В статье авторы пытаются проанализировать основные группы здоровья студентов на занятиях «ФКиС».
Ключевые слова: группы здоровья, анализ, рекомендации
Классификация групп здоровья
Как правило, выделяют три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная. [1]
К первой группе здоровья относят студентов, которые не имеют ограничений к занятиям физкультурой. Считается, что такие студенты, могут заниматься любыми упражнениями, вне зависимости от их сложности, а также любым видом спорта. Кроме того, такие студенты не имеют противопоказаний к сдаче нормативов, направленных на сдачу зачета или получение результата. [1]
Ко второй группе можно отнести студентов, имеющих незначительные проблемы со здоровьем, которые в целом не мешают систематическим занятиям физкультурой, но, тем не менее, допускается ряд ограничений, обусловленных поставленным диагнозом. Для этого, студента могут освободить от сдачи контрольных нормативов и выполнения некоторых видов упражнений (как частично, так и полностью). [1]
К третьей группе относятся студенты, имеющие значительные проблемы со здоровьем. Большая часть студентов, попадающих в эту группу, с ограничениями, но, тем не менее, могут заниматься физкультурой. Разумеется, они освобождаются повышенной пиковой нагрузки в процессе самого урока (в основном, это относится к беговым и прыжковым сериям упражнений), а так же каких бы то ни было нормативов. [1]
Задачи, решаемые при организации групп здоровья
Занятия, проводимые на уроках «ФКиС» направлены на решение следующих задач:
1) Укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание, повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
2) Максимальное повышение и поддержание относительно высокого уровня работоспособности, продление активной творческой жизни.
3) Гармоническое развитие физических и духовных способностей личности, воспитание уверенности в своих силах, настойчивости, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
4) Приобретение занимающимся определенного круга знаний по основам физического воспитания и методике самостоятельного использования физических упражнений. [1]
Организация групп здоровья
Общее руководство физкультурно-оздоровительными группами осуществляется администрацией спортивных сооружений, а по медицинской части — районными и городскими врачебно-физкультурными диспансерами или поликлиниками. [1]
Комплектование групп начинается после того, как будут определены и подготовлены места для занятий, выделены преподаватели, решены финансовые и другие вопросы. Комплектующим группы надо предварительно ознакомится с состоянием здоровья занимающихся по медицинским справкам, выявить их интересы и склонности.
Для занятий могут быть использованы стадионы, спортивные площадки, лыжные базы, залы и др. Кроме того возможно проведение занятий и на открытом воздухе.
Места занятий должны быть оборудованы раздевалками, душевыми, необходимым спортивным инвентарем, а также находится под наблюдением медицинских сотрудников.
При комплектовании групп здоровья важно учитывать состояние здоровья, пол, возраст, уровень физической подготовленности и физического развития занимающихся.
Особенности методики занятий с группами здоровья и общие рекомендации по подбору упражнений
При проведении занятий преподаватель и врач должны тщательно следить за тем, как занимающиеся переносят физические нагрузки. Об этом они могут судить по самочувствию, работоспособности, а также объективным медицинским данным. [2]
Следует особенно осторожно дозировать нагрузку в течение первых двух месяцев, т. к. в группу могут попасть занимающиеся различные по уровню физической подготовки, состоянию организма, по степени реакции на физическую нагрузку.
Величина физической нагрузки зависит от ряда компонентов: подбора физических упражнений и их количества, темпа ритма и амплитуды выполнения и других факторов.
Составленный комплекс должен обеспечивать равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, служить общему укреплению организма, развитию и поддержанию таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость. Кроме того, при выборе упражнений, необходимо знать, какое влияние они оказывают на внутренние органы, кровяное давление, частоту сердцебиения, органы пищеварения и т. д. [3]
Особенно осторожно следует применять упражнения: на быстроту, с задержкой дыхания, с наклонами, на снарядах, с значительным напряжением мышц плечевого пояса.
Трудность упражнений надо увеличивать постепенно. Большое значение на уроке приобретает правильный подбор упражнений для различных групп мышц, чередование напряжений и расслаблений.
Рекомендуется следующий порядок занятий:
Первые 6–10 упражнений должны быть простые, не требующие большого физического напряжения и обязательно чередуемые с ходьбой. Далее следует 2–3 упражнения для больших мышечных групп и 2–3 упражнения специальной направленности (для воспитания осанки, увеличения подвижности в суставах и т. д.). Эти упражнения выполняются в среднем темпе. Только после этого можно приступить к выполнению более интенсивных упражнений, таких как бег, прыжки, метание, эстафеты, спортивные игры и пр. Комплекс завершается медленными упражнениями в потягивании и в дыхании. [3]
Литература:
1) Рубцов А. Т. Группы здоровья. — 2-е изд., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1984–192 с.
2) Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. /н.М. Амосов. — Донецк: Сталкер, 2002. — 590с.
3) Крылова Л. М. Индивидуальный подход в занятиях студентов О Сб. материалов научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания в вузе». М.: МГСУ, 2012.