Анализ особенностей правового регулирования положения прокурора в правовой системе России в исторической ретроспективе свидетельствует о постоянных изменениях правового статуса прокурора, но при этом, важно заметить, что на разных этапах менялся чаще объем полномочий прокурора и неизменным оставался тот факт, что прокурор являлся участником в рассмотрении судами различных категорий дел. В статье будут рассмотрены основные полномочия органов прокуратуры на современном этапе развития российского государства, в том числе, в рамках судебного процесса.
Ключевые слова: прокурор, прокуратура, правовой статус прокурора, полномочия прокурора, надзорные полномочия прокурора, ненадзорные полномочия прокурора, процессуальные полномочия прокурора
An analysis of the features of legal regulation of the position of the prosecutor in the legal system of Russia in historical retrospect indicates constant changes in the legal status of the prosecutor, but at the same time, it is important to note that at different stages the scope of the prosecutor's powers changed more often and the fact that the prosecutor was a participant in the consideration of the courts remained unchanged different categories of cases. The article will consider the main powers of the prosecutor's office at the present stage of development of the Russian state, including in the framework of the judicial process.
Keywords: the prosecutor, the procurator, the legal status of the prosecutor, the powers of the prosecutor, the supervisory powers of the prosecutor, the non-supervisory powers of the prosecutor, the procedural powers of the prosecutor
Прокуратура несомненно является важным звеном в государственном механизме защиты интересов личности, государства и общества. На сотрудников органов прокуратуры возложена задача решения важных правовых проблем, что невозможно без высокого уровня их профессиональной компетенции. Основные полномочия сотрудников органов прокуратуры закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [1], а процессуальные полномочия прокурора раскрываются более полно в отраслевом процессуальном законодательстве. Стоит отметить, что в России за органами прокуратуры до настоящего момента оставлены как функции надзора за исполнением законов, так и полномочия по участию в судебных разбирательствах для защиты интересов государства и общества.
Под полномочиями прокурора необходимо понимать совокупность обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций. Данная трактовка близка к той, которая предлагается Д. Н. Ушаковым, который понимает под полномочиями права, предоставленные должностному лицу или учреждению органами власти [4].
Понятие «полномочия прокурора» взаимосвязано с некоторыми другими правовыми категориями. Так, для реализации своих полномочий прокурор обращается к различным правовым средствам, а возможность применять свои полномочия возникает лишь при наличии на то законных оснований. К примеру, юридическая процедура осуществления полномочий прокурора в рамках судебных разбирательств четко регламентирована процессуальным законом, и прокурор может реализовать данное свое полномочие только при соблюдении определённых условий.
Отметим, что полномочия прокурора в Российской Федерации многочисленны и многообразны. Аналогично закреплено и достаточно большое количество оснований, юридических средств и процедур их реализации. Кроме того, устанавливаются полномочия сотрудников органов прокуратуры в различных нормативно-правовых актах, которые в своей совокупности образуют однородную массу правовых норм, регламентирующих правоотношения с участием прокурора. Таким образом, разумно говорить о наличии самостоятельного института полномочий органов прокуратуры, который требует более детального исследования и изучения.
Одной из основных является классификация полномочий прокурора по источникам права, в которых закреплены полномочия прокурора. По этому основанию полномочия прокурора можно подразделить на три группы:
1) полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации;
2) полномочия, установленные федеральными законами;
3) полномочия, установленные федеральными подзаконными нормативными правовыми актами.
К первой группе можно отнести установленные Конституцией Российской Федерации полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по назначению некоторых прокуроров, ко второй — полномочия прокуроров, установленные федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации и другими федеральными законами, к третьей — полномочия, установленные различными подзаконными нормативными актами, как то Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [3] или, к примеру, различные приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам ведения правовой статистики.
Актуальным также является разделение полномочий прокурора на две группы по их внешнефункциональному и внутриорганизационному признаку.
Общепринятым является деление внешнефункциональных прокурорских полномочий на надзорные и ненадзорные, каждые из которых, в свою очередь, также подвергаются внутренней разделению на виды в зависимости от сферы правоотношений, в которой они применяются.
Надзорные полномочия прокурора классифицируются на проверочные, то есть направленные на выявление нарушений предписаний закона; полномочия по реагированию, цель которых — устранение нарушений закона; профилактические, необходимые для профилактики нарушений предписаний нормативных актов. Данное деление несколько условно, так как по своей сути любые надзорные полномочия прокурора могут реализовываться с различными целями. Так, посредством вынесения протеста на незаконный правовой акт, прокурор предотвращает наступление возможных негативных последствий от его применения.
К группе полномочий по реагированию можно отнести полномочие прокурора требовать привлечения нарушителя к установленной законом ответственности. К примеру, прокурор может вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении на основании ст. 28.4 КоАП РФ.
Что касается ненадзорных полномочий, то они установлены как в нормах Закона о прокуратуре, так и в ряде других федеральных законов, в частности процессуальных. К примеру, к ним относятся полномочия прокурора по координации деятельности правоохранительных органов, направленной на борьбу с преступностью.
Надзорные и ненадзорные полномочия прокурора могут быть классифицированы также на процессуальные и непроцессуальные.
