В статье автор даётописание урока математики в 7 классе.
Ключевые слова: прямая пропорциональность, коэффициент, график прямой пропорциональности.
Цели:
Образовательные: введение понятий прямой пропорциональности, коэффициента прямой пропорциональности, отработка навыков построения графика функции y = kx, где x — независимая переменная, k — не равное нулю число.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, самостоятельного добывания знаний.
Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, обеспечение условий для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
Ход урока
1. Организационный момент
Задачи этапа: создание благоприятного психологического настроя на работу
Методы и приемы работы: словесный метод, вводная беседа
Деятельность учителя: приветствие учащихся, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей
Содержание учебного материала: Эпиграф урока: «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому» Д.Пойа
Деятельность учащихся: включение в деловой ритм урока
2. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока
Задачи этапа: создание ситуации успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков, формулирование темы и цели урока.
Методы и приемы работы: Практический, словесный. Эвристическая беседа
Деятельность учителя: организация работы по актуализации опорных знаний, создание проблемной ситуации, акцентирование внимания учеников на значимость данной темы
Содержание учебного материала: Каким математическим понятия можно объединить объекты на слайде? Рассмотрим еще один пример функциональной зависимости. Прогулка по парку
Деятельность учащихся: ответы на вопросы, вспоминание изученного ранее материала, формулирование с помощью учителя темы и цели урока, записывание в тетрадь
3. Изучение нового материала
Задачи этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие способности определять последовательность действий для решения поставленной задачи, способности к обобщению
Методы и приемы работы: объяснительно-иллюстративный, эвристический методы. Проблемное изложение
Деятельность учителя: стимулирование активного участия всех детей в поисковой деятельности, побуждение учащихся к теоретическому объяснению фактов, организация самостоятельной работы с учебником
Содержание учебного материала: определение прямой пропорциональности, понятие коэффициента, построение графика функции y = 1/3x
Деятельность учащихся: обсуждение в группах вариантов решения учебной задачи, озвучивание понятия прямой пропорциональности, построение графики функции
Физкультминутка
4. Первичное закрепление нового материала
Задачи этапа: закрепление понятие прямой пропорциональности, умения строить график прямой пропорциональности, нахождение в повседневной жизни прямых пропорциональностей
Методы и приемы работы: Наглядный, практический методы. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, закрепляющая беседа
Деятельность учителя: предложение заданий на «новое» знание, поддержка интереса и познавательной активности учащихся, создание условия для сотрудничества — работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого учащегося. Организация и контроль процесса решения задач
Содержание учебного материала: Расположение графика функции в зависимости от k. Чему равен коэффициент k? В какой четверти координатной плоскости лежат графики? От чего зависит расположение графиков?
Деятельность учащихся: выполнение задания на новый материал, предложение своего обобщения и вариантов ответов по учебной проблеме. Работа в парах над поставленными задачами, высказывание своих предположений в паре
5. Домашнее задание
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания
Методы и приемы работы: Словесный метод
Деятельность учителя: подача комментария к домашнему заданию, обеспечение понимания способов выполнения
Содержание учебного материала: п. 15, № 297,298,300
(рассмотреть свойства функций)
Деятельность учащихся: фиксирование в дневниках домашнего задания
6. Подведение итогов. Самопроверка знаний
Задачи этапа: выявление качества усвоения изученного материала
Методы и приемы работы: Метод самоконтроля
Деятельность учителя: организация самопроверки знаний
Содержание учебного материала: Что называется прямой пропорциональностью?
Как называется число k?
Что представляет собой график прямой пропорциональности?
Сколько точек достаточно, для проведения прямой?
Какие сложности возникали при выполнении упражнений?
Деятельность учащихся: самоанализ работы, выражение вслух своих затруднений, обсуждение правильности решения задач