Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста / И. В. Болгова, Т. Г. Кузнецова, А. Ф. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74832/ (дата обращения: 16.11.2024).



Лучшее открытие — то, которое ребёнок сделал сам.

Ральф У. Эмерсон

Для развития личности дошкольника большое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи человека и природы, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Одним из таких эффектных методов познания окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Ребенок дошкольного возраста — любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно : он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой, пробует на вкус снег. Наша задача — помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.

При выборе темы поисково-экспериментальной деятельности необходимо учитывать, что:

− Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

− Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки).

− Педагог должен точно формулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

− Тема должна быть оригинальной, в ней необходим, опять-таки, элемент неожиданности, необычности.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому мы стараемся включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду соответствующая среда.

ФГОС ДО выдвигает определенные требования к предметно-пространственной среде: насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, доступность и безопасность.

Идеальную предметно-развивающую среду создать невозможно, так как — это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.

Мы считаем, размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в разных местах группового помещения, чтобы как можно больше детей было охвачено этим видом деятельности и чтобы при этом дети не мешали друг другу.

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо подключать к совместной деятельности родителей, как полноправных участников образовательной деятельности.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить родителям, что пусть первые шаги ребенка в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, проводим опросы, анкетирование. Разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования, купить недорогой набор юного химика, лабораторию по выращиванию кристаллов и т. д., что, несомненно, будет способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, формирует навыки самостоятельного решения проблем; учит анализу и синтезу, классификации, обобщению информации, что, соответствует требованиям ФГОС и что, несомненно, пригодится детям в будущем.

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Тили-тили-тесто»

Задачи:

Развивать познавательно-исследовательские способности детей через:

опыт с кофемолкой — превращение зерна в муку;

− замешивание соленого теста;

− лепку из соленого теста фигурных пряников с использованием формочек;

− раскатывание скалкой теста, подготовку противня (смазать маслом, посыпать мукой);

Оборудование: мука, соль, вода, кофемолка, зерна пшеницы, скалки, мисочки, дощечки, салфетки, формочки фигурные, фартуки, нарукавники, колпаки, муляжи хлебобулочных изделий.

Ход мероприятия

Воспитатель загадывает загадку:

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом! (Колос)

Воспитатель: Давайте поищем отгадку на нашем плакате. (Дети рассматривают плакат и находят отгадку).

Воспитатель. Здравствуй, здравствуй, колосок!

Был вчера еще росток,

А сегодня посмотрите,

Вырос чудо-колосок!

Воспитатель: Вы догадались, какой это колосок? Конечно, это пшеничный колосок. Давайте его внимательно рассмотрим.

Воспитатель:

Посмотрите, что вы видите на плакате, подносе? (батон, хлеб, печенье, пряники). Как вы думаете, из чего пекут эти продукты? (из муки). А откуда берут муку? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, чтобы зёрна превратить в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы. Обычно их делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение тяжелые каменные жернова, которые при движении перетирали зерна и превращали их в муку. А в степях, где вольно гуляли ветра, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движение жернова.

Труженица мельница встала у реки.

Намели нам, мельница, из зерна муки!

Мельница не ленится — вертится жернова,

И шумит, и пенится быстрая вода.

А мука струится и бежит ручьем,

С медом и корицей коврижку испечем!

В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах, где имеются большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебокомбинаты, где пекут хлеб и другие мучные изделия. Сейчас мы попробуем сами получить муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая мельница. (Дети насыпают зерна в кофемолку, воспитатель, а затем дети вращают ручку кофемолки и наблюдают за превращением зерна в муку).

В старые времена на Руси очень часто сладким угощеньем были пряники. По всей Руси коробейники зазывали на ярмарках: «Пряники городецкие, тульские, московские с пылу, с жару, копейка за пару!». Самые интересные были фигурные пряники. Как вы думаете, почему они так назывались? (Потому, что они были в виде различных фигурок — птичек, зверушек, растений).

Воспитатель: Предлагаю Вам сейчас, испечь фигурные пряники. Что нам для этого надо? (приготовить тесто). Правильно. Давайте пройдем к столу и приготовим тесто.

Воспитатель: Пряники мы испечем из соленого теста, чтобы наши пряники могли долго храниться и их можно было использовать в игровой деятельности. Для приготовления соленого теста надо положить в емкость с помощью мерки одинаковое количество муки и соли. Затем перемешать, добавить немного воды, снова перемешать. Затем достать из емкости на дощечку, раскатать с помощью скалки, взять формочку и вырезать с ее помощью пряник. (рассказ сопровождается показом действий). Затем мы сложим пряники на лист и отнесем на кухню и поместим их в духовку для выпекания. А в следующий раз раскрасим пряники.

Практическая часть. Дети замешивают соленое тесто, делают пряники.

Воспитатель: Ребята, пряники надо сложить на противень из духовки. Но, если мы просто положим, они прилипнут. Поэтому лист надо подготовить: смазать маслом, а потом посыпать мукой. Берите ватные диски, смочите в масле и вот так смазывайте. Кладите диски на тарелку, берите щепотку муки и посыпайте лист. Затем дети с помощью кладут пряники на лист и относят на кухню в духовку.

Итог. Дети вместе с воспитателем достают пряники из духовки, рассматривают их, раскрашивают.

Литература:

  1. Короткова, Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»// Ребенок в детском саду. — 2009. — № 3. — С. 4–12.
  2. Прохорова, Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации — М.: АРКТИ, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пряник, воспитатель, мука, соленый тест, образовательная деятельность, превращение зерна, процесс экспериментирования, Русь, экспериментальная деятельность.


Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Занимательный развивающий материал как средство развития мышления детей дошкольного возраста

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос