В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.
Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, образовательная среда, конкурентоспособный специалист, высшая школа.
Высшее образование в современном мире переживает новый виток своего развития. Чем лучше построена система образования в государстве, тем оно стабильнее и авторитетнее на международной арене. Россия оказалась в уникальной ситуации: за последние двадцать лет ее экономика претерпела радикальные изменения. Стремительность и неоднозначность экономических процессов предопределили актуальность подготовки кадров нового поколения. Сегодня молодым специалистам нужны профессиональные качества, которые позволят им быть гибкими, конкурентоспособными и применять на практике полученные знания в условиях быстро меняющейся профессиональной среды [6, с.147].
Основным требованием к системе высшего профессионального образования является его полное соответствие потребностям перспективы развития общества. В этих условиях государство должно выступать регулятором, разработчиком и проводником политики в сфере образовательных услуг. Его главная функция — формирование административной вертикали в управлении образованием, систем контроля и систем качества. Сегодня востребован выпускник, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Эти требования согласуются с идеями компетентностного подхода, который ориентирован на формирование личности конкурентоспособного специалиста, на формирование креативности, т.е. таких качеств, когда человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое [5, с.1].
Смысловое наполнение понятия «компетенция» в европейской педагогике высшей школы связано с понятием «ключевые компетенции». Советом Европы сформулировано и подробно разработаны пять ключевых компетенций, которыми «должны владеть молодые европейцы». Это:
«…политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, принимать участие в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственными методами, принимать участие в поддержке и улучшении демократических институтов;
компетенции, связанные с жизнью в мультикультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявления расизма и ксенофобии и развития климата нетерпимости, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие расхождений, уважение других и способность жить с людьми других культур и религий;
компетенции, которые относятся к владению устной и письменной коммуникацией: она в особенности важна для работы в социальной жизни, с акцентами на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способов критического оценивания информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
способность учиться на протяжении жизни как основу непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни» [2, с.37].
Существенным достижением современного этапа развития и реализации компетентностного подхода является то, что компетенции рассматриваются как важный результата образования. Так, в докладе Председателя международной комиссии по образованию для XXI столетия Жака Делора «Образование: сокрытое сокровище» было сформулировано «четыре столпа», на которых строится образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [1, с.40].
Образовательная среда педагогических вузов России станет фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, если:
− содержание обучаемых дисциплин не только интересно, но и ориентировано на практику, действительность, а также охватывает все аспекты взаимодействия педагога и обучающегося;
− формы и методы деятельности понятны, логически обоснованы, разнообразны и легко применимы в школьной практике;
− отношения, возникающие между преподавателем и студентом основываются на принципах демократичности и развивающего характера обучения;
− существуют достаточные материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития обучающихся;
− существует взаимодействие со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Создание базовых учебных площадок, проведение научно-исследовательских семинаров и конференций, организация научных лабораторий, проведение совместных коллоквиумов студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся позволит включить все компоненты образовательной среды [3, с.171] в процесс подготовки будущих учителей.
Сегодня важно понимание ценностной переориентации образовательного процесса. В рамках компетентностного подхода усиливается личностная направленность образования, а не «знаниевая». Более того, принятие компетентности в качестве образовательного результата, делает его достижение объективно измеряемым, так как процесс переориентируется на её признании как на эталон [9, с.36].
Важным моментом понимания сути компетентностного подхода является раскрытие его смысла. Вопросы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, различные подходы к классификации компетенций разрабатываются в трудах Р. Н. Азаровой, В. И. Байденко, Н. В. Борисовой, И. А. Зимней [2] и др. Методология использования компетентностного подхода для прогнозирования результатов профессиональной деятельности нашла отражение в работах Д.МакКлелланда [8], Р. Бояциса [7], Л. и С. Спенсеров [4]. Анализ смыслообразующих конструктов компетентностного подхода выявил, что компетентность определяется как способность и готовность к определенной деятельности.
Особенностью профессиональной среды, как и деловой, является высокая динамика, а это, безусловно, ведет к постоянному повышению скорости устаревания знаний. Это требует как от каждого специалиста, так и вуза, его готовящего, гибкости, мобильности и способности адаптироваться к постоянным изменениям конкурентной среды.
В связи с этим, отметим, что в рамках реализации компетентностного подхода одновременно решается задача и мотивации обучающихся. Абитуриент, идущий, в вуз должен понимать, кем он станет, каковы перспективы его профессиональной реализации, отвечает ли профессиональное образовательное предложение вуза его личностным способностям и потребностям.
Выделим основные преимущества компетентностного подхода:
- Компетентностный подход обеспечивает переориентацию образовательного процесса со знаниеориентированного образования на формирование личности конкурентоспособного специалиста. При этом значительно повышается образовательная активность самих обучающихся за счет вовлечения в учебный процесс.
- Ориентация на компетентностный подход при организации образовательного процесса с целью формирования конкурентоспособных специалистов обладает высоким мотивационным потенциалом, так как способен задавать основные ориентиры и ставить конкретные задачи перед преподавателями и студентами, что в свою очередь приводит к повышению качества подготовки специалистов.
Изучение современного состояния и существующих тенденций в профессиональной подготовке будущих специалистов разных областей показало, что решение проблемы организации образовательного процесса в высшей школе лежит в сфере использования передовых достижений науки, в частности, компетентностного подход в его системности, личностной ориентации, деятельностности.
Личностная ориентация компетентностного подхода предполагает, что образовательный процесс строится с учетом личностных особенностей каждого участника образовательного процесса в виде субъект-субъектного взаимодействии, при этом студент — активная личность, которая имеет право на свое мнение, собственные убеждения, и главное право на выбор.
Исходя из деятельностности компетентностного подхода, необходимо включение каждого студента в самостоятельную активную познавательную деятельность, так как личность формируется, развивается и проявляется в деятельности.
Профессиональная компетентность обучающегося, таким образом, рассматривается нами, как единство его теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности.
Литература:
- Делор Жак. Образование: сокрытое сокровище. — UNESCO. — 1996. — С.40.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.37.
- Мерзон Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — С. 171.
- Спенсер Л., Спенсер М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы.- М.: HIPPO,2005.
- Стив Джобс. Цитаты опыта// http://www. Maestroclass.biz.ru.
- Хейнонен Т. А. Инновации в системе высшего образования//Проблемы управления качеством образования в вузе: сб.статей. — Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С.147.
- Boyatzis R. Managing motivation for maximum productivity.- NEW YORK, 1979;
- McClelland D. Managing motivation to expand human freedom // American Psychologist, 1978, 33(3), P.201 210;
- Rogovaya O. Environmental activity as an area of environmental competence// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 10 (57): Научный журнал. — СПб., 2008. — С.36.