Административная ответственность военнослужащего включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения.
По сравнению с государственными служащими и лицами, которые заключают трудовой договор статус военнослужащего имеет существенные различия в сфере прав и обязанностей, ответственность, в свою очередь, также имеет различия, в том числе и административная.
Ключевые слова: правовое положение военнослужащего, права и обязанности, ответственность, административная ответственность
The administrative responsibility of a serviceman is included in the concept of the administrative and legal status of a serviceman along with such provisions as rights, obligations, guarantees and restrictions. In comparison with civil servants and persons who enter into an employment contract, the status of a serviceman has significant differences in the sphere of rights and obligations, and responsibility, in turn, also has differences, including administrative ones.
Keywords: legal status of a serviceman, rights and duties, responsibility, administrative responsibility
Беря за основу теорию права, понятие ответственность рассматривается как юридическое понятие, которое необходимо рассматривать как общественные отношения, которые характеризуют поведение субъектов.
Институт ответственности, в первую очередь, подразумевает юридическую ответственность, которая является основной категории права и науки.
Ответственность, согласно, российскому законодательству, может быть административной, уголовной, материальной и т. д.
Административная ответственность является составной частью юридической ответственности и представляет сегодня актуальность и востребованность исследования.
Проблемы административной привлекали и привлекают внимание правоведов.
В научной, учебной литературе исследователи анализирует особенности, факт возникновения и реализуемости.
Не является исключением и сфера военной службы.
Поднимая проблему отсутствия в российском законодательстве легального определения «административная ответственность», нельзя не процитировать К. С. Бельского о том, что без определения административной ответственности КоАП РФ [2] лишен стержневой направленности содержащихся в нем правовых норм, что позволяет правоприменителю трактовать нормы Кодекса произвольно, при желании в соответствии со своим видением [9].
Аналогичному взгляду придерживается и И. В. Тимошенко, который утверждает, что отсутствие в КоАП РФ нормативно закрепленного определения понятия «административная ответственность» является одним из недостатков понятийного аппарата российского законодательства, и он требует своего устранения [13].
Следует отметить, что на этом настаивали многие юристы-теоретики как советского периода, так и нынешнего времени.
Особенность административной ответственности военнослужащих заключается в том, что военнослужащие причислены к особой категории должностных лиц, на которую возлагается дисциплинарная ответственность за большинство административных правонарушений. По ограниченному кругу статей на военнослужащих налагается административная ответственность.
Военнослужащие несут административную ответственность за нарушения в таких сферах общественной жизни как:
— проведение выборов и референдумов;
— защита Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
— таможенное дело;
— финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
— охрана окружающей природной среды и природопользование;
— пожарная безопасность;
— дорожное движение;
— размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.
Кроме того, на военнослужащих налагается административная ответственность за неисполнение распоряжений судьи либо судебного пристава, за воспрепятствование законной деятельности судебного пристава и за невыполнение обоснованных законом требований прокурора, дознавателя или иного должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Затруднительно ответить на вопрос, почему существует негласное разделение правонарушений на две группы, за которые военнослужащие несут разную ответственность.
Не исключено, что законодатель видит в рассматриваемой категории должностных лиц, прежде всего, простых граждан, на которых возложена обязанность по несению ответственность за совершение противоправного, виновного деяния в общественных сферах.
Привлечение военнослужащего к административной ответственности может повлечь его досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Ф «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].
Согласно ст. 26 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к числу общих обязанностей военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины [6].
О нарушении важнейших обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации [1] и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, может свидетельствовать факт совершения военнослужащим административного правонарушения.
В соответствии с российским законодательством, к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ и административного штрафа.
Последний вид административного наказания запрещено применять только в отношении сержантов, старшин, матросов, проходящих военную службу по призыву, к курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы [8].
В то же время большинство составов правонарушений КоАП РФ в качестве санкции предусматривает только те виды наказаний, которые не могут применяться к данной категории должностных лиц.
Например, за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, могут быть назначены:
— административный штраф;
— административный арест;
— обязательные работы.
В случае совершения вышеуказанного правонарушения сержантами, старшинами, солдатами и матросами, проходящими военную службу по призыву, а также курсантами до заключения с ними контракта о прохождении военной службы, привлечение их к административной ответственности с правовой точки зрения становится невозможной задачей.
