Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 1037 раз

Библиографическое описание:

Озерова, Н. Е. Роль саморефлексии в профессиональной деятельности педагога / Н. Е. Озерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74761/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье предлагается алгоритм проведения педагогом рефлексии своей деятельности по чек — листу.

Ключевые слова: саморефлексия, чек-лист, мотивация

В рамках реализации регионального проекта «Траектория профессионального роста педагога» на этапе мониторинга профессиональных затруднений в опросных листах, заполненных педагогами начального общего образования (далее — НОО), в разделе «Общепедагогические затруднения» по критерию «Проведение рефлексии своей профессиональной деятельности, корректировка по результатам самооценки и внешней оценки» выявлены затруднения у 38 % опрошенных.

Рефлексия педагога — это одно из значимых профессиональных качеств, способствующих критическому переосмыслению педагогом своей деятельности, установлению причинно-следственных связей, преодолению профессиональных затруднений, творческому самовыражению, самообразованию, распространению педагогических достижений и более эффективному взаимодействию с обучающимися, их родителями и социумом.

Предлагаем чек-лист ( check list ) — это перечень пошаговых последовательных действий, которые Вам необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе) для педагогической саморефлексии, которую рекомендуется проводить не реже одного раза в четверть.

Отметьте пункт, с содержанием которого вы согласны:

Мое психо-физическое состояние оказывало ли влияние на результаты профессиональной деятельности:

—позитивное;

— негативное;

Микроклимат в коллективе учреждения оказывал положительное влияние на мою профессиональную деятельность?

Мои взаимоотношения с коллегами, руководством учреждения оказывали деструктивное влияние на мою профессиональную деятельность?

Мои персональные взаимоотношения с обучающимися оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся?

Мои персональные взаимоотношения с родителями обучающихся оказывали конструктивное влияние на мою профессиональную деятельность? На образовательные результаты обучающихся?

Главные цели достигнуты?

Могу я считать деятельность за прошедший период времени успешной?

Главные цели не достигнуты?

Если запланированные мероприятия не проведены или были неуспешны, выявлены причины происходящего?

Регулярное планирование своей деятельности оказывает влияние на ее успешность?

Объективное оценивание своей деятельности оказывает влияние на ее успешность?

Нуждаюсь ли я в помощи педагогов-наставников?

Методистов?

Удается ли мне справиться с методическими затруднениями самостоятельно?

Для повышения профессионального мастерства я использовал(а):

— изучение научных статей, методических разработок;

— изучение актуального педагогического опыта коллег;

— курсы повышения квалификации;

— взаимопосещение уроков, внеурочных занятий;

— просмотр видеоуроков;

— использование образовательных платформ;

— собеседование с экспертами;

— другое (указать)_____________________________

Стремилась (стремился) ли я к саморазвитию?

Активно ли я участвовал(а) в деятельности методических объединений педагогов?

Опубликованы ли в профессиональных сборниках мои методические разработки, статьи?

Пополняется ли мой сайт актуальными методическими материалами, публикациями?

Веду ли я регулярно профессиональный блог?

Принимаю ли я участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов?

Имеются ли у меня достижения в конкурсах профессионального мастерства педагогов?

Участвуют ли обучающиеся под моим руководством в конкурсах? Олимпиадах?

Имеются ли у «моих» обучающихся достижения в конкурсах? Олимпиадах?

Оформляю ли я свой педагогический опыт?

Внесен ли он в банк АПО учреждения?

Муниципалитета?

Региона?

Отмечены ли мои педагогические достижения грамотами? другими наградами?

Изменился ли уровень моих профессиональных умений за истекший период?

Пополнялось ли мое профессиональное портфолио?

Продуктивно ли я распределяю свое время для разных видов деятельности?

Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых занимает наибольшее количество времени?

Имеются ли в моей деятельности критерии, выполнение которых приносит негативные эмоции?

Участвую ли я в общественной жизни учреждения? Социума?

Испытываю ли моральное удовлетворение от проделанной работы?

Имеются ли в каждодневной деятельности моменты, создающие мне стресс?

