Политика государства направлена на реализацию прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день среди гражданского общества присутствуют лица, которые и не имеют гражданства России, но постоянно проживают на территории Российской Федерации, осуществляют трудовую деятельность или обучаются по образовательным программам. Представляется, что данные лица находятся в особом правовом положении, по причине наличия постоянной правовой связи с обществом и государством, и являются участниками процесса становления гражданином общества. Влияние на миграционные процессы, как среди гражданского населения внутри страны, так и с преобладанием иностранного элемента, оказывает также юридически определенная свобода передвижения и выбора места жительства. Обладая естественным, неотъемлемым признаком данное право, хотя и имеет свободное волеизъявление в действиях конкретной личности, может быть ограничено в связи с обеспечением защиты жизни и здоровья индивида, или в связи со специальным статусом отдельных территорий.
Касательно иностранных лиц, находящихся на законных основаниях на территории нашего государства, право на свободу передвижения прямо ограничивается путем установления таких территорий, организаций и объектов, для доступа к которым необходимо получить специальное разрешение ввиду статуса таких лиц. Кроме того, устанавливается ограничение на свободное волеизъявление в части выбора и смены места проживания иностранцем, если ему уже предоставлено право временного проживания [1].
С учетом наличия действующих ограничений касательно права свободы передвижения и выбора места жительства субсидиарным характером обладает запрет, касающийся материального положения иностранцев. Так, общим правилом установлен запрет земельного владения в праве собственности на приграничных территориях Российской Федерации. Особенностью является, что запрет распространяется, в том числе, на ранее приобретенное право собственности. Так, например, последними принятыми изменениями такой запрет коснулся определенных территорий Астраханской и Калининградской областей, Республики Крым и города Севастополя [3]. Можно предположить, что ранее, до принятия таких изменений, иностранные граждане преимущественно временно или постоянно проживали на указанных территориях, более того, часть из них имела недвижимость в виде определенного в натуре земельного участка. Исходя из изменения статуса таких земель, признания невозможности дальнейшего использования на праве собственности на указанных территориях, по общему правилу, возможно применение принудительного изъятия. Данный процесс необходим ввиду обеспечения безопасности общества, а миграционная составляющая иностранного населения может сократиться, в том числе, это также может отразиться на экономической составляющей определённых регионов, так как запрет касается и иностранных юридических лиц, или, предположим, перераспределяться миграционные потоки среди территориальной определенности, с учетом постоянного жительства и возможности приобретения недвижимого имущества функционального характера.
Внимания заслуживает положения о порядке пребывания и проживания иностранцев в Российской Федерации. Срок пребывания на территории нашего государства из общих положений нормативного регулирования предусмотрен выданной визой иностранному гражданину или, в случае безвизового пребывания, из расчета 90 суток. При этом, детализируя положения закона, существует определенный порядок в виде установления квоты на временное проживание, что утверждается Правительством РФ.
Наряду с этим, законодательно закреплены случаи, когда квота не применяется в связи с определенными обстоятельствами. Анализируя существующую редакцию Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), стоит также учесть внесенные ранее изменения. Так, например, действующая редакция до 31.10.2019 (в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 232-Ф3 от 26.07.2019), имела 7 регламентирующих причин выдачи разрешения на временное проживание вне квоты, в том числе указание, в соответствии с пп.7 п. 3 ст. 6 на иные случаи, предусмотренные федеральным законом. То есть, в указанном случае имело место быть возможное решение предоставление права на усмотрение исполнительных органов власти, путем принятия регламентов на предоставление услуги, или, дополнительная регламентация на усмотрение законодательного органа власти. Действующая же редакция на данный момент (с учетом изменений, внесенными Федеральным законом № 268-ФЗ от 31.07.2020) предусматривает 12 случаев, в том числе, отсутствует отсылочная норма про возможность иных случаев, в соответствии с законодательством [1]. Тем самым детализируя правила «вне квотированного» разрешения на временное проживание, законодатель четко ограничивает случаи такого разрешения.
Кроме того, внимания заслуживает постоянное проживание на территории России иностранных граждан. Ранее, при наличии определенных оснований и юридических фактов, предоставлялся вид на жительство иностранным гражданам, имеющих разрешение на временное проживание. Правовой механизм содержал определенные требования, тем самым усложнял процедуру получения вида на жительство, в том числе, увеличивая сроки получения такого разрешения. Новая редакция, в свою очередь, содержит 14 оснований ускоренного получения вида на жительства, взамен ранее существовавших двух, вне процедуры получения разрешения на временное проживание. Анализируя положения, стоить говорить, что законодатель юридически обеспечивает возможность постоянного проживания иностранных граждан определенной категории на территории нашей страны путем предоставления правовых льгот ввиду статуса (правового положения) такого лица [1]. Следовательно, из принятых поправок в Федеральный закон № 115-ФЗ можно говорить о дополнительных гарантиях для лиц, которые не являются гражданами РФ, на законное пребывание, временное и постоянное проживание, что является позитивным фактором в приросте численности населения.
