Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.
Ключевые слова: проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, дошкольники
Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Чтобы в будущем жизнь была наполнена яркими красками, а каждый новый день приносил радость, необходимо позитивно и с оптимизмом воспринимать окружающую действительность. Но все знают, что это ни так просто. Этому необходимо научиться, а точнее заложить привычку здорового образа жизни ещё на этапе дошкольного детства. А помогут в этом применяемые в ДОУ здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии — один из видов инновационных технологий, нацеленных на сохранение, поддержание и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Прежде всего необходимо сформировать у дошкольников умение самостоятельно заботиться о своём здоровье, то есть заложить основы валеологической культуры. А также организовать образовательный процесс таким образом, чтобы он не сказывался негативно на здоровье детей, педагогов и родителей.
Систематически в группе проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Обязательно организуем проведение различных видов гимнастик- дыхательной, для глаз, пальчиковой и артикуляционной.
ФГОС ДО ставит дошкольные образовательные учреждения перед решением совершенно иной задачи. Проводить занятия по здоровьесберегающей деятельности уже недостаточно.Необходимо гармонично объединить все образовательные области в единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и дошкольника для абсолютного восприятия окружающего мира.Аитогом такого процесса станет сформированное у ребёнка представления о здоровье человека как ценности. Что будет являться необходимой предпосылкой активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века, хотя он и не является принципиально новым в педагогической практике. В дошкольном возрасте ребёнку ни под силу найти противоречия в окружающем, определить цель и проблему. Поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества. В такую совместную деятельность вовлечены ни только дети и педагоги, но и родители воспитанников, которые могут в полной мере испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Теперь хотелось бы поделиться опытом осуществления проектов по здоровьесбережению в нашей группе. В младшей группе — это был долгосрочный проект «Малыши-крепыши». Работа над проектом велась согласно поставленной цели с соблюдением принципов реализации. Обязательный учет возрастных особенностей, многократное повторение усвоенных норм и правил, множество сюрпризных моментов. Старались подобрать наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы работы.
С детьми средней группы нами был реализован среднесрочный проект: «Страна Здоровия». Перед нами стояла цель — развитие двигательной активности детей по средствам элементов физической культуры для сохранения и укрепления физического здоровья. А для этого необходимо обогащать знания и умения по гигиенической культуре, о полезных и неполезных продуктах питания, о воздействии закаливания на организм человека и т. д. Но в первую очередь, у детей необходимо сформировать умение нести ответственность за своё здоровье. И нам очень хотелось, чтобы произошла консолидация детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Рассмотрим основные этапы проекта. На начальном этапе обозначили проблему, определились с целью и задачами, собрали необходимую информацию, провели анкетирование родителей, подобрали необходимый материал и оборудование. В рамках подготовки тематических материалов была подобрана художественная литература по теме проекта, различный аудио- и видеоматериал. Например, детям очень понравилось смотреть мультфильмы про смешариков из цикла «Азбука здоровья». В каждой серии любимые персонажи в доступной форме рассказывают детям о необходимости делать зарядку, что такое элементарная гигиена, и что быть здоровым — это здорово! В стихотворении «Врач» Олеся Емельянова даёт понятие, что мерить температуру и ставить градусник — не больно. А прекрасное произведение «Доктор Вася» Михаила Придворова нравится всем детям. Тигр заболел, не хочет играть и кушать. Всем жалко несчастного тигренка, который не хочет играть и кушать, потому что он простудился и заболел. И лишь самый храбрый доктор Вася не боится войти в клетку и оказать помощь больному.
Далее шёл этап непосредственной реализации проекта. Согласно разработанному плану ежедневно проводились запланированные мероприятия. Например, беседы: «Моя подружка — зубная щётка», «Чистота — залог здоровья», «Врачи бывают разные», «Каша-малаша», «Чудо-витамины», «Молочная страна» и др.
Конечным продуктом стало совместное изготовление с родителями нетрадиционного спортивного оборудование из бросового материала. Центр физического развития пополнился сделанными своими руками гантелями, кольцебросами, массажными дорожками, ходунками, лыжами — скороходами и др. На заключительном этапе провели оценку эффективности и проанализировали достигнутые результаты. Оказалось, что заболеваемость детей снизилась, вырос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка, обогатилась здоровьесберегающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в ДОУ. Реализация данного проекта продемонстрировала актуальность регулярной работы по данному направлению.
Здоровый образ жизни, базирующийся на достаточной двигательной активности, правильном планировании и соблюдении режима дня, первоначальных знаниях об организме, играет большое значение в улучшении и сохранении здоровья. И эти знания и понятия мы должны сформировать у детей уже в дошкольном возрасте. Мы действительно убедились, что использование проектного метода способствует практическому применению знаний по сохранению здоровья.
Литература:
- Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
- Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
- Анохина И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
- Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт — Петербург Детство — Пресс 2011 г.