Удается ли мне преодолеть стрессовые ситуации самостоятельно?

Нуждаюсь ли я в дополнительной помощи психолога?

Обращаюсь ли я к коллегам с просьбой оценить что-то в деятельности?

Можете спокойно говорить с коллегами о своих провалах в деятельности?

Добавьте свой пункт для рефлексии

Пересмотрите чек-лист, вы поймете проблемные места своей деятельности, нуждающиеся в коррекции. Увидите свои сильные стороны, ценности и приоритеты, что позволит правильно спланировать свою дальнейшую работу, учитывая ошибки и негативный опыт,

По мнению Криса Арджириса (американский классик менеджмента, основоположник теории обоснованного обучения), саморефлексия способствует осознанию уровня своих компетенций, поиску путей решения каких-то проблем, позволяет отказаться от стереотипов, устаревших способов действий, перейти к более свободному мышлению. Он рекомендует вести дневник рефлексии, так как письменные практики позволяют привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны. Желательно ежедневно ответить на один вопрос чек-листа или записать ключевую мысль, что поможет увидеть суть проблемы, проанализировать свои эмоции, понять их истоки. Если человек способен учиться на своих ошибках, то они станут стимулом для развития, а не психологического кризиса.

Педагог, регулярно выделяющий время для саморефлексии, более силен психологически, так как успешный самоанализ способствует развитию положительной мотивации к деятельности, повышению самооценки и уверенности в себе, к использованию инновационных технологий в работе, выходу на новый профессиональный уровень.

Литература:

  1. Абрамцев А. Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым. /https://trends.rbc.ru/trends/education/5f7a05a39a79477fd6fab579.
Основные термины (генерируются автоматически): моя профессиональная деятельность, деятельность, затруднение, конструктивное влияние, моя деятельность, образовательный результат обучающихся, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство педагогов.


Похожие статьи

Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе

В статье рассматривается эффективная форма организации здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе. Авторы указывают на необходимость рефлексии практического занятия как важнейшего условия самореализации личности студента. Представлены рез...

Программа развития личностной рефлексии у студентов

В статье предлагается разработанная нами программа по развитию личностной рефлексии, а также созданный ресурс для ведения онлайн-дневника самонаблюдения.

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Формирование способности к самообразованию у студентов вуза

В данной статье рассматриваются методы обучения по формированию готовности к самообразованию студентов.

Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования)

В статье авторы представляют результаты исследования мотивационно-потребностей сферы обучающихся педагогического факультета.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Похожие статьи

Синквейн как один из инструментов рефлексии на практическом занятии в медицинском вузе

В статье рассматривается эффективная форма организации здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе. Авторы указывают на необходимость рефлексии практического занятия как важнейшего условия самореализации личности студента. Представлены рез...

Программа развития личностной рефлексии у студентов

В статье предлагается разработанная нами программа по развитию личностной рефлексии, а также созданный ресурс для ведения онлайн-дневника самонаблюдения.

Особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов (на материале констатирующего эксперимента)

В статье авторы пытаются определить особенности профессиональной мотивационной сферы будущих педагогов.

Рефлексия и эмоциональное выгорание в контексте студенческой жизни

В ходе данной работы были рассмотрены различные подходы в понимании феноменов рефлексии и эмоционального выгорания. Рассмотрен механизм развития выгорания в студенческой среде. Выдвинута гипотеза о профилактике эмоционального выгорания путём повышени...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Формирование способности к самообразованию у студентов вуза

В данной статье рассматриваются методы обучения по формированию готовности к самообразованию студентов.

Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования)

В статье авторы представляют результаты исследования мотивационно-потребностей сферы обучающихся педагогического факультета.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности

В статье представлен анализ зависимости между интенсивностью профессионального стресса и результатами воспитательной деятельности сотрудников (воспитателей) дошкольной образовательной организации.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов

В статье исследуется проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации, рассмотрены положительные профессиональные мотивы. Представлены результаты констатирующего эксперимента.

Задать вопрос