии большевиков, что привело к сущностным изменениям в функционировании всей системы как управления страной, так и организации государственной службы. Базовым элементом системы организации государственной власти был партийный аппарат.
К началу 30-х годов необходимость в старых «спецах» практически отпала, и бюрократия стала единой.
Создание советской милиции началось 10 ноября 1917 г., когда было издано постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции», предусматривавшие организацию ее на основе всеобщего вооружения народа. Это означало, что служба в милиции должна была осуществляться на общественных началах.
3 апреля 1919 г. СЕК РСФСР принял Декрет «О советской Рабоче-крестьянской милиции». По сути, вся власть концентрировалась в руках вождя, а именно — главы правящей коммунистической партии. Коммунистическая партия оставалась основой системы власти и инструментом государственного управления. Анализ главных законов СССР, в частности Конституций СССР 1936 г. и в особенности 1977 г., санкционирует со всей бесспорностью отметить, что в них прямо была зафиксирована руководящая роль коммунистической партии в обществе.
В итоге был организован четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Была внедрена категория номенклатуры.
Государственная служба была вторична и дублировала работу партийного аппарата. С её помощью партия реализовывала свои решения [2, c. 227].
В наше время вопросы государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Им определяются основы системы государственной службы РФ, а так же системы управления ей.
Таким образом, в основе организации современной российской государственной службы находятся теоретические и организационно-правовые и исторические аспекты. Государственная служба — это подконтрольный Российской Федерации государственный аппарат, исполняющий роль исполнителя полномочий государства. Государственная служба в России имеет весьма богатую историю и сейчас она должна иметь первичное значение в достижении целей, поставленных главным законом Российской Федерации, вносить в жизнь общества волю государства.
Литература:
1. Аванесова Н. Г., Муравская Е. А. О проблемах построения правового государства в России // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2015. — С. 5
2. Кононенко В. М., Притулина О. В. Свобода трудового договора в контексте российского законодательства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 10–1. — С. 227.
3. Понарина Н. Н. Глобализация: мировая культура и локальные культуры Общество: философия, история, культура. — 2011. — № 3–4. — С. 36.
4. Сальников А. В. Эволюция вооружения северокавказского воина XIII — XV вв. под влиянием центрально-азиатского и европейского военного дела // диссертация на соискание ученой степени кандидата ист. наук / ГОУВПО «Ставропольский государственный ун-т». Ставрополь, 2018. — 83 с.