В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Ключевые слова: физическая культура, двигательные умения, двигательные навыки, практика преподавания
На протяжении всей жизни человека, под влиянием многих факторов, формируются двигательные действия, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения: последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, после — от умения к навыку.
Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательный навык — это освоенные и упроченные действия, осуществляющиеся автоматически, обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи [2].
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры строится с учетом общенаучных принципов методологии педагогики [1]:
− Принцип систематичности и последовательности — это регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, постепенное увеличение физической нагрузки (переход от простых упражнений к более сложным упражнениям). Т. е. данный принцип обеспечивает непрерывность образовательного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха, последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в практики преподавания и как следствие совершенствование функциональных систем организма.
− Принцип наглядности — это формирование представлений у обучающихся образа двигательного элемента перед попыткой выполнить посредством совокупности ощущений, поступающих от органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Данный принцип реализуется через: демонстрацию изучаемых двигательных действий педагогом или наиболее подготовленным обучающимся; использование схем, видео с образцами техники изучаемых двигательных действий; использование звуковых сигналов и др.
− Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
− Принцип сознательности и активности — формирование у обучающихся устойчивого познавательно интереса, стимулирования стремления к самопознанию. Осуществляется посредством применения на занятиях различных технологий, форм и методов обучения, способствующие активизации внимания и знаний обучающихся.
− Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, отражающие современное состояние науки или направление творческой деятельности.
− Принцип доступности — соответствие объема изучаемого материала, средств, форм и методов обучения с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и уровнем их подготовленности. В практике преподавания данный принцип обеспечивает, прежде всего, соответствие объема движений и степени трудности в процессе обучения с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и уровнем их подготовленности. Реализация принципа осуществляется путем анализа уровня знаний, умений и навыков обучающихся и на основании полученных данных составления рабочей программы, ориентируясь при этом на утвержденные программные и нормативные требования.
− Принцип динамичности — постепенное повышение требований к обучающимся, применение новых, более сложных упражнений. Например, увеличение физической нагрузки и координационной сложности двигательных действий, т. е. разучивание новых упражнений или совершенствование техники.
− Принцип связи теории с практикой — закрепление теоретических основ в практической деятельности. Например, изначально изучается теория техники двигательных действий, а после происходит ее освоение на практике.
Обобщая все выше сказанное, следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и не могут реализоваться в отдельности.
Анализируя научно-методическую литературу и опыт ведущих педагогов по физической культуре можно отметить, что в настоящее время уделяется повышенное внимание к развитию и совершенствованию двигательных умений и двигательных навыков, есть множество методов и приемов в организации обучения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой методы, это лишь небольшая их часть.
На уроках физической культуры, изучая технику выполнения отдельных движений, комплексов или комбинаций физических упражнений важно акцентировать внимание обучающихся на теоретические знания формирования двигательных умений.
Совершенствование двигательного навыка осуществляется за счет многократного повторения движения, делая приобретенные навыки более прочными.
Вашему вниманию предоставляю ряд нестандартных заданий для теоретического ознакомления детей с двигательными движениями с их последующим освоением:
Задание 1. Пройдите по ссылке и просмотрите фрагмент футбольного матча (URL: https://www.youtube.com/watch?v=7GsaScSto04), разработайте комбинацию, чтобы предотвратить ситуацию и обыграть соперника. Можно продумать несколько комбинаций, а не одну. Придуманную комбинацию нужно записать и быть готовым показать на практике.
При выполнение обучающимися подобных заданий развивается также креативность как ключевая компетентность обучающихся.
Задание 2. Прочитайте текст и подчерните одной чертой знакомую информацию и двумя чертами — новую информацию. Опишите трудности, которые могут возникнуть при выполнении данного броска.
Бросок крюком — эффективный, но сложный вид броска, выполняемый круговым движением руки снизу-вверх на близких и средних расстояниях при плотной опеке противником (рис. 1). Обычно применяется упрощенный вариант этого броска — полукрюк. При полукрюке бросок выполняется из положения полубоком к кольцу, бросок используется на близких расстояниях. В прыжке игрок совершает круговое движение рукой с мячом от плеча вверх, направляя его в корзину [3].
Данное задание направлено на изучение навыков броска, опираясь на уже имеющие знания и навыки обучающихся, развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Проанализировав полученный результат, учитель строит траекторию формирования и развития двигательных умений и навыков обучающихся.
Для обучающихся начальной школы эффективно применение игрового метода, как для комплексного совершенствования движений, так и при их первоначальном разучивании.
К игровому методу относятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся [4].
Несмотря на специфические отличия двигательных умений и навыков, вытекающие из характера управления движениями и различной степенью владения действием, способствуют успешной социализации в современном мире.
Литература:
- Основные принципы дидактики. — Текст: электронный // 4BRAIN: [сайт]. — URL: https://4brain.ru/pedagogika/principy-didaktiki.php (дата обращения: 05.11.2020).
- Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. — С. 280. — Текст: непосредственный.
- Техника броска баскетбольного мяча. — Текст: электронный // Российская электронная школа: [сайт]. — URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5172/conspect/196021 (дата обращения: 05.11.2020).
- Ториев, А. Ш. Игровые методы в физическом воспитании / А. Ш. Ториев. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 102–103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3535/ (дата обращения: 05.11.2020).