Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдотьева, Н. С. Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Т. П. Ботвич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74800/ (дата обращения: 16.11.2024).



Когда ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, приоритетной задачей педагогов становится создание условий для его благоприятной адаптации. И родителям, и педагогам хочется, чтобы привыкание ребенка к новому месту не вызвало значительных затруднений.

Адаптация — сложный процесс, который зачастую вызывает изменения в организме ребенка: они проходят во всех системах и на всех уровнях. При этом родители, как правило, замечают только внешние проявления. По тому, как происходит процесс адаптации у ребенка, мы можем условно разделить их на несколько подгрупп.

К первой подгруппе мы относим детей, у которых реакция на новую обстановку и окружение проявляется в виде пикового повышения нервного напряжения, что чревато срывами. Соматическими проявлениями данного состояния ребенка становятся простуды. Как показывает практика, именно данная категория в дальнейшем составляет группу часто болеющих детей.

У второй подгруппы не наблюдается признаков беспокойства и нервного напряжения, но привыкание сопровождается простудными заболеваниями, как элементом адаптации организма ребенка к новой среде.

К третьей подгруппе мы относим детей, у которых адаптация к дошкольному образовательному учреждению не вызывает ни психологических, ни физиологических проблем. Они жизнерадостны, с удовольствием посещают детский сад практически с первого дня.

Как показывает актуальный педагогический опыт, в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается тенденция прироста количества детей первой и второй подгрупп. Но означает ли данный факт, что лишь некоторая часть детей может полноценно освоиться и спокойно посещать детский сад? Ответ однозначный — нет.

Значительное количество трудностей адаптационного периода разрешимы и даже не занимают много времени. Новые условия, безусловно, для ребенка являются стрессовой ситуацией. Но этот стресс вполне преодолим. Очень важно, чтобы в этот момент взрослые, находящиеся рядом, помогли малышу справиться с этими трудностями.

Главной опорой для ребенка в данный период становятся родители. Приходя в детский сад, дети зачастую совсем не подготовлены к новому ритму организации своей деятельности. Попадая в обстановку с новым, пока еще непонятным режимом дня, ребенок, естественно, испытывает трудности. Поэтому родителям стоит заранее уделить время таким моментам, как организация распорядка дня в жизни ребенка, чтобы привыкание протекало легче. И тогда очень велика вероятность, что именно такой малыш, окажется в подгруппе с наиболее благоприятным течением адаптационного периода.

В ходе наблюдения за детьми в рамках адаптационного периода, нами были выявлены следующие маркеры завершения адаптационного периода.

  1. Психоэмоциональный фон ребёнка стабилен в течение недели и более. Он весел и спокоен, активно взаимодействует со взрослыми и детьми, с увлечением играет. Режим дня не вызывает проблем: с удовольствием проходят приемы пищи, сон спокойный.
  2. Ребенок здоров. Нет соматических проявлений простудных заболеваний.
  3. Ребенок набирает вес в соответствии с возрастными нормами развития.
  4. Отмечается динамика психомоторного развития: активное взаимодействие с игрушками, пополняется активный речевой запас.

Рассматривая данные аспекты процесса адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, мы определили основные направления, над которыми необходимо работать педагогам в данный период. Это создание благоприятной эмоциональной среды в группе, развитие чувства спокойствия и уверенности у детей, консультирование родителей воспитанников по вопросам, касающимся адаптации их детей.

Поддержание воспитателями контакта с родителями воспитанников является залогом успешной адаптации ребенка к детскому саду.

На базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области осуществляет свою деятельность консультационный пункт для родителей. Обратиться за помощью туда могут как родители воспитанников, посещающих наш детский сад, так и те родители, у кого дети еще не достигли необходимого возраста, либо по каким-либо причинам не посещают дошкольное образовательное учреждение. Главной задачей консультационного пункта является педагогическая помощь родителям. В рамках данной работы нами обеспечивается единство и преемственность семейной и общественной форм воспитания детей.

В помощь молодым родителям педагогами нашего детского сада проводятся мероприятия: акции, дни открытых дверей, в рамках которых мамы наших будущих и настоящих воспитанников могут подробнее узнать о режиме дня, графике занятий и ритме жизни групп нашего дошкольного образовательного учреждения. А также задать интересующие их вопросы и сразу же получить на них ответы.

В рамках консультативно-просветительской деятельности нами были составлены рекомендации для родителей, как подготовить ребенка к посещению детского сада и сделать более комфортным его адаптационный период.

