В статье отмечена необходимость использования различных техник подготовки к ЕГЭ. Данные техники являются базовыми и оформлены в виде занятий Экспресс-тренинга.
Ключевые слова: тренинг, психологическая готовность, техники
The article notes the need to use various techniques of preparation for the unified state exam. These techniques are basic and are designed as express-training sessions.
Key words: training, psychological readiness, and technology
Ежегодно в училище осуществляется подготовка к сдаче государственных экзаменов и поступлению в ВУЗы. Психо-эмоциональное состояние в период подготовки к ЕГЭ лабильно, возможны «срывы» как в период пробных экзаменов, так и во время самой процедуры ЕГЭ. Одна из причин таких ситуаций — отсутствие у выпускников адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.
В этой связи, психологическая готовность кадет-выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной государственной аттестации в форме ЕГЭ. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену и является целью данного Экспресс-тренинга.
Отметим, что под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у обучающихся психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ.
В училище осуществляется комплексное психологическое сопровождение кадет, сдающих ЕГЭ (что может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками). При этом нужно учитывать, что в современной ситуации проводить длительные занятия с кадетами-выпускниками часто бывает невозможно по ряду причин. У кадет проходят элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках учебной программы), насыщенный распорядок дня, спортивно-массовая работа в соответствии с утвержденным регламентом.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с индивидуальным уровнем стрессоустойчивости кадет, навыков саморегуляции.
Цель Экспресс-тренинга : психологическая подготовка кадет-выпускников к Единому государственному экзамену.
Задачи:
- познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
- научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
- развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
- освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
- повысить самооценку кадет, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена
Методы и техники, используемые в занятиях:
— Ролевые игры,
— Мини-лекции,
— Дискуссии,
— Релаксационные методы,
— Метафорические притчи и истории,
— Психофизиологические методики,
— Телесно-ориентированные техники,
— Диагностические методики.
При разработке занятий Экспресс-тренинга особое внимание уделялось следующим моментам:
- созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта кадет и для усложнения и обогащения этого опыта;
- органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
- бережному отношению к личности каждого кадета, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.
Отметим, что Экспресс-тренинг рассчитан на работу с кадетами одиннадцатых классов в тренинговых группах по 10–18 человек.
Нужно сказать следующее : проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии.
Под психологической готовностью к Единому государственному экзамену подразумевается:
- определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение,
- ориентированность на целесообразные действия,
- актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Ситуация сдачи экзамена для всех выпускников одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как выучили материал, насколько хорошо знают тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: обучающиеся действительно хорошо знают материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, они должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
К экзамену кадетами запоминается много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из них, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.
Цикл тренинговых занятий «Экспресс-тренинг психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ», представленный в данной методической разработке, является универсальным.
Специфические черты Экспресс-тренинга |
|
1 |
соблюдение ряда принципов групповой работы |
2 |
нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, но и от самих участников |
3 |
наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно |
4 |
определенная пространственная организация (чаще всего работа проходит в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу) |
5 |
акцент на взаимоотношениях участников группы, которые развиваются и анализируются по принципу «здесь и теперь» |
6 |
применение активных методов групповой работы |
7 |
объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия |
8 |
атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности |
В ходе занятий «Экспресс-тренинга» кадетам-выпускникам необходимо приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.
Как базовый инструмент используются дискуссия, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, освоение техник (саморегуляция, самоподдержка) в специальных упражнениях. Кроме того, включены тестовые материалы, направленные на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников.
Литература:
- Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
- Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
- Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
- Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
- Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7