Примерами надзорных процессуальных полномочий могут выступать полномочия прокурора по истребованию и проверке законности и обоснованности решений следователя или участкового об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела.
Надзорные непроцессуальные полномочия содержатся в нормах законодательных актов материального права. К таковым можно отнести установленное в Законе о прокуратуре полномочие прокурора рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Полномочия прокурора могут быть также разделены в две большие группы в зависимости от способа реализации: на реализуемые единолично прокурором и на полномочия, реализуемые по согласованию с каким-либо иным должностным лицом или государственным органом. Так, к примеру, на Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителя возложены полномочия по принятию решения о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации по согласованию с Министерством иностранных дел.
При классификации полномочий прокурора в качестве специфических можно выделить полномочия по согласованию тех или иных юридических актов или действий других государственных органов. К таковым можно отнести процессуальное надзорное полномочие прокурора на дачу согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о применении в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Примером непроцессуального надзорного полномочия является полномочие согласовывать проведение контрольно-надзорными органами внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Особый вид согласовательных надзорных непроцессуальных прокурорских полномочий образуют полномочия, которыми наделяется Генеральный прокурор РФ и его заместители по согласованию ряда нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такое полномочие Генерального прокурора Российской Федерации предусмотрено, например, в ст. 10 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2] и касается необходимости согласовывать с органами прокуратуры Перечень исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов.
В качестве самостоятельной классификационной группы надзорных полномочий можно выделить универсальные (применяемые прокурорами всех уровней) и индивидуально-определенные (применяемые только прокурором одного уровня). К универсальным следует относить полномочия, применяемые с учетом установленной компетенции прокурорами всех уровней прокурорской системы, в том числе специализированными. Это касается, например, полномочий по выявлению нарушений законов. Примером индивидуально определенного полномочия является и предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре исключительное право Генерального прокурора Российской Федерации давать обязательные для исполнения указания по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования.
Если обращаться к полномочиям органов прокуратуры в российском судопроизводстве, то необходимо отметить, что его правовое положение и соответственно содержание полномочий будут определяться в зависимости от вида судопроизводства, в котором прокурор принимает непосредственное участие.
Если обращаться к уголовному судопроизводству, то полномочия прокурора возможно связать с тремя его основными процессуальными функциями, которые прямо предусмотрены в ст. 37 УПК РФ:
1) поддержание государственного обвинения;
2) восстановление законности;
3) надзор за соблюдением законности.
Данная система процессуальных функций прокурора в суде представляет собой процессуальную основу правового статуса прокурора в судебном производстве по уголовным делам. Указанные функции могут проявляться в определенных процессуальных формах.
Указанные функции можно классифицировать на постоянные, которые действуют при любых обстоятельствах (надзора за соблюдением законности), и факультативные, которые действуют только при наступлении определенных обстоятельств (поддержания государственного обвинения).
Н. П. Кириллова полагает, что в судебном разбирательстве прокурор в качестве государственного обвинителя выполняет две основные функции: уголовного преследования и правозащитную, которая предполагает, что прокурор в рамках своих полномочий выявляет нарушения материальных и процессуальных прав участников судебного разбирательства [5].
Основная задача прокурора по любому уголовному делу — содействовать суду в процессе вынесения законного и справедливого судебного акта. Поэтому полномочия, которыми обладает прокурор, должны давать ему возможность эффективно защищать права и законные интересы людей и государства, а также принимать меры к восстановлению прав конкретного субъекта.
Рассматривая полномочия прокурора в гражданском процессе отметим, что ГПК РФ не содержит понятия прокурорских полномочий, поэтому в научной литературе под ними подразумевается круг процессуальных прав, направленных на достижение целей, прописанных в ст. 1 Закона о прокуратуре. По мнению М. Ю. Крутикова полномочия прокурора представляют собой только процессуальные права [6]. Т. Н. Маслова, анализируя особенности полномочий прокурора в гражданском процессе, пришла к выводу, что права прокурора одновременно являются его обязанностью. По нашему мнению, под полномочиями прокурора в гражданском процессе возможно понимать совокупность процессуальных прав и обязанностей, которыми прокурор обладает в силу предписаний закона в рамках гражданского судопроизводства с учётом допустимых пределов вмешательства государства в гражданские правоотношения.
Подводя итог, отметим, что под полномочиями прокурора следует понимать совокупность закрепленных в законах и иных нормативных актах форм изъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности. Анализ правового статуса представителей органов прокуратуры свидетельствует о наличии у прокуроров широкого круга полномочий, что взаимообусловлено с многоаспектностью его прокурорской деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 31.07.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс», 2020.
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Российская газета. № 139. 20.07.1995.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с ««Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Правовая система «Консультант Плюс», 2020.
- Ушаков Д. Н. Большой токовый словарь современного русского языка. — М.: Альта-Прим, 2009. — С. 733.
- Тугутов Б. А., Прушинский Д. И. Классификация полномочий прокурора в суде по уголовным делам // Сибирский юридический вестник. — 2019. — № 3 (86). — С. 86–92.
- Крутиков М. Ю. Гражданско-процессуальный статус прокурора // Современное право. — 2007. — № 5. — С. 67–70.