В статье исследуются различные виды способов получения информации, составляющей банковскую тайну, а также выделяются особенности предоставления данной информации. Произведен анализ действующих нормативно правовых актов. Проанализирована современная политика в области предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Рассмотрены официальные способы предоставления сведений, содержащих банковскую тайну.
Ключевые слова : банковская деятельность, банковская тайна, информация, клиент, учреждение.
The article examines various types of ways to obtain information that is a Bank secret, as well as highlights the features of providing this information. The analysis of the existing legal acts is made. The article analyzes the current policy in the field of providing information constituting Bank secrecy. Official methods of providing information containing Bank secrecy are considered.
Keywords : banking activity, banking secrecy, information, client, institution.
Правовой режим банковской тайны, установленный действующим законодательством, заключается в закреплении круга лиц, наделенных полномочиями обращения к банковской тайне. По их запросу банк не вправе отказать в предоставлении им сведений, охраняемых законом в качестве банковской тайны. Законодателем исключена возможность добровольной передачи таких сведений. Такое обстоятельство создает непреодолимые препятствия для большинства добросовестных участников гражданских отношений, которым требуется правомерный доступ к таким сведениям в виду их деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) [1] правом на получение сведений, составляющих банковскую тайну, обладают клиенты кредитной организации, их представители, а также государственные органы, их должностные лица, бюро кредитных историй и иные лица с указанием на то, что основания и порядок предоставления таких сведений должны быть предусмотрены в законе. Перечень государственных органов, их должностных лиц, а также иных лиц, которые обладают правом на доступ к таким сведениям определен в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) [6]), причем исчерпывающим образом.
В соответствии с российским законодательством основной груз ответственности за сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, лежит на кредитных организациях, которые, с одной стороны, обязаны обеспечить защиту такой информации, а с другой стороны, предоставить такие сведения указанным в законе лицам. Стоит отметить, что для предоставления такой информации данным лицам не требуется решение суда, достаточно лишь их требования.
Их можно условно разделить на две группы. Первая группа — это непосредственно участники отношений, которые работают с банковской тайной. К таковым относятся: сами банки и иные кредитные учреждения; организация, выполняющая задачи по обязательному страхованию вкладов; операторы платёжных систем; посредники при совершении банковских операций. Обязанность сохранения банковской тайны возложена законом на всех служащих банков независимо от их должности. Иногда банк в своих локальных актах дополнительно предупреждает об этой обязанности своих сотрудников.
Вторая группа — это организации, которые при осуществлении своих полномочий могут получить доступ к банковской тайне. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» также вменяет в обязанности должностных лиц этих субъектов соблюдать банковскую тайну в разрезе информации, к которой у них есть доступ. К таким органам и организациям относятся:
− Центральный банк России. Банк России в финансовом секторе экономики выполняет не только регулирующие, но и контрольные функции. Поэтому ему предоставлено право в рамках реализации надзорных полномочий запрашивать от подконтрольных организаций любую информацию, в том числе и ту которая составляет банковскую тайну [7];
− банковские и финансовые холдинги, группы, в том числе и иностранного происхождения. По состоянию на 01.09.2020 г. из 396 кредитных учреждений, действующих на территории РФ 63 являются дочерними компаниями иностранных банков. С целью контроля их деятельности вышестоящие организации имеют право запрашивать у них всю информацию;
− международные и иностранные финансовые организации. Банк России и иные кредитные учреждения на основании достигнутых соглашений или на основании запросов от таких организаций имеют право передавать сведения, которые составляют банковскую тайну. Но законодательством предусмотрены определенные ограничения на передачу таких сведений. Например, нельзя передавать информацию, которая относится к категории государственной тайны [5]. Также, перед тем как предоставить этим учреждениям запрашиваемые сведения передающая сторона должна убедиться, что сторона принимающая предприняла для защиты банковской тайны меры, которые как минимум равноценны тем, что установлены нормами российского законодательства;
− контролирующие и надзорные органы. Данные органы, осуществляя свои полномочия, проверяют не только сами кредитные учреждения, но зачастую проявляют интерес и к движению средств на счетах их клиентов. Возможность передачи информации, содержащую банковскую тайну предусмотрена валютным, налоговым, таможенным и ином законодательством;
