Развитие промышленного производства в России началось ещё в конце XIX века, когда в 1887 году был собран очень большой урожай хлеба. Нашей стране удалось наладить экспорт пшеницы с другими странами. Не принимая во внимание экспорт других хлебов, поставка пшеницы взлетела в 4 раза всего за 15 лет торговли. Благодаря этому появился рост мукомольных мельниц по нашим губерниям (около 144 тысяч, из них 5194 мельницы работали на паровых двигателях). Текущий факт указывал на то, что промышленный переворот в России подходил к концу [1].
Русский государственный деятель С. Ю. Витте в 1893 году ввёл программу экономического развития страны, конечным результатом которой стало подъем отечественной промышленности, а именно машиностроения.
В пик подъема промышленности стал ощущаться недостаток кадров высококвалифицированных инженеров, техников и рабочих, которые обладали техническими знаниями. Привлечение этих специалистов из зарубежных стран стоило очень дорого, поэтому в нашей стране стали развивать инженерно-промышленное образование.
Формирование технического образования происходило в двух направлениях — это коммерческие училища, специализированные ремесленные школы и высшие инженерно-технические училища.
Благодаря реформам образования С. Ю. Витте и императору Николаю II в период 1898–1914 гг. было открыто четыре политехнических института: Рижский политехнический институт, Варшавский политехнический институт, Киевский политехнический и самый крупный из них — Петербургский политехнический институт.
Петербургский политехнический институт открылся 2 октября 1902 года и включал в себя четыре факультета (металлургическое, кораблестроительное, электромеханическое и коммерческое). В этом институте коммерческое отделение включало в себя больше мест (855 из 1850 мест). В 1914 г Петербургский политехнический институт уже имел 6000 студентов.
В Петербургском политехническом институте, начиная с 1907 года, появились гидротехнический и сухопутно-дорожный подотделы, которые находились в составе только что открытого инженерно-строительного отделения. Так началась целенаправленная подготовка новых специалистов инженеров-гидроэнергетиков [2].
Развитие технического образования в военных и военно-морских учебных заведениях в дореволюционной России также не стояло на месте. Например, Морская академия (образованная в 1715 г.) включала следующий учебный курс: геометрия, арифметика, география, навигация, фортификация и изучение частей корабельного корпуса. Этот учебный курс представлял собой не только теоретическую подготовку специалистов, но и прохождение длительной учебной практики даже за границей. Однако ближе к концу XIX столетия, когда в кадетских корпусах ввели общеобразовательную программу, уровень интеллектуального развития выпускаемых специалистов резко упал. Это было связано с тем, что нововведённая общеобразовательная программа не предусматривала углубленного изучения политехнической сферы [3].
Политехническое образование в дореволюционный период было доступно не всем. Женщинам того времени не разрешалось иметь какое-либо высшее образование, тем более техническое. С. Ю. Витте, а также церковные монархи полагали, что женщины — это главные носители разрушительных идей. Не смотря на такую политику в отношении женского пола, в 1905 году в Петербурге на частные средства были открыты первые женские политехнические курсы. События, которые произошли 1905–1907 гг., позволили женщинам добиться каких-то прав на получение технического образование, так в некоторых ВУЗах были смягчены правила приема. После революции 1917 года права женщин уровняли до прав мужчин. В советское время активно поощряли тех женщин, которые стремились получить политехническое образование [4].
В послереволюционный период система образования переживала коренные изменения. Главной задачей образования 20-х гг. XX века было устранить массовую неграмотность населения и ввести всеобщее политехническое образование. Так, в 1918 году были утверждены два новых проекта об образовании: «Положение о единой рудовой школе РСФСР» и «Декларация о единой трудовой школе». Смысл этих двух деклараций заключался в том, чтобы максимально соединить производительно-общественный труд с обучением. В школах комплексно стали изучать естествознание, физику и химию (и др. предметы) в сочетании с практическими занятиями. Обучающиеся на уроках физики участвовали в электрификации городов и деревень или выполняли задания на пришкольных участках, но в 30-е гг. XX века установка «школа-труд» утратило свое значение из-за постоянной смены образовательных парадигм [5].
Таким образом в России было положено начало развития политехнического образования не только для мужчин, но и для женщин. Политехнические вузы занимали ведущее место в системе высших заведений, которые ориентировались на развитие промышленности.
Литература:
- Бессолицын, А. А. С. Ю. Витте и становление промышленного образования в России / А. А. Бессолицын. — Текст: непосредственный // История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2019. — С. 6–15.
- Митюрин, Д. В. Вклад выпускников Санкт-Петербургского Политехнического Института в формирование проектного комплекса отечественной гидроэнергетической отрасли в 1910–1920-х гг / Д. В. Митюрин, Б. Н. Юркевич. — Текст: непосредственный // История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2019. — С. 25–33.
- Гребенкин, А. Н. Техническое образование в военных и военно-морских учебных заведениях дореволюционной России / А. Н. Гребенкин. — Текст: непосредственный // История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2019. — С. 34–42.
- Кремень, С. А. Становление женского технического образования в России в конце XIX — начале XX вв. В контексте борьбы равноправия полов / С. А. Кремень, К. П. Цицикашвили. — Текст: непосредственный // История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2019. — С. 99–105.
- Милованов, К. Ю. Вопросы политехнизации отечественной средней школы в 1920–1930 гг / К. Ю. Милованов. — Текст: непосредственный // История политехнического образования в России: труды Всероссийской научно-образовательной конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: Полит-Пресс, 2019. — С. 51–59.