Муниципальное право считается самостоятельной отраслью отечественного права, данная отрасль выполняет свойственные лишь ей функции в общей правовой системе, в данной отрасли взаимодействуют характерные лишь ей субъекты правоотношений, обладающие дифференцированным статусом. В связи с этим, данной отрасли нужна выработанная в собственном виде отраслевая ответственность.
Ключевые слова: юридическая ответственность, муниципально-правовая ответственность, конституционная ответственность, муниципальные органы, ответственность перед государством и гражданами.
Municipal law is considered to be an independent branch of domestic law, this industry performs its functions only in the common legal system, in this industry interact characteristic only to it subjects of legal relations, having differential status. In this regard, this industry needs an industry responsibility developed in its own form.
Keywords: legal responsibility, municipal legal responsibility, constitutional responsibility, municipal bodies, responsibility to the state and citizens.
Рассматривая в целом муниципально-правовую ответственность, а также выделив из ее круга ответственность муниципальных служащих, необходимо рассмотреть отдельные теоретические аспекты, относящиеся в целом к юридической ответственности.
Говоря в целом об институте юридической ответственности необходимо отметить, что данный институт является лишь правовой основой ее реализации, указывает определённые рамки, пределы, законы и нормативные правила, в соответствии с которыми юридическая ответственность может быть реализована в определенных отношениях.
Сама юридическая ответственность регулирует правоотношения, складывающиеся в рамках охранительных взаимоотношений между субъектами права, когда участники таких отношений подчиняются строго установленным нормам, при несоблюдении которых возможно применение строго предусмотренных санкций, которые на нарушителей указанных норм возлагают необходимость претерпевать неудобные правоограничения или определенные запреты на совершение каких-либо действий.
Рассматриваемая ответственность муниципальных органов и их должностных лиц в широком понимании наступает перед государством, гражданами и организациями.
При узком подходе мы согласны с мнением Г. Н. Чеботарева [5, c. 197] и Е. С. Шугриной [6, c. 197], что одним из отличительных признаков муниципально-правовой ответственности является субъект (инстанция), перед которым орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления несет ответственность.
Учитывая специфику системы юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, мы исходим из того, что муниципально-правовая ответственность — это, во-первых, самостоятельный институт муниципального права и одновременно отраслевой вид юридической ответственности вообще; во-вторых, она представляет собой правовое отношение, в котором на субъект (орган или должностное лицо) возлагается правовая обязанность выполнять условия деятельности по достижению определенных результатов, а в случае нарушения этих условий претерпевать определенные правовые последствия негативного характера.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1, c. 3822] (далее — Закон № 131) вводит классификацию юридической ответственности, в основу которой положен такой признак, как субъект, перед которым несут ответственность органы и должностные лица местного самоуправления.
Соответственно, ответственность перед населением и органами местного самоуправления правонарушителей в лице органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления должна именоваться не иначе как муниципально-правовой. Долгое время в отечественной правовой науке ответственность сводилась к таким ее видам, как уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.
В последнее время выделяют еще один вид юридической ответственности — конституционную. В отношении места муниципально-правовой ответственности в системе видов отраслевой юридической ответственности и ее природы в современной российской правовой науке существуют различные точки зрения [6].
В частности, существует точка зрения, что муниципально-правовая ответственность является разновидностью конституционно-правовой ответственности [4].
Однако рассматриваемая ответственность, несмотря на отдельные общие признаки (характерные особенности участников такой ответственности, возможность ее наступления без учета вины определенного субъекта и др.), не сводится к конкретной разновидности конституционно-правовой ответственности, на что указывают следующие аспекты:
1) рассматриваемая ответственность выступает в качестве разновидности публично-властного, а не государственного принуждения в первоначальном значении как конституционная ответственность;
2) применение норм муниципального права при установлении мер ответственности, которые применяются к муниципальным органам и их должностным лицам;
3) особенный круг участников муниципально-правовой ответственности (к таким субъектам не включаются государственные органы, в то время как в число участников конституционной ответственности необходимо также включить государственные органы);
4) другие основания муниципальной ответственности (к примеру, отзыв выборного должностного лица муниципального органа производится по инициативе населения в предусмотренном порядке и на основаниях, установленных действующим законодательством и уставами муниципальных образований);
5) привлечение к муниципальной ответственности муниципальных органов и их должностных лиц, которое осуществляют специально на это уполномоченные муниципальные органы и их должностные лица;
6) муниципальная ответственность применяется при нарушении определенными субъектами действующего законодательства о местном самоуправлении;
7) независимая система действующего законодательства, предусматривающая данные виды ответственности.
