Ключевые слова: иностранный инвестор, гарантии прав, инвестиции.
Иностранные инвестиции занимают огромное место в экономических реалиях любой страны, в том числе и в Российской Федерации. Иностранные капиталы привлекаются в отечественную экономику с целью эффективного использования зарубежных материальных и финансовых ресурсов, новейших технологий, управленческого опыта для развития, усовершенствования и модернизации экономической составляющей нашей страны.
Экономическое развитие любого государства обеспечивается уровнем развития законодательства, которое регулирует инвестиционную деятельность. Для того, чтобы привлечь необходимые иностранные инвестиции и иностранных инвесторов в экономику страны, необходимо создать особые условия, режиму и защиту для иностранных инвестиций на законодательном уровне. Иностранные инвесторы должны четко понимать направленность национального права на защиту их интересов в принимающем государстве.
Помимо национального права, иностранные инвесторы полагаются и на международные правовые источники инвестиционной деятельности. Так, широкое распространение получила Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» [1], принятая в 1985 г. и ратифицированная Россией в 1992 г. Помимо данной конвенции, гарантии инвесторам предоставляются благодаря двусторонним соглашениям между государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций. Отметим, что таким соглашениям стоит уделить особое внимание, так как они содержат нормы права, касающиеся разрешения споров таких категорий, как споры между инвестором и принимающим государством, а также споры между государствами. Первая категория споров относится к спорам в отношении «размера и порядка выплаты компенсаций», а также решает «любые другие вопросы, которые могут являться актом экспроприации или последствиями неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу платежей между субъектами инвестиционной деятельности» [2].
Российская Федерация, являясь государством, которое активно привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику, стремится учитывать современную мировую законодательную практику. Так, на территории нашей страны действует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции. Основополагающий акт, касающийся инвестиций, — это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях) [3].
Отметим, что правовое регулирование иностранных инвестиций значительно изменилось благодаря поправкам, принятым в 2017 году. Были приняты 2 пакета поправок, которые повлияли на деятельность офшорных компаний, а также наделили большими полномочиями по контролю над иностранными инвестициями Правительственную комиссию.
Прежде чем рассматривать основные гарантии, нужно определиться, что подразумевается под этим понятием. Гарантии прав иностранных инвесторов — «это принятые государством в законодательном или международно-правовом порядке обязательства совершать по отношению к иностранному инвестору определенные действия или воздержаться от действий, которые нарушают законные права и интересы инвестора» [5]. Сухарев А. Я. и
Крутских В. Е., рассматривая гарантии с международной точки зрения, подразумевают под ними «международно-правовые акты, которые предусматривают заверения или ручательства государства или группы государств по отношению к другим участникам международных связей об определенном образе действий, обеспечивающих соблюдение установленных прав или соблюдение статуса какого-либо государства» [6].
Особенности привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику определяются наличием гарантий защиты и безопасности инвестиционных ресурсов иностранного инвестора, а также обеспечением сохранности его собственности, защитой прав и интересов на территории Российской Федерации [7], поэтому гарантиям следует уделить особое внимание.
Лошкарев В. А. в свою очередь понимает правовые гарантии как «правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний» [8].
Отметим, что в доктрине выделяют общие и специальные гарантии.
Общими гарантиями считают экономические, политические и духовно-культурные гарантии, к специальным относят правовые, психологические и управленческие гарантии. В свою очередь, к правовым гарантиям как к виду специальных гарантий относят:
– меры по совершенствованию законодательства;
– меры выявления правонарушений законности;
– меры защиты;
– меры ответственности;
– меры надзора и контроля за состоянием законности, правопорядка;
– меры профилактики нарушений законности, правопорядка [9].
В Законе об иностранных инвестициях закреплены следующие виды гарантий, которые предоставляются иностранным инвесторам:
– гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5);
– гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6);
– гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
– гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
– гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9);
– гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10);
– гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
– гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
– гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
– гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
– гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15);
– иные гарантии и льготы.
Из вышеуказанных гарантий особый интерес вызывают такие гарантии, как гарантия права иностранного инвестора беспрепятственно вывозить за пределы РФ имущество и информацию и гарантия на приобретение ценных бумаг.
