Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Нагорнова, Ю. В. Экспресс-тренинг как необходимый инструмент психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ / Ю. В. Нагорнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74770/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье отмечена необходимость использования различных техник подготовки к ЕГЭ. Данные техники являются базовыми и оформлены в виде занятий Экспресс-тренинга.

Ключевые слова: тренинг, психологическая готовность, техники

The article notes the need to use various techniques of preparation for the unified state exam. These techniques are basic and are designed as express-training sessions.

Key words: training, psychological readiness, and technology

Ежегодно в училище осуществляется подготовка к сдаче государственных экзаменов и поступлению в ВУЗы. Психо-эмоциональное состояние в период подготовки к ЕГЭ лабильно, возможны «срывы» как в период пробных экзаменов, так и во время самой процедуры ЕГЭ. Одна из причин таких ситуаций — отсутствие у выпускников адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации.

В этой связи, психологическая готовность кадет-выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной государственной аттестации в форме ЕГЭ. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену и является целью данного Экспресс-тренинга.

Отметим, что под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у обучающихся психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ.

В училище осуществляется комплексное психологическое сопровождение кадет, сдающих ЕГЭ (что может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками). При этом нужно учитывать, что в современной ситуации проводить длительные занятия с кадетами-выпускниками часто бывает невозможно по ряду причин. У кадет проходят элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках учебной программы), насыщенный распорядок дня, спортивно-массовая работа в соответствии с утвержденным регламентом.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с индивидуальным уровнем стрессоустойчивости кадет, навыков саморегуляции.

Цель Экспресс-тренинга : психологическая подготовка кадет-выпускников к Единому государственному экзамену.

Задачи:

  1. познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
  2. научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
  3. развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
  4. освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
  5. повысить самооценку кадет, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена

Методы и техники, используемые в занятиях:

— Ролевые игры,

— Мини-лекции,

— Дискуссии,

— Релаксационные методы,

— Метафорические притчи и истории,

— Психофизиологические методики,

— Телесно-ориентированные техники,

— Диагностические методики.

При разработке занятий Экспресс-тренинга особое внимание уделялось следующим моментам:

  1. созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта кадет и для усложнения и обогащения этого опыта;
  2. органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
  3. бережному отношению к личности каждого кадета, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.

Отметим, что Экспресс-тренинг рассчитан на работу с кадетами одиннадцатых классов в тренинговых группах по 10–18 человек.

Нужно сказать следующее : проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются, прежде всего, через трактовку понятия «готовность» в психологии.

Под психологической готовностью к Единому государственному экзамену подразумевается:

  1. определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение,
  2. ориентированность на целесообразные действия,
  3. актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Ситуация сдачи экзамена для всех выпускников одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как выучили материал, насколько хорошо знают тот или иной предмет, насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: обучающиеся действительно хорошо знают материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, они должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену кадетами запоминается много текстового материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из них, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.

Цикл тренинговых занятий «Экспресс-тренинг психологической поддержки кадет при подготовке к ЕГЭ», представленный в данной методической разработке, является универсальным.

Специфические черты Экспресс-тренинга

1

соблюдение ряда принципов групповой работы

2

нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, но и от самих участников

3

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно

4

определенная пространственная организация (чаще всего работа проходит в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу)

5

акцент на взаимоотношениях участников группы, которые развиваются и анализируются по принципу «здесь и теперь»

6

применение активных методов групповой работы

7

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия

8

атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности

В ходе занятий «Экспресс-тренинга» кадетам-выпускникам необходимо приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Как базовый инструмент используются дискуссия, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, освоение техник (саморегуляция, самоподдержка) в специальных упражнениях. Кроме того, включены тестовые материалы, направленные на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников.

Литература:

  1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
  2. Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
  3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
  4. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
  5. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2001. — 248 с.
  6. Девид Ли. Практика группового тренинга, практическое пособие — 3-е издание — изд-во «Питер», 2001 г. — 224 стр.
  7. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ,1989. — 55 с.
  8. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В. В. М., 1994, кн. 1,2,3,4,5,6, 7
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, Единый государственный экзамен, групповая работа, кадет, подготовка, психологическая безопасность, сдача ЕГЭ, сдача экзаменов, ситуация сдачи экзамена, участник группы.


Похожие статьи

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)

В статье представлены результаты исследования базовых методов тренинга в рамках психологической подготовки к ЕГЭ.

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Похожие статьи

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

К вопросу о базовых методах в формате тренинга (в рамках психологической подготовки к ЕГЭ)

В статье представлены результаты исследования базовых методов тренинга в рамках психологической подготовки к ЕГЭ.

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Дистанционное обучение в вузе: формы и методы контроля

Проведен краткий анализ форм и методов контроля знаний студентов при дистанционном обучении. Говорится о необходимости разработки универсальных методов контроля с использованием компьютерных технологий и качественной процедуры контроля знаний и навык...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Задать вопрос