Поэтому, муниципально-правовой ответственностью является независимое правовое явление, которое характеризует процесс реализации местного самоуправления и этим находящееся в области нормативно-правового регулирования муниципального права [3].
В качестве общих черт конституционной и муниципальной ответственности выделяют: особенности участников ответственности, возможность установления ответственности без вины определенного лица, отнесение рассматриваемых видов ответственности к публично-правовой ответственности в широкой точке зрения, так как сочетают в себе предусмотренные политические и правовые меры установленной ответственности, так как ответственны перед источниками публичной власти и, в связи с этим, обладают политико-моральным характером ответственности.
В то же время муниципально-правовая ответственность имеет специфические особенности, которые позволяют отличать ее от конституционной ответственности. В качестве таких особенностей, к примеру, выступают:
– наступление муниципальной ответственности лишь за совершение нарушения функций, невыполнение поставленных задач либо за ненадлежащую реализацию компетенций лишь в отношении вопросов местного значения;
– некоторые санкции муниципальной ответственности свойственны лишь муниципальному праву, определенные санкции заимствуются у иных отраслей права; причем, санкции муниципальной ответственности (не впадая в конкуренцию с конституционной, гражданской, уголовной, административной, дисциплинарной ответственностью, а дополняя предусмотренные санкции данных отраслей собственными) могут использоваться как самостоятельные, так и дополнительные в случае нарушения субъектом ответственности правовых норм вышеуказанных отраслей;
– специальный перечень участников рассматриваемой ответственности (несомненно, что в качестве таких субъектов не выступают государственные органы); в соответствии с действующим законодательством к муниципальной ответственности могут привлекаться муниципальные органы, депутаты, члены выборных муниципальных органов, выборные и другие должностные лица муниципальных органов, представительный орган, причем, в качестве субъектов рассматриваемой ответственности особенно отмечаются главы муниципального образования (ст. 74, 74.1 Закона № 131);
– значительные отличия в отдельных процедурно-процессуальных вопросах, касающихся привлечения отдельных субъектов к установленной ответственности;
– если конституционная ответственность основывается на государственном принуждении, то муниципально-правовая ответственность базируется на публично-властном принуждении [2, c. 3].
Думается, трактовка ст. 70 Закона № 131 имеет урезанную формулировку, в связи с чем представляется целесообразным внести изменения в данную норму, изложив ее в следующем виде: муниципальные органы, выборные и другие должностные лица органов местного самоуправления, члены выборных муниципальных органов, главы муниципального образования и главы местной администрации, депутаты, выполняющие свои полномочия, представительный орган определённого муниципального образования несут предусмотренную ответственность перед жителями муниципального образования, перед государством, перед гражданами и организациями согласно действующего законодательства, законодательства субъектов РФ, в соответствии с уставом и другими правовыми актами отдельных муниципальных образований за вынесение противоправных решений, за невыполнение предусмотренных задач и функций, связанных с решением вопросов местного значения.
Таким образом, муниципальное право считается самостоятельной отраслью отечественного права, данная отрасль выполняет свойственные лишь ей функции в общей правовой системе, в данной отрасли взаимодействуют характерные лишь ей субъекты правоотношений, обладающие дифференцированным статусом. В связи с этим, данной отрасли нужна выработанная в собственном виде отраслевая ответственность. Такого рода ответственность имеет специфическую цель, уникальные основания возникновения (в виде которых проявляются муниципальные деликты), специальную процессуальную (процедурную) форму и порядок ее реализации, особые категории субъектов с разным правовым статусом, привлекаемые к такой ответственности. Основаниями выделения муниципальной ответственности в качестве особенного вида ответственности, считаются наличие характерной цели ответственности, содержание рассматриваемой ответственности, характерные особенности правового статуса ее участников, а также предусмотренные процедурно-процессуальные формы ее осуществления.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2003. № 40.
- Алексеев И. А. Муниципально-правовая ответственность в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф. дис.... д. ю. н. М., 2014.
- Кашо В. С. О критериях выделения муниципально-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 2.
- Князев С. Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 6.
- Муниципальное право России: Учебник / Отв. ред. Г. Н. Чеботарев. М.: Юристъ, 2006.
- Шугрина Е. С. Правовое регулирование ответственности и контроля в сфере местного самоуправления // http://cmo.khabkrai.ru/11-pravovoe-regulirovanie-otvetstvennosti-i-kontro/.
- Шугрина Е. С. Гарантии права на местное самоуправление: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2008.