Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермакова, Н. Е. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы) / Н. Е. Ермакова, И. В. Ларкина, С. В. Терешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74825/ (дата обращения: 16.10.2024).



Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального статуса ребенка и достижение им особой материальной независимости, социальной адаптации. Когда воспитательную работу с семьей, имеющей детей с ОВЗ, сопровождает работник ЦССВ, важно рассмотреть особые технологии, которые используются в данной работе.

Ключевые слова: центр содействия семейному воспитанию, воспитание, сопровождение, ограниченные возможности здоровья, адаптация, реабилитация, коррекция

Известен тот факт, согласно которому воспитание ребенка имеет начало в семье. При этом, главными участниками такого воспитательного процесса можно назвать всех ее членов: мать и отца, старшее поколение — бабушек, дедушек, а также братьев и сестер и др. Ведь от их действий и от их отношения к ребенку зависит успешность в его развитии [1].

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, как субъект воспитательного воздействия, причем независимо от вида имеющегося дефекта, является развивающейся личностью и индивидуальностью. При воспитании такого ребенка, хоть и при возможном снижении темпа и изменения некоторых качественных характеристик в развитии, у него со временем формируются собственные стимулы и мотивы поведения, развиваются собственные потребности, формируются уникальные личностные качества и интересы, а также появляется особая возможность в постановке целей по сознательному самосовершенствованию и осуществлению самовоспитания. Другими словами ребенок с ограниченными возможностями так же, как и ребенок, не имеющий дефектов, может посредством воспитания довольно успешно развиваться как в психическом, так и в личностном отношениях [3].

К одной из серьезных опасностей, существующих во многих семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, относят установление к ним особого отношения в виде «особенного» ребенка. При этом родители постоянно стремятся оградить его и от различных физических усилий, выполняя за него многие действия, которые он мог бы совершить успешно и сам, реагируют на любые его капризы, лишая его даже элементарной самостоятельности [2].

Важно отметить, что воспитательная тактика в таких семьях по отношению к детям с ограниченными возможностями, должна быть такой же, как и при воспитании здоровых детей. Частое акцентирование внимания на «особенностях» таких детей приводит к формированию зависимой, совершенно неустойчивой и не целеустремленной личности, которая пассивно воспринимает все имеющиеся жизненные обстоятельства и при этом не способна преодолевать различные трудности [3].

Помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, могут оказать различные центры социального обслуживания населения. Одним из таких учреждений является центр содействия семейному воспитанию [4].

Основными и наиболее важными технологиями социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, являются технологии по социальной реабилитации, по социальной адаптации, по социальной терапии, по социальной диагностике и др.

Особенности социальной реабилитации детей с ОВЗ, как технологии, включают комплекс определенных мер, которые направленны на восстановление способностей ребенка-инвалида к нормальной жизнедеятельности в социальной среде. Она, в свою очередь, включает в себя социально-средовые ориентации, социально-бытовую адаптацию, социально-психологическую, социально-педагогическую и социокультурную реабилитацию.

Технология социальной адаптации ребенка с ОВЗ направлена на соответствие его индивидуального, а также группового поведения на существующую систему норм и ценностей, приняты в обществе.

Среди общих технологий в социальной работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ, главное место занимает технология по социальной терапии. Данная технология представляет собой сочетание приемов и техник не только социального, но также и изобразительного, музыкального творчества, что обеспечивает включение ребенка с ограниченными возможностями в окружающую его социальную среду. При этом активное участие такого ребенка в разных видах творческой деятельности помогает развивать, либо компенсировать способности, и выровнять или повысить при этом социальный статус.

Отмечено, что при рассмотрении применяемых в центре технологий оказания социальной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, важную роль играет социальная диагностика, так как она позволяет сделать заключение о формировании и развитии измеряемых социальных особенностей и параметров. Она также является особым методическим инструментом, который дает специалисту нужные знания, по которым и ставится социальный диагноз актуальных проблем ребенка с ограниченными возможностями и выбираются специальные технологии социальной работы, способные разрешить имеющиеся трудности в его жизнедеятельности.

Для выявления социальных умений и навыков ребенка с ограниченными возможностями, определения уровня их сформированности, применяются такие методы социальной диагностики, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обследование жилищно-бытовых условий, анализ документов.

Наблюдение предполагает необходимость ознакомления специалиста с проблемами семьи ребенка с ОВЗ в естественных для него и привычных условиях жизни.

Одной из важных форм закрепления навыков и умений детей с ОВЗ, можно назвать экскурсии, которые могут разделяться на экскурсии-наблюдения, а также на практикумы в зависимости от роли ребенка (наблюдатель или практик) во время посещения того или иного учреждения г. Москвы, сотрудничающего с центром.

Также экскурсию-наблюдение организуется с целью ознакомления с изучаемым на данный момент объектом (это может быть социально значимый объект — магазин, почта, библиотека и др.), у детей с ОВЗ в процессе её проведения развиваются представления о социальной инфраструктуре. Подобный вид экскурсий организуется специалистами центра так, чтобы дети с ОВЗ не только могли наблюдать изучаемые объекты, но и обязательно сами совершали определенные действия, видели личный пример специалиста и окружающих людей. Такая экскурсия способствует включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в окружающую социальную среду, при этом такая ситуация максимально приближает его к естественным условиям организации жизнедеятельности.

Немаловажными при работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалисты центра считают физкультурно-оздоровительные мероприятия, а также приобщение к спорту, что, в свою очередь, включено в перечень необходимых мероприятий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Такие мероприятия применяются в центре с целью восстановления у них здоровья, для развития самодисциплины, а также волевых качеств.