Дополнительные меры правовой поддержки ввиду распространения COVID-19 были приняты касательно иностранных лиц и лиц без гражданства. Так, фактически, решением Президента увеличились сроки правомерного пребывания на территории России, без надлежащего волеизъявления иностранцев, имея ретроспективный характер, устанавливается продление права пребывания, проживания и работы, с учетом внесенных изменений, до 15 декабря 2020 года. На данный момент, если срок разрешительных документов иностранного гражданина для нахождения на территории Российской Федерации истекает в период с 15 марта по 15 декабря, действие таких документов продлевается. Фактически, иностранные граждане, которые находятся в России и в указанный период должны покинуть территорию могут на законных основаниях оставаться в стране. И в указанный период действие ранее выданных разрешительных документов автоматически продлевается на указанный период, то есть иностранцы и лица без гражданства ввиду независимых причин имеют право законно находиться без принудительного выдворения и аннулирования их правового статуса. Кроме того, Министерство внутренних дел предоставило разъяснения по «приостановлению сроков действия разрешительных документов». Изначально, из расчета количества дней с 15.03.2020 по 15.06.2020 и при условии окончания в этот период действия документов, разъяснение подразумевает, что «они являются действительными в течении 93 дней с даты, следующей за днем окончания срока действия разрешения на временное или постоянное проживание» [4; 5]. Представляется, что после продления таких мер до 15.12.2020, соответственно, исчисление количества дней также увеличилось.
Такие меры позитивно влияют на экономику населения в общем, так как, допустим, если у лица заканчивается право на легальное постоянное нахождение на территории нашей страны в указанный период, оно автоматически продлевается, без необходимости подтверждения лицом правомерности такого пребывания, а работодатель имеет полное право нанимать и далее такое лицо по трудовому договору. Так же установлен запрет на принятие любых действий в отношении иностранных граждан, реализация или последствия которых будут выражены в необходимости покинуть территорию Российской Федерации для такой категории лиц. Такие меры, в первую очередь, направлены на защиту прав человека, с учетом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общества, невозможности изменения правового статуса из-за эпидемиологической ситуации, отсутствия возможности выехать в страну своего происхождения из-за отсутствия любого транспортного сообщения.
Отдельно стоит заметить, современные тенденции цифровизации общества отражаются и в правовом статусе иностранцев, в частности, в разрешительных документах. Так, с 2021 года вводится в действие «Единая электронная виза». Согласно ст. 25.16–1 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996, перечислены случаи, при которых предоставляется право на въезд и пребывание в Российской Федерации через введение единой электронной визы: с гостевым или деловым визитом, в качестве туриста, а также для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях и осуществления соответствующих связей и контактов. При этом, важным аспектом является отсутствие необходимости личного обращения в консульские или представительские учреждения Российской Федерации ввиду подачи обращения на получение такой визы через специализированные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а принятие решения о выдаче данной визы не должно превышать 4-х календарных дней. Стоит также учесть, что данные вид разрешения на въезд и пребывание в России имеет ограничение в действии, из расчета 60-ти дней с момента оформления визы, и разрешения пребывания на территории России не более 16-ти дней со дня въезда [2]. Представляется, при реализации данной правовой процедуры будет упрощено получение разрешения на въезд для иностранных граждан, из числа которых требуется такое разрешение в указанных случаях с целью краткосрочного пребывания. Особенностью при этом является именно электронный вид оформления, что, несомненно, положительно сказывается на процессуальном аспекте предоставления такого права. При этом, система выдачи однократных виз в виде электронного документа иностранным гражданам начала действовать в 2017 году, и изначально предусматривала въезд по электронным визам через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, затем упрощенный порядок въезда был распространен на пункты пропуска Особой экономической зоны в Калининградской области и пункты пропуска Дальневосточного федерального округа. Нововведения обеспечат реализацию такого механизма на территории всего государства.
Анализируя современные тенденции политики государства в отношении лиц, не имеющих гражданства России, постоянно или временно находящихся на территории Российской Федерации, стоит говорить, что принимаемые изменения в законодательстве направлены на создание дополнительных гарантий и прав у таких лиц, но также имеют цель четкого ограничения таких случаев. Таким образом, обеспечивается безопасность гражданского общества и создаются дополнительные гарантии для реализации прав человека.
Литература:
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. — Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. — Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26» // [Электронный ресурс]. — Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // [Электронный ресурс]. — Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Разъяснение ГУВМ МВД России об организации миграционного учета в период сложившейся эпидемиологической обстановки // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/часто-задаваемые-вопросы/чзв-по-реализации-указов-президента-рф.