В исследовании представлен анализ имеющихся работ, посвященных выявлению сущности информационного сопровождения, на основании чего формулируется ведущее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя.
В педагогической науке и практике вопрос информационного сопровождения имеет большую актуальность. Рассматривая дефиницию «информационное сопровождение», остановимся на таких понятиях, входящих в состав данного определения, как «информация», «сопровождение», «информационное сопровождение».
Изучение научной литературы по вопросу определения понятия «информация» показывает многообразие различных подходов к его интерпретации. Насколько специалисты из разных отраслей науки далеки от окончательного понимания сущности информации, было показано Ю. Н. Столяровым на основе анализа широкого спектра взглядов [9].
Новый словарь иностранных слов Е. Н. Захаренко определяет информацию как сведения, которые являются объектом хранения, переработки и передачи [5].
В педагогической энциклопедии информация — это:
1) сообщение, сведения о положении дел, о чем-либо, которые передаются людьми;
2) сообщение, которое неразрывно связанно с управлением, сигналы в единстве грамматической, синтаксической и достоверной характеристик;
3) отражение, передача разнообразия в любых процессах и объектах (живой и неживой природы).
По мнению А. И. Берга, информация является отражением в сознании человека объективных причинно-следственных связей в окружающем его реальном мире [1].
В. Глушков дает следующее определение данному понятию: «Информация в самом общем ее понимании, представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы» [3, с. 23].
Обобщая вышеизложенное, определим информацию как совокупность сведений об объектах и явлениях, их параметрах, свойствах и состоянии, воспринимаемые информационными системами, которым свойственно хранение, переработка и передача.
Продолжая анализ характеристик информационного сопровождения, определяющих его сущность, рассмотрим понятие «сопровождение» и «информационное сопровождение».
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля термин «сопровождать» определяется значениями «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, следовать», быть «провожатым» [4, с. 272].
Специфику информационного сопровождения затрагивали отечественные исследователи в разных аспектах: коммуникативном, социальном, интегрированном, психологическом, организационном и др.
Э. А. Капитонов характеризует понятие «информационное сопровождение» как «организованный процесс», включающий работу со средствами массовой информации, формирование информационных поводов и организацию специальных мероприятий, с последующим анализом и подведением итогов [6, с. 67].
В. В. Брежнева сопоставляет информационное сопровождение с одним из видов информационного обеспечения и приводит «доведение до потребителей необходимой информации», которое осуществляется информационными службами и органами за счет предоставления информационных услуг [2, с. 262].
По мнению О. Л. Лаврика, информационное сопровождение есть целенаправленная и систематическая работа по созданию и организации информационных ресурсов и/или информации о них в электронной среде, набор сервисов (услуг) по их доведению и доступу к ним через Интернет, как через посредника, так и самим пользователем напрямую [7, с. 22].
Обобщая вышеизложенное, информационное сопровождение в образовательной среде вуза можно определить как систематический целенаправленный процесс (действие) передачи субъектом (преподавателем) сведений (конкретных сообщений), обеспечение субъектом специальными периодическими (электронными) изданиями заинтересованной в этом целевой аудитории (обучающихся) с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, средств массовой информации, обеспечение целевой аудитории доступом в Интернет.
Современные требования, предъявляемые к подготовке педагогических кадров в русле повышения качества образования, предполагают ориентирование на перспективное планирование работы педагога, прогнозирование результатов педагогической деятельности и развития личности учащегося. Человек, готовящийся стать учителем, должен обладать умениями проектной деятельности. Проектная деятельность как специфическая форма педагогического творчества является универсальным средством развития педагога, способом решения современных проблем образования.
В свою очередь, проектная деятельность студента, будущего педагога — мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенных практически или теоретически значимых задач, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Особое значение в профессиональной подготовке будущего учителя имеет педагогическое сопровождение проектной деятельности, поскольку проектные технологии направлены на демонстрацию обучающимися личной заинтересованности в получении знаний и практической целесообразности изученного. В основе проекта ставятся конкретные профессиональные и жизненные проблемы, которые необходимо решить наиболее результативными методами, чтобы в итоге применить (или приобрести) опыт в конкретной ситуации профессиональной деятельности.
Оказывая информационное сопровождение проектной деятельности будущего учителя, создаются условия для самостоятельного и успешного использования информации с целью удовлетворения его личных и профессиональных потребностей при разработке педагогических проектов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при сопровождении проектной деятельности будущего учителя необходимо сочетание двух направлений — педагогического и информационного. Это позволяет сформулировать следующее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя — это форма партнерского взаимодействия студента и преподавателя, при котором сопровождаемому систематически целенаправленно оказывается помощь и предоставляется различного рода информация, удовлетворяющая его личные и профессиональные потребности и интересы, направленная на достижение результата проектной деятельности.
Литература:
- Берг А. И. Управление, информация, интеллект / А. И. Берг. М.: Мысль, 1976. 384 с.
- Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
- Глушков В. М. Кибернетика вопросы теории и практики / В. М. Глушков, В. С. Михалевич. М.: Наука, 1986. 448 c.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: Т. 4./ В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1991. 683 с.
- Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. М.: Азбуковник, 2008. 1040 с.
- Капитонов Э. А. Управление общественными отношениями / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. М.: Дашков и К; Ростов н/Д.: Наука-пресс, 2007. 368 с.
- Лаврик О. Л. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности / О. Л. Лаврик, Л. Б. Шевченко // Научно-техническая информация. Сер. 1 Организация и методика информационной работы. 2006. № 9. С.19–23.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. е.С. Рапацевич. — Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
- Столяров Ю. Н. Сущность информации / Ю. Н. Столяров. М.: ГПНТБ, 2000. 120 с.