Ключевые слова: гибкость, старший школьный возраст, аэробика, стретчинг.
Современные исследования в области физической культуры и спорта свидетельствуют о снижении физической подготовленности учеников старшего школьного возраста, что связанно со следующими факторами: 1) ухудшением экологической обстановки и качества продуктов питания; 2) отсутствием мотивации к спортивным занятиям, сформировавшимся под влиянием тренда о принятии недостатков собственного тела, в том числе и лишнего веса, и развитием возможностей пластической хирургии; 3) высокими требованиями к освоению учебного материала по основным дисциплинам, необходимым для подготовки к Единому государственному экзамену, вследствие чего развивается социальная гиподинамия [4].
Значимым показателем здоровья ученика является уровень развития гибкости. Под гибкостью понимается физическое качество, при совершенствовании которого достигается большая амплитуда выполнения упражнений, а также гибкость — это полный диапазон движений в определённых суставах, достигаемый моментальным усилием [5]. Хорошо развитая гибкость даёт возможность обучающемуся без труда выполнять простые движения и осваивать требующие особой технической подготовки упражнения. Кроме того, благодаря гибкости тренируется эластический компонент сосудов, влияющий на функцию транспортировки крови, что, как показывают исследования, представляет собой важнейший фактор реабилитации мышечных травм, дистрофических изменений организма и воспаления тканей [1].
Однако, как показывает практика, обучающиеся старшего школьного возраста не владеют долгосрочной стратегией сохранения собственного здоровья, в связи с чем одной из актуальных задач физической культуры как учебной дисциплины является развитие мотивации к укреплению здоровья посредством физических упражнений [6], что является причиной применения современных спортивных методик, спортивных игр и соревнований в рамках реализации образовательной программы по физической культуре в средней школе.
Именно по причине роста популярности оздоровительной аэробики в конце XX. — нач. XXI вв. этот массово-спортивный феномен стал использоваться на уроках физической культуры, но, на сегодняшний день, в большей степени, в качестве вариативной части рабочей программы или дополнительных кружков (факультативов). Основной целью введения методик аэробики на уроках физической культуры является «повышение эмоционального фона занятий и уровня здоровья» [2]. Наибольший интерес к аэробике проявляют ученицы старшего школьного возраста, которым импонирует ритмичность тренировок, умеренность физической нагрузки и позитивное влияние на фигуру выбранного спортивного направления.
На основании указанных выше положений было принято решение разработать систему упражнений на базе оздоровительной аэробики для девушек старшего школьного возраста с целью развития гибкости, увеличения уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями и с возможностью применения на уроках физической культуры. Исследование состояло из 3-х этапов:
1) Первичное тестирование гибкости учениц 10-го класса и разработка комплекса упражнений;
2) Выполнение комплексов упражнений обучающимися, внесение индивидуальных изменений;
3) Заключительное тестирование гибкости и анализ результатов.
Тестирование гибкости у девушек проводилось посредством анализа результатов выполнения наклона вперёд из положения сидя и моста из положения лёжа. В данном исследовании приняли участие 20 учениц 10-го класса. В начале педагогического эксперимента средний показатель гибкости девочек на основании результата выполнения наклона вперед из положения сидя составил 18,751,19 см ( S ), а качество подготовки в данном физическом показателе составило 75 %. Аналогичные результаты были показаны при выполнении упражнения мост из положения лёжа, где средний уровень продемонстрировали 60 % учениц, высокий 15 %, а низкий 25 %. Несмотря на достаточно высокий процент качества физической подготовленности, относительно небольшое количество учениц продемонстрировало высокие результаты, а четверть испытуемой группы показала низкие результаты в выбранных упражнениях.
Чтобы улучшить гибкость учениц старшего школьного возраста были разработаны два комплекса упражнений из различных направлений аэробики (преимущественно из стретчинга), основной целью является развитие эластичности и растяжка всех мышечных групп, а также улучшение координации и закрепление навыка правильной осанки. В комплексе использовались упражнения преимущественно на статическую растяжку, так так при статической растяжке, можно добиться большей амплитуды, чем при динамической растяжке. Динамическая растяжка более уместна при подготовке к силовым видам аэробики.
Например, в комплексе использовалось упражнение «Ласточка в повороте», во время выполнения которого работают мышцы-стабилизаторы, мышцы туловища и мышцы ног (статическое напряжение). Это упражнение считается усложненным вариантом классической «Ласточки», где необходимо развести руки в стороны и, стоя на одной ноге, другую отвести назад, наклонившись вперед. Задержаться в этом положении на 2–3 счета [3].
Комплексы упражнений выполнялись на уроках физической культуры, и каждый из них применялся на в течение одного урока физической культуры. Кроме комплекса упражнений уроки физической культуры для девушек 10-го класса включали беговые и разминочные упражнения, инструктаж по технике безопасности, коллективные обсуждения достигнутых в ходе урока результатов. Во время работы с экспериментальной группой применялся индивидуальный подход. Например, не все девушки на начальном этапе были подготовлены к «Ласточке в повороте», поэтому целесообразно было заменить данное упражнение на классическую ласточку. В дальнейшем осуществлялся плавный переход к более сложным вариантам.
Для анализа эффективности разработанных комплексов упражнений были проведены повторные тестирования. Результат в упражнении наклон вперёд из положения сидя составил — 20,251,23 см. ( S ), т. е. улучшился на 1,5 см. (+ 8 %). Различия результатов первого и второго тестирований статистически достоверны (р < 0). В упражнении мост из положения лёжа результаты обучающихся улучшились в среднем на 9 %. Количество учениц, продемонстрировавших низкий результат, уменьшилось на 45 %, а всего продемонстрировало низкие результаты только 15 % учениц. Высокие результаты продемонстрировали 25 % учениц, а 60 % продемонстрировали средние результаты.
Таким образом, в ходе эксперимента обучающиеся улучшили результаты в тестированиях, что подтверждает положительный эффект упражнений из раздела «аэробика» на развитие гибкости и координационных способностей учениц 10-х классов. Во время обсуждения результатов занятия выяснилось, что ученицам интересна аэробика и повышение уровня физической подготовленности. Ведь в этом возрасте девушки особенно стремятся к тому, чтобы быть здоровыми и красивыми. У учениц наблюдались признаки повышения мотивации к занятиям физической культурой, а также к занятиям аэробикой.
Литература:
1. Бубновский С. М. Кинезитерапия на каждый день. 365 советов доктора. — Москва: Эксмо, 2019. — 224 с.
2. Воробьев Н. Б., Ряхина М. И. Фитнес как средство формирования мотивации к занятиям физической культурой.// Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. — Минский университет. 2017. — С. 42–48.
3. Ковшура Е. О. Оздоровительная классическая аэробика: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 167 с.
4. Мартынов А. А., Михайлова В. О. Методика проведения занятий по спортивной аэробике в школе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — выпуск 4. — 2014. — С. 16–20.
5. Нельсон А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку: Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы. — Минск: Попурри, 2019. — 224 с.
6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.