Эта статья посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе.
Ключевые слова: синтаксис и пунктуация, речевой слух, ударения, паузы, интонация.
Высокая речевая культура учащихся не может определяться только их орфографической или пунктуационной грамотностью. Стилистическая грамотность, навыки правильной устной речи и выразительного чтения, богатый запас слов — вот другие стороны общей речевой культуры. Все стороны языка в большей или меньшей мере взаимосвязаны.
Устная форма нашего языка — звуковая. А между тем звуковой стороне языка, фонологическим средствам языка (различным интонациям, паузам и ударениям) в школах в практической работе словесников внимания уделяется пока еще мало (а иногда совсем не уделяется). В результате наши учащиеся в большинстве своем и читают очень невыразительно.
Кроме письменной речи, мы должны обучать учащихся правильно говорить и читать. Обучать письменной речи мы можем только в том случае, если будем связывать ее с устной речью, со звуковой стороной нашего языка, с наблюдениями над различными интонациями, паузами и ударениями.
В процессе ежедневных занятий по русскому языку мы должны раскрывать учащимся выразительную силу нашего языка, его благозвучность, ритмичность, различия и богатства нашей интонации и т. д.
Не может быть правильной постановки обучения учащихся русскому языку без органической связи письменной речи с устной, особенно без связи изучения синтаксиса и пунктуации с наблюдениями над различными интонациями, паузами и ударениями.
Эта работа посвящается вопросу о связи устной и письменной речи в процессе изучения синтаксиса и пунктуации в школе. Как подсказал личный опыт, эта связь способствует, во-первых, более правильному и легкому осмыслению целого ряда синтаксических понятий, синтаксических и пунктуационных правил, во-вторых, — развитию навыков выразительной речи учащихся и, в-третьих, — развитию их речевого слуха.
В чем должны выразиться подготовительные занятия к изучению синтаксиса и пунктуации? В упражнениях по развитию речевого слуха и в упражнениях по выработке у учащихся умения устанавливать логико-синтаксические отношения в речи.
Что мы понимаем под развитием речевого слуха? Развитие у учащихся способностей, умений через такие элементы нашего произношения, как ударения (слоговые и логические), паузы различной длительности и характера, разнообразные виды речевой интонации, точно улавливать мысли и чувства говорящего со всеми их оттенками. Разумеется, ударения, паузы и интонации мы не отрываем от слов, оформленных в определенные грамматические конструкции.
Речевой слух необходим для лучшего осмысления синтаксической конструкции и пунктуационного правила, для освоения важнейшего элемента языка — его звучания. В итоге — это нужно для повышения общей культуры устной речи, ибо человек, улавливающий ударения, паузы и речевые интонации с их смыслоразличительными функциями в процессе общения, будет уметь пользоваться ими в своей собственной устной речи, делая ее этим самым точной, выразительной, действенной.
Речевой слух учащихся, безусловно, участвует в процессе изучения синтаксиса и пунктуации. Пунктуация является одним из средств выражения мыслей и чувств в письменной речи. И если в процессе обучения пунктуации не исходить от живого выразительного слова, которое учащиеся должны научиться «слышать», то никакого серьезного успеха в этом деле не будет. В процессе изучения синтаксиса и пунктуации выразительная речь является совершенно необходимым и исключительно мощным вспомогательным средством.
Чтобы показать, какое значение имеет развитие речевого слуха у учащихся в обучении синтаксиса и пунктуации, обратимся к примерам.
Учащиеся могут знать правила о том, что между однородными членами (вместе с пояснительными словами), не соединенными союзами, ставится запятая. Но в предложении:
Я приходил в лес, на рассвете налаживал снасти, развешивал манков, ложился на опушке леса.
Под диктовку учителя разные учащиеся могут поставить по-разному знаки препинания. Один поставит так:
Я приходил в лес, на рассвете налаживал снасти, развешивал манков, ложился на опушке леса.
Другие могут поставить так:
Я приходил в лес на рассвете, налаживал снасти, развешивал манков, ложился на опушке леса.
При такой постановке знаков препинания это предложение приобретает несколько иное значение.
От чего зависит в данном случае различная постановка знаков препинания, если все пишущие знают правила пунктуации и умеют их применять? Только от одного: одни имеют более развитой речевой слух и поэтому правильно уловили то значение, которое передается диктующим с помощью интонации, пауз и логических ударений, и правильно его написали; другие имеют недостаточно развитой речевой слух, поэтому неправильно уловили значение этого предложения и неправильно его написали.
Учащиеся могут знать правила о том, сто придаточное предложение от главного в союзном сложноподчиненном предложении отделяется запятой, что после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, что прямая речь в этом случае начинается с большой буквы и заключается в кавычки. Но в предложении:
Коля спросил: «Когда мы поедем в лагерь?»
Под диктовку учителя учащиеся могут поставить по-разному знаки препинания. Одни поставят так, как сделали мы. Другие напишут этот пример и расставят в нем знаки препинания так:
Коля спросил, когда мы поедем в лагерь.
От чего зависит в данном случае различная постановка знаков препинания, если учитель правильно и отчетливо в интонационном отношении прочитал пример и если все учащиеся знают пунктуационные правила и могут их применять? От тех же условий: одни имеют более развитой речевой слух и поэтому правильно уловили значение, которое передается диктующим с помощью интонации, паузы и логического ударения (в данном случае пишущие уловили интонацию предупреждения), и правильно написали; другие имеют недостаточно развитой речевой слух, поэтому уловили не интонацию предупреждения, с которой читал этот пример диктующий, а интонацию подчинения.
Стало быть, наличие развитого речевого слуха необходимо пишущему для правильной записи звучащей речи с помощью знаков препинания. Наличие развитого речевого слуха необходимо учащимся также и в самом процессе изучения синтаксиса и правил пунктуации и выработки пунктуационных навыков.
Литература:
1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.
2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. — М.: Просвещение, 1985.
3. Соловейчик М. С. К тайнам нашего языка. — М. Ассоциация 21 век, 2007.