Также необходимо упомянуть о существенном несоответствии текстов КоАП РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, выявленном в ходе исследования проблемы привлечения военнослужащих к ответственности за административные правонарушения. В соответствии с п. 3 ст. 3.13 КоАП РФ к военнослужащим не применяется административное наказание в виде обязательных работ.
Однако в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено положение, согласно которому в отношении данной категории должностных лиц нельзя применять административное наказание в виде исправительных работ.
Поскольку в нынешней редакции КоАП отсутствует такое административное наказание как исправительные работы, возникает вопрос, какое наказание действительно не применимо к военнослужащим: обязательные или исправительные работы.
Описанные проблемы в области административной ответственности военнослужащих, без всяких сомнений, требуют устранения в ближайшее время путем внесения поправок в КоАП РФ и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Теперь проанализируем особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих.
Специфика административной ответственности военнослужащих определяется сегодня тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений КоАП РФ. В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.
Возбуждение дела об административном правонарушении, которое совершил военнослужащий, является отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство.
Субъект приобретает данный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен.
Как было сказано выше, общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и состояние вменяемости-, которые являются признаками субъекта, минимально для квалификации деяния как правонарушения.
Необходимо учитывать и наличия состояния вменяемости, которая согласно российскому законодательству, имеет временные границы, ее степень устанавливается на момент совершения правонарушения. Поэтому данный вопрос в состоянии вменяемости или ее отсутствия должно решаться в отношении конкретного лица, которое совершило то или иное правонарушение.
Согласно законодательству, военнослужащий представляет собой лицо, которое достигло 18 лет, потому как призыв данного лица в вооруженные силы принимается только после достижения указанного возраста. Исключением здесь могут быть категории несовершеннолетних военнослужащих, которые поступили в военные училища (например, Суворовские училища) или которые проходят обучение в военных учреждениях [10].
Важным участником производство по административным правонарушениям выступает военная прокуратура, которая является частью Прокуратуры РФ, но, военная прокуратура имеет свои особенности и специфику ведения дел, военные прокуроры по своим полномочиям имеют право своими постановлениями возбуждать дела об административном правонарушении, которые совершили военнослужащие, они также имеют право участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, предоставлять заключения, которые возникли в процессе рассмотрения дел, и наконец, военная прокуратура имеет право приносить протесты на не вступившие в законную силу постановления и военные прокуроры имеют право опротестовать последующие решения вышестоящей инстанции по поступившей жалобе [12].
Но, сегодня, имеет быть ряд ограничений по применению административных наказаний в отношении военнослужащих, например, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам, которые проходят военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных учреждений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Административный арест не применяется к военнослужащим, которые призваны на военные сборы, не подлежат административному выдворению за пределы РФ военного иностранного гражданина.
Также не могут применяться обязательные работы к военнослужащим.
Как показывает практика, большие трудности при возбуждении административного дела за нарушение граждан, которые скрывают свой статус, что влечет обжалование в дальнейшем постановления по делу об административном правонарушении. Как правило, статус раскрывается и дело рассматривается в должном порядке, то есть все равно военнослужащий при выяснении своего статуса несет ответственность в полном объеме.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020)
- Конституция Российской Федерации. — СПб.: «Манускрипт», 1996.
- Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» СЗ РФ 1996 «23.
- Федеральный Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 21 мая 1998 г., с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля 2001 г. // СЗ РФ 1998. № 22.
- Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 671 «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 47 (ч. 1). — Ст. 5749.
- Бельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский // Государство и право. — 1999. — № 12. — С. 12–20.
- Ивенин А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих // Юридический мир. 2018. № 4. С. 25–27.
- Мезенцев И. И. Военная служба как составляющая государственной службы / И. И. Мезенцев, М. И. Мезенцев, Г. Ж. Бальтанова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2018. N 5. С. 20.
- Сойников М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военными судами//Новая наука: современное состояние и пути развития. 2018. № 3.-С.156–158
- Тимошенко И. В. Понятие административной ответственности / И. В. Тимошенко // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2009. — № 2. — С. 74- 79.