В статье представлены игровые методы обучения технике рисования детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: игровые методы, приём обыгрывания, изобразительное творчество
В дошкольном возрасте наиболее важными являются игровые методы, потому что основной деятельностью дошкольников является игра. Очень интересный и необычный опыт обращения к игре при обучении технике рисования представлен в работах известных учёных: Е. А. Флериной, Р. Г. Казаковой, Г. Г. Григорьевой, Т. Н. Дороновой и др.
Игровыеметоды — это различные приёмы совместного развития замысла сюжета путем постановки задач и выполнения их в процессе игры.
По мнению Г. Г. Григорьевой, использование игровых методов в процессе занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой, вызывает у ребёнка желание рисовать, тем самым повышая эффективность процесса обучения.
Для Т. Н. Дороновой характерен совсем другой подход в развитии связи занятий с игрой и использование игровых методов при обучении технике рисования. Она считает, что разработанные ею игровые методы должны иметь обязательное продолжение в играх. Каждый ребенок рождается художником, только нужно помочь ему открыть в себе творческие способности.
Игровые методы занимают главное место в руководстве детской изобразительной деятельностью.
На занятиях по рисованию возможны следующие игровые методы:
1. Игровое упражнение , которое используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений. Малыши вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения объяснениями: «Это так капает дождик», «Это шарик» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы [1].
2. Прием обыгрывания игрушек очень важен перед началом занятия или в ходе беседы, которая направлена на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек помогает привлечь внимание ребёнка к изображаемым предметам, заинтересовать его предстоящей работой.
Воспитателю надо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации, для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание. Он должен кратко, но достаточно убедительно рассказать вымышленную историю о бедах каких-то игровых персонажей и побудить детей помочь им. Но следует учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста готов помогать не всем персонажам, а только конкретному персонажу, который обратился за помощью лично к нему. Поэтому каждый малыш обязательно должен получить «свой» игровой персонаж, которому будет помогать.
Чтобы дети полюбили игровые персонажи, приобрели устойчивый интерес к их жизни и происходящим с ними события, нужно воспитателю в своих рассказах задействовать одних и тех же персонажей.
В конце каждого рассказа ставится игровая задача: игровые персонажи обращаются к малышам за содействием, и воспитатель должен обязательно спросить, хотят ли дети выполнить просьбу. Получив положительный ответ, можно переходить к постановке учебной задачи. Воспитатель предлагает детям научить их рисовать нужные персонажам предметы.
3 . Прием обыгрывания выполненного изображения, который состоит из игровых действий, помогающих раскрыть качество изображения, понять причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам:
— выразительность формы;
— передача строения;
— цвет и др.
Обыгрывание детских работ позволяет воспитателю интересно и убедительно провести их анализ и дать оценку. Дошкольники младшего возраста после обыгрывания работ понимают, что дорожка получилась немного кривая, и поэтому колобок не удержался на ней. Малыши понимают, что они нарисовали дорожку неправильно и охотно исправляют свою ошибку.
4. Обыгрывание незаконченного изображения направлено на руководство процессом изображения.
Как показали наблюдения за процессом изображения, дети не всегда откликаются на игровой прием. Так как одна из причин этого — сложность изображения. Процесс использования этого приема представляет собой постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых.
Происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует изобразительное творчество [2].
Все занятия по изобразительной деятельности в зависимости от того, какое место занимает учебная или творческая задача подразделяются на три типа:
— занятия по сообщению новых знаний;
— занятия, направленные на упражнение в применении знаний и формировании навыков;
— творческие занятия .
Игровые методы можно использовать во всех типах занятий.
На занятиях по сообщению новых знаний и формированию новых способов изображения используют рассказ, объяснения, обыгрывание предмета или игрушки с целью обследования [3].
Осуществление процесса обследования, выделение внешних признаков предмета происходит в ходе разговоров между игровыми персонажами, воспитателем и персонажами. Например, в гости к ребятам приходит Незнайка. Он хочет узнать, что дети будут рисовать. Когда он узнаёт, что они будут рисовать морковку, он говорит, что это очень легко и рисует. Воспитатель говорит: «Нет, Незнайка, это у тебя получилась не морковка, а арбуз. Ведь морковка овальной формы. Незнайка, попытайся провести сам по контуру морковки пальцем, а вы, ребята, посмотрите, правильно ли он делает, и ведите вместе с ним». Незнайка старательно проводит пальцем по контуру, таким образом, детей подводят к пониманию необходимости обследования, установлению важной связи между обследующим жестом и формообразующим движением.
На занятиях творческого характера обыгрывание игрушек используется для того, чтобы объяснить творческое задание, вызвать желание придумать и выполнить рисунок по-своему, интересно.
Например, на занятие приходит грустный Дед Мороз. Малыши узнают, что он по дороге на праздник в детский сад потерял гирлянду. Дед Мороз не может её найти, а другой у него нет. Воспитатель предлагает детям нарисовать красивую гирлянду, которую он повесит на ёлку. Таким образом,игровой прием стимулирует творческую активность детей.
Игровые методы обучения могут быть применены в обучении детей всех возрастных групп. В младших группах игровой метод применялся для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности.
Литература:
- Комарова Т. С. Народное искусство в интеллектуально- эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание -2005- № 2.
- Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2005.
- Педагогическая энциклопедия. Гл ред. Каиров И. А., Петров Ф. Н., Изд. «Советская энциклопедия»М.: — 2001.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под. ред. Казаковой Р. Г. — М.: ТЦ Сфера, 2005.