Также в центре применяются технологии социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, включающие в себя терапию при помощи методов арт-терапии, сказкотерапии, трудовой терапии и др. Результатом их применения является восстановление у ребенка с ОВЗ определенных способностей, а также достижение ребенком достаточно высоких результатов в значимой для него деятельности и преодоление отрицательных последствий во взаимоотношениях с близкими ему людьми. При помощи данных объединений специалисты ЦССВ формируют у ребенка с ОВЗ ценностные ориентации (такие, как забота, взаимопомощь, поддержка и др.), положительные эмоции.

Наш проект «Чай-Ра-Дейки» (чай ради детей) зарождался как необходимый формат общения с родителями путем регулярных встреч. Целью этих встреч было установление доверительных отношений с родителями для создания у них стойкой мотивации включенности в коррекционно-развивающий процесс.

Встречи в рамках проекта «Чай-Ра-Дейки» имели определенную, неизменную структуру, которая включала в себя: встречу- приветствие, игры в кругу, игры за столом и вне стола, мастер-класс, книга «Я здесь и сейчас» и в заключении шкатулка «Мечты сбываются». Встреча-приветствие, игра-круг включали в себя элементы психологических игр, направленных на эмоциональную разгрузку и командообразование. Игры за столом способствовали созданию непринужденной атмосферы для чаепития и обсуждению общих тем.

Тематический мастер-класс был направлен на расширение кругозора и актуализации творческих способностей всех участников встречи. Книга «Я здесь и сейчас» заполнялась родителями по окончанию встречи и отражала настроение участников. Шкатулка «Мечты сбываются» являлась своеобразной «книгой пожеланий и предложений», где родители имели возможность определить тематику следующих встреч.

Всякий раз, нами выбиралась актуальная тема встречи. Она преследовала определенную цель: установление первичного контакта между собой, актуализация творческого потенциала родителей, профилактика их эмоционального выгорания или просто создание праздничного настроения в значимые календарные даты, такие как новый год, восьмое марта, день матери и т. п. Во время таких встреч происходило более подробное взаимоузнавание и раскрытие человеческих душевных качеств, всех собравшихся за единым столом людей.

Мы много узнавали о родителях наших воспитанников такого, о чем раньше и не подозревали. Кто-то из мам очень профессионально выпекал и угощал всех своими кулинарными шедеврами. При этом огромное желание делиться своими умениями вызывало у нас особые чувства благодарности, потому что показывало обратную связь, говорило о том, что это актуально и своевременно. А кто-то из мамочек очень искусно вязал, и иногда встреча превращалась в настоящий мастер-класс по изготовлению очень красивой и уютной вещицы для дома. В структуре встреч были запланированы игры, проходившие вне стола, которые вдруг превращали родителей в мальчишек и девчонок. И мы сразу понимали, что все мамы и папы — это просто повзрослевшие дети. Создание чего-либо своими руками вызывало у родителей истинный восторг. Так на одной из наших встреч был проведён мастер-класс по украшению рождественского имбирного пряника. Каждый участник смог проявить свою фантазию, творчество и свою индивидуальность. В работу включились не только мамы, но и папы наших воспитанников, которые обычно предпочитают быть наблюдателями в таких ситуациях. Родителей так заинтересовало и увлекло необычное для них дело, что в заключении мастер-класса получились неповторимые шедевры в виде елочек и звезд. И с какой же радостью и даже гордостью, они уносили с собой свои «произведения».

Еще одна интересная тема нашей встречи — знакомство с культурой Японии и традициями чайной церемонии этой страны, повторение фразы приветствия на японском языке, изготовление цветков сакуры из бумаги и фотосессию в национальных японских костюмах. Успех нашей встречи был просто ошеломляющим.

Мы поняли, что собираясь все вместе за нашим гостеприимным столом, родителям наших воспитанников, на некоторое время, удавалось забыть о проблемах и постоянно волнующих их вопросах. Они просто вели беседу на отвлеченную тему, наслаждаясь ароматом и вкусом чая и, наверное, в эту минуту становились чуточку счастливее.

Литература:

  1. Крупина И. В. Основы семейного воспитания// Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд. — М., 1996.
  2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
  3. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е. И. Холостова. — М.: МГСУ, 2006.
  4. Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, социальная работа, возможность, встреча, ограниченная возможность здоровья, родитель, социальная диагностика, семейное воспитание, социальная адаптация.


Похожие статьи

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи

Статья посвящена проблемам комплексного междисциплинарного взаимодействия специалистов службы ранней помощи и семьи, воспитывающей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями; освещает характерные особенности комплексной деятельно...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Похожие статьи

Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия

Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...

Коррекционно-развивающая среда как механизм, обеспечивающий процесс социального взаимодействия родителей и детей

Коррекционно-развивающая среда представляет собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в процессе становления социальной компетентности в играх, занят...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Междисциплинарный подход к сопровождению семей в рамках службы ранней помощи

Статья посвящена проблемам комплексного междисциплинарного взаимодействия специалистов службы ранней помощи и семьи, воспитывающей детей младенческого и раннего возраста с различными нарушениями; освещает характерные особенности комплексной деятельно...

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью

В статье раскрываются теоретические основания реализации технологии сопровождаемого проживание инвалидов, как инновационной технологии социальной работы, направленно на социализацию и адаптацию инвалида в социуме.

Задать вопрос