В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу благодаря философским знаниям. Перечислены направления дальнейшего развития философской науки в цифровом мире.
Ключевые слова: предпринимательство, философия, концепция, цифровая экономика, идея.
С развитием технологий и появлением Интернета человечество сделало огромный шаг вперёд. Перед людьми встали новые задачи, решение которых ещё только предстоит найти. Благодаря науке мы узнали те вещи, о которых даже не догадывались столетие тому назад. Всё это позволило пересмотреть взгляд на окружающую действительность, изменить предпочтения [9]. И вот, в 21 веке человечество стоит перед новой вехой истории — цифровой экономикой. Именно по этой причине, тема новой философской мысли актуальна в наши дни. Ведь именно благодаря этому разделу знаний предприниматель сможет не потеряться в количестве информации, вывести свой бизнес на качественно новый уровень.
Прежде чем переходить к обсуждению этой проблемы, определимся с понятиями, которыми мы будем оперировать в процессе исследования темы. В самом общем понятии философия — это особая форма познания мира, которая составляет систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих характеристиках отношения к природе, обществу и человеку во всех ее основных проявлениях. [12] Если говорить о понятии «Бизнес», то подобрать наиболее точное определение достаточно сложно. С одной стороны, этот процесс можно рассматривать с точки зрения извлечения прибыли из своей идеи. То есть определёнными действиями в сфере экономики извлекать материальное богатство из деятельности. С другой стороны, бизнес можно рассматривать как совершенно новое мышление, предполагающее умение рационализировать свою жизнь. [3] С этой точки зрения прибыль предпринимателя рассматривается не конечной целью, а лишь средством достижения нечто большего. Например, реализации своей идеи или признание обществом.
Так можно ли провести параллель между бизнесом и философией? Может ли одно существовать без другого? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Но давайте подумаем, в своей деятельности каждый грамотный предприниматель придерживается какого-то определённого плана по развитию своего бизнеса, ставит цели, которые хочет достичь в будущем. Не является ли всё это частью философии? Ведь получается, что все современные теории менеджмента, стили управления, целеполагание возникли не случайно. Существовали предпосылки, некие философские исследования и концепции, на основе которых современные предприниматели пытаются построить свою деятельность. [10]
В первую очередь начинающий бизнесмен разрабатывает план реализации своей экономической идеи. Для этого он в своём воображении представляет, каким он хочет видеть своё дело, к каким идеалам следует стремиться, каких людей чувствует рядом с собой. При этом факт принадлежности к определённому социальному слою не должен мешать человеку в самореализации. Даже люди, которые росли в бедности, могут достичь небывалых высот [11]. Да, пусть на начальном этапе им приходилось сложнее других, но благодаря своему желанию и стремлению они смогли полностью реализовать себя в жизни. Так, например, создатель мультипликационной компании Уолт Дисней родился в бедной семье, но благодаря своему таланту и упорной работе стал одним из самых известных людей мира. Его философские идеи состояли в том, что он не видел большой разницы между детьми и взрослыми. Он говорил: «Я рассказываю простые истории, и по моим героям видно, что хорошее в жизни может быть так же увлекательно, как и мрачные приключения» [2]. Идею нести радость в мир можно легко транслировать и в сферу бизнеса, если рассматривать его, как воплощение своих идей в жизнь. Когда у человека есть план, как можно преподнести нечто новое в окружающую среду, действия по реализации можно рассматривать как приключение. При этом немаловажно быть нацеленным на «счастливый конец», то есть предполагать, что всё будет благополучно, ведь, как говорится, мысли материальны. Но при этом не упускать из виду тот факт, что без упорного труда цели добиться практически невозможно.
Когда мы говорим об идеи, которую непременно хочется реализовать в жизни, вспоминается американский предприниматель Фил Найт, основатель бренда Nike. Еще в университете ему пришла в голову, как он сам её называл, «безумная идея», которая заключалась в дистрибуции японской обуви в США. В своей курсовой работе он доказывал, что японские кроссовки смогут занять лидирующие позиции на рынке спортивных товаров в США. Он был так поглощён своей идеей, которая была достаточно проста, но в то же время масштабна, что не останавливался ни перед чем, чтобы его мечта стала реальностью. И сегодня его компания занимает лидирующие позиции, наравне с такими брендами, как Adidas, Puma и другими [8]. Что мы можем вынести из этой истории? В своей книге предприниматель постоянно использовал фразу: «Единственный путь — двигаться наверх. Либо расти, либо умирать» [4]. Будучи спортсменом, Фил воспринимал бизнес, как честную борьбу. Он готов был работать не покладая рук, чтобы продвинуть свой бизнес по производству и продажи кроссовок и шёл на большие риски. «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее» — писал Найт [4]. В то же время необходимо уметь идти на риски и выделяться из толпы. «Вас помнят из-за правил, которые вы нарушали», [4] — утверждает продавец спортивной обуви, подразумевая под этим не переступание закона, а нахождение новых решений в тех местах, где всё уже исследовано и приведено к шаблонам.
Однако Фил Найт, как и Уолт Дисней не были философами по образованию. Они двигались в собственном направлении, исходя из собственных убеждений. Но встречаются и примеры, когда люди специально уходили с работы, чтобы получить образование в сфере философии, после чего добивались успеха. Так, Дэймон Хоровиц ушёл из IT-компании и поступил в Стэнфордский университет, для того чтобы получить докторскую степень по философии. По окончании учебного заведения в 2011 году в своей речи Хоровитц сказал про эту ситуацию: «Это было одно из лучших решений в жизни» [6]. После этого его жизнь кардинально изменилась. Через некоторое время ему предложили должность штатного философа в крупнейшей компании современности — в Google. Это произошло сразу после того, как после окончания университета Дэймон Хоровитц стал задумываться о сущностях вещей. Опираясь на полученные философские знания, он разработал собственный тип поисковой системы Aardvark. Компания Google заинтересовалась молодым человеком и после переговоров новинка была продана компании, а сам изобретатель был принят на работу [5].
В чём же состояли основные идеи Дэймона Хоровитца? Что открылось молодому предпринимателю-философу после получения знаний о сущностях жизни? Во-первых, после того, как самые масштабные открытия уже были изобретены, а в настоящее время идёт их преобразование и доработка, возникает проблема «зашаблонивания». Все предлагаемые решения в бизнесе настолько банальны и изучены, что сложно чем-то удивить окружающих. Именно поэтому изучение философии, в первую очередь, помогает расширить понимание привычных понятий, посмотреть на вещи под другим углом. В то же время происходит расширение рынка идей. Человек после изучения философии открывает для себя новые грани, ему больше не нужно концентрироваться на чём-то одном [7]. Во-вторых, расширяется представление о мире, о его устройстве. Когда знаешь, кто за что отвечает, что повлечёт за собой то или иное действие, гораздо проще разрабатывать новое, приносить в мир то, что ему сейчас действительно нужно. В-третьих, философия помогает пересмотреть понимание истории, как циклически развивающегося механизма и на основе этих знаний осознать, что такое современный мир и куда он движется. Дэймон Хоровитц до получения докторской степени работал над созданием искусственного интеллекта. «Теперь я вижу мир не глазами машины — через призму того, что мы можем упростить до её понимания и логического функционирования» — говорил он в своём интервью [5]. По его мнению, современные технологии человек должен воспринимать не как вещи, облегчающие жизнь человека, а как часть культуры данного этапа развития. Последнее слово всегда должно оставаться за человеком. Именно он мыслит, а техника лишь помогает ему в этом. Эта точка зрения как раз и помогла создать новый тип поисковой системы, которая заключалась в социальном взаимодействии человека и техники. Её смысл заключался в том, что человек в ответ на запрос получает не набор сайтов с информацией по теме, а ответ другого человека, разбирающегося в этой области.
Какие тенденции мы можем выделить на современном этапе развития? Как процесс развития человеческого общества не останавливается ни на минуту, так и не останавливаются вызовы реальности, которые влияют на жизнь людей. И сейчас мир стоит на пути к новой реальности — цифровой экономики. Это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях, таких как электронный бизнес, коммерция, а также производимые ими товары или услуги. Другими словами, цифровая экономика — это все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в Интернете с помощью цифровых коммуникационных технологий [13].
Можно выделить две большие философские проблемы бытия человека в современном мире. Первая касается поиска человека и его личности в сетях Всемирной паутины [1]. Уходя в виртуальный мир, мы теряем своё истинное «Я», пытаемся казаться теми, кем мы не являемся. Другой аспект этой же проблемы — количество информации, которой оперирует современный Интернет. Неподготовленный человек, не умеющий отделить реальное от выдуманного, может неправильно сформировать своё мировоззрение, опираясь на недостоверную информацию некоторых источников во Всемирной паутине. Вытекающая из этого проблема — чрезмерное потребление товаров и услуг. Постоянные рекламные кампании, статьи в социальных сетях, маркетинговые уловки стимулируют покупательский спрос. Это положительно влияет на экономический фактор, но никак не помогает духовному развитию личности. С этой стороны философия новейшего времени призвана помочь человеку обработать нужную информацию, научиться ориентироваться в информационных потоках.
Другая проблема духовного развития людей нашего времени опирается на завышенные требования к личности. Очень сложно найти баланс между естественным стремлением человека к комфортному выполнению своих изначальных природных функций (построение семьи, отдых, забота о здоровье) и искусственных принципов успешной жизни (работа, деньги, карьера, потребление) [1]. Темп жизни среднестатистического городского жителя заметно вырос за несколько десятилетий. Дом — работа стали двумя сферами жизни человека, между которыми он фактически разрывается. Рассматривая эту сторону проблемы, можно обратиться к такой философской категории, как смысл жизни. Современные реалии таковы, что человек на основе различных философских концепций должен самостоятельно решить, чего он хочет добиться в жизни, что ему важнее в данный период времени. Исследуя себя и окружающий мир нам надо научиться распределять своё время, находить баланс между своими обязанностями и увлечениями.
Таким образом, философия в современном мире не утратила своё значение. Преобразовываясь со временем, она и по сей день отвечает на вопросы людей о жизни, позволяет понять себя и окружающую действительность. Кому-то она помогает открывать свой бизнес, придумывать что-то новое и воплощать свои идеи в жизнь. А кому-то просто понять себя и своё место в этом безграничном мире.
Литература:
1. Еникеев А. А., Скрипко В. И. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 1542–1545. — URL https://moluch.ru/archive/116/31369/ (Дата обращения: 27.10.2019).
2. История успеха студии Walt Disney. // URL: https://bbf.ru/magazine/23/4378/ (Дата обращения 22.10.19