Первая связана с ввозом и вывозом информации в качестве иностранной инвестиции, т. к. именно информация в последнее время приобретает все большую ценность, о чем упоминается и в работах ученых-цивилистов [4], а как следствие, подобные инвестиции нуждаются в повышенной охране.
Актуальность второй гарантии связана с тем, что здесь, в первую очередь, приходится обращаться к Федеральному закону «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также со спецификой действий инвестора. Согласно этой гарантии, иностранному инвестору предоставляется право на приобретение акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций, а также право на приобретение государственных ценных бумаг в соответствии с нормами национального законодательства.
Отличительная черта рассматриваемой гарантии заключается в том, что когда на законодательном уровне вводятся ограничения на сделки с ценными бумагами для иностранных инвесторов, законодатель, как правило, предусматривает специальную форму ценных бумаг — депозитарные расписки.
Продажа депозитарных расписок позволяет иностранным инвесторам опосредованно участвовать в капитале зарубежных компаний с целью извлечения прибыли. Таким образом, гарантируется право иностранных инвесторов на приобретение ценных бумаг опосредованно через выпуск вторичных ценных бумаг.
Интересной видится нам такая гарантия, как правовая защита деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5). Данная статья содержит указание на защиту инвесторов в соответствии с российским и международным законодательством в том числе от незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, возмещение связанных с этим убытков в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Специфика этой гарантии заключается в том, что она имеет черты как гражданско-правового характера, так и финансово-правового.
На практике иностранные инвесторы могут руководствоваться при защите не только гражданским законодательством, но и в некоторых случаях, если решат защищать свои права, могут прибегать к налоговому законодательству. На иностранные организации, выступающие инвесторами, организации с иностранными инвестициями распространяется в полном объеме действие раздела 7 Налогового кодекса РФ «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» [10], предусматривающего административный порядок защиты.
Рассматривая ст. 9 Закона об инвестициях, которая закрепляет срок поддержки инвестора не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом, также не может остаться без внимания. Хочется отметить, что нет полноценной стабилизационной оговорки, которая представляла бы собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течение всего периода осуществления инвестиционного проекта (не распространяется на налог на добавленную стоимость, акцизы и т. д.) [11].
Проведенное небольшое исследование позволяет сделать вывод о том, что гарантии, закрепленные в Законе об иностранных инвестициях, выступают основой для защиты прав иностранных инвесторов, но не имеют какого-либо конкретного способа защиты, что является непосредственным пробелом законодательства. На примере той же ст. 5 Закона об иностранных инвестициях можно понять, что норма довольно декларативна и носит общий характер, нежели какую-то конкретику, не расшифровывает, что включено в данную норму и реализацию данной гарантии на практике.
В завершение хочется отметить, что в связи со сложившейся ситуацией, актуальна цитата Крохиной Ю. А.: «Юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации инвестиционные проекты, должны иметь возможность использовать законодательные привилегии для обеспечения своих имущественных обязательств. Произвольно установленные привилегии сами по себе ещё не являются проявлением инвестиционной политики государства» [12].
Литература:
- Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- Соглашение о защите и поощрении капиталовложений: сб. документов / под ред. Ю. Ю. Брестова. М.: Юридическая литература, 2002.
- Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 31.05.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
- Серебряков А. А. Правовые режимы информации в гражданском праве // Алтайский юридический вестник. 2015. № 2 (10).
- Международное частное право: учебник: в 2 т. / отв. ред. С. Н. Лебедев, Е. В. Кабатова. М., 2015.
- Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
- Каплун Д. А., Соколова И. В. Особенности формирования механизма привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику // Международный научный вестник. 2019. — URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19545 (дата обращения: 29.09.2020).
- Лошкарев А. В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
- Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 2002.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
- Буторина Т. Н., Мерзлякова А. Д. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций // Modern science. 2019.
- Крохина Ю. А. Правовое регулирование предоставления государственных гарантий — важное условие улучшения инвестиционного климата России // Вестник финансового университета. 2012. № 6.