− правоохранительные и следственные органы. Расследуя правонарушения, связанные с получением незаконно дохода, легализацией доходов, полученных преступным путем, данные органы обладают правом, получить любую информацию, в том числе составляющую банковскую тайну. Вместе с тем инициатором проведения таких проверок может быть и само кредитное учреждение;
− любое государственное ведомство или учреждение. Поступая на государственную службу (гражданскую, военную, правоохранительную и т. д.) гражданин проверяется на соблюдение положений антикоррупционного законодательства [2]. Кроме того, антикоррупционное законодательство обязывает работодателя периодически осуществлять такую проверку в отношении сотрудников, уже состоящих на службе. Поэтому в рамках исполнения норм антикоррупционного законодательства наниматель государственного служащего имеет право сделать запрос в кредитные учреждения о состоянии счетов и вкладов не только самих служащих, но и членов его семьи (супругов и несовершеннолетних детей). Такой запрос может быть удовлетворен только если имеется информация, что в ходе проверки служащего предполагается изучить структуру его доходов;
− суды и система исполнения их решений. По решению судов кредитные учреждения обязаны передавать судебным инстанциям либо уполномоченным ими органам и лицам данные по отдельным операциям и счетам. В деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [4] «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их движении по банковскому счету. И данные требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными. Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами, регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. Но если исходить из иной точки зрения, то в ст. 12 Федерального закона «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» говорится предоставлении судебным приставам-исполнителям право получать у банков сведения, составляющие банковскую тайну;
− бюро кредитных историй. Для того чтобы минимизировать риски финансовых учреждений при кредитовании клиентов была создана система бюро кредитных историй. В эти компании передаются данные о заключенных кредитных сделках и исполнении клиентами своих обязательств. Такая информация может быть передана в бюро кредитных историй только с письменного разрешения клиента банка или микрофинансовой организации. Как правило, согласие на формирование кредитной истории по заключаемой сделке, включается в условия договора кредитования [3].
На сегодняшний день в России прослеживается тенденция ослабления режима банковской тайны, что проявляется в упрощении доступа к сведениям, ее составляющим, а также в расширении круга лиц, обладающих правом на такой доступ. Можно предположить, что такая тенденция растет, в первую очередь, в целях выявления неправомерных операций, посягающих на права граждан, в сфере обеспечения банковской тайны.
В сентябре 2020 г. в Государственную Думу РФ внесен на рассмотрение законопроект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России)» [8] согласно которому с 2021 года в России перестанет существовать такое понятие, как «банковская тайна». Правительство решило отменить краеугольный принцип взаимодействия банков с клиентами и собирается предоставить неограниченный доступ к счетам россиян. По замыслу властей, пристальный налоговый контроль за всеми поступлениями на счета граждан со стороны налоговой необходим для вывода экономики из тени. При этом в правительстве заверили, что нарушение банковской тайны никак не затронет добросовестных налогоплательщиков.
На основании вышеизложенного можно отметить следующее. Помимо общего порядка предоставления доступа к информации, содержащей банковскую тайну, который предусмотрен действующими законами и иными нормативно-правовыми актами, существует ряд особенностей. Эти особенности необходимо учитывать при попытке получить доступ к данному виду информации. Так же, по нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательство в данной сфере. Усовершенствовать порядок и способы охраны данного вида информации, в том числе от недобросовестных должностных лиц.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (часть I). — Ст. 6228.
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О кредитных историях» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть I). — Ст. 44.
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3590.
- Закон РФ от 21.07.1993 № 5485–1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 38. — Ст. 1480.
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 357.
- Письмо Банка России от 25.02.2020 № 014–31/1247 «О сведениях, составляющих банковскую тайну». — URL.: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73620274/ (дата обращения: 29.10.2020).
- Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России). — URL.: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_364178/ (дата обращения: 29.10.2020).