  1. Создание положительного эмоционального образа детского сада: при ребенке не должны обсуждаться проблемы, которые касаются его посещения детского сада. Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию своих родителей. И если родитель волнуется, переживает, испытывает негативные эмоции, ребенок также будет находиться в состоянии стрессового напряжения.
  2. Режим, и еще раз режим. Родителям стоит заранее ознакомиться с режимом дня в дошкольном образовательном учреждении. И постепенно, еще не посещая детский сад, начать адаптировать к нему ребенка в домашний условиях. Скорректировать режим активности и отдыха, приемы пищи вполне под силу даже молодым родителям.
  3. Включение в детский коллектив. Важно познакомить ребенка с воспитателями, которые будут с ним взаимодействовать, а также с детьми из его группы. Здесь в помощь родителям приходит группа кратковременного пребывания: в ней ребенок и познакомится с детьми, и в группе осмотрится, и воспитатель уже не будет для него новым незнакомым взрослым, а главное, в этот момент мама будет рядом Во время игры ребенок ненадолго отходит от мамы, но затем возвращается к ней за «эмоциональной подпиткой». Мама при этом следит за безопасностью малыша, своевременно окликается на его призывы.

Постепенно время отхода от мамы у малыша увеличивается, малыш начинает проявлять самостоятельность в игре. Мама, предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет и придет за ним после прогулки. Важно по возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама его не обманула и действительно вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается, и ребенок остается в группе на то же время, но без мамы. Исходя из индивидуальных особенностей поведения ребенка, время нахождения ребенка в группе увеличивается постепенно. Ребенок может сам выразить желание спать и обедать вместе с детьми. В нашем детском саду группа кратковременного пребывания осуществляет свою работу с 1 сентября 2019 года.

  1. Положительный настрой. Лейтмотивом семьи на период адаптации ребенка становится девиз: «Как здорово, что мы идем в детский сад! У тебя появятся новые друзья, а сколько там игрушек! Мы так за тебя рады». Ребенок должен чувствовать свою значимость, потому что он уже такой большой, что сам ходит в детский сад и взаимодействует с детьми и взрослыми.
  2. Привыкание постепенно. Первые несколько недель в детском саду ребенок должен чувствовать непосредственное участие родителей в его новой жизни в детском саду. Оптимальным вариантом будет посещение детского сада на 2–3 часа в день.
  3. Поддержка ребенка дома. В течение дня в детском саду все дети, даже самые адаптированные скучают по маме. Поэтому, приходя домой, важно, чтобы родители уделили ребенку время. Наблюдая за ребенком, важно понять, какие занятия помогают ему снять напряжение в конце дня, поддержать его в этом: прогулка перед сном, общение с домашними питомцами и др.

В нашем детском саду воспитатели очень трепетно относятся к такому непростому периоду в жизни ребенка как адаптация. С учетом особенностей раннего возраста, занятия непродолжительные — всего 15–20 минут, при этом присутствует постоянная смена видов деятельности.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к пестушкам, потешкам. Им нравится, чтобы так называемые ритуалы (умывание, одевание, зарядка) сопровождались небольшими простыми песенками или стихами. Дети хорошо запоминают подобные стихи, песенки, повторяют их за воспитателем. Нашими педагогами созданы богатые картотеки подобного материала.

В раннем возрасте ребенок еще не может полноценно рассказать о том, какие именно проблемы он испытывает. Проявлением этого становятся плаксивость, агрессия. Поэтому очень важно, чтобы в процессе адаптации к детскому саду активное участие принимал грамотный педагог-психолог.

В его кабинете присутствует многообразие различного оборудования для эмоциональной разгрузки ребенка: световой стол для рисования песком, сухой бассейн с разноцветными мячиками, уголок эмоций. Стоит отметить, что в группах у нас также есть уголок уединения. Разноцветные ленты отгораживают его от общего пространства помещения группы, создавая зону релаксации.

В целом адаптационный период по продолжительности длится от недели до полутора месяцев.

В процессе адаптации детей раннего возраста необходимо учитывать все аспекты, приведенные выше. Необходима целенаправленная организация жизни ребенка раннего возраста при поступлении его в дошкольное учреждение. Которая стала бы базой для адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

У воспитанников нашего сада адаптационный период проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Литература:

  1. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание — 2006.- № 10.
  2. Галигузова, Л. Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid.- 2006.-№ 5
  3. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. — 2006. -№ 1.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, адаптационный период, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родитель, группа, мама, консультационный пункт, кратковременное пребывание.


Похожие статьи

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Похожие статьи

Создание в ДОУ благоприятных условий для детей раннего возраста в период адаптации

Создание условий в дошкольном учреждении для гендерной социализации дошкольников

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование условий для эффективной адаптации ребенка в ДОУ

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения

Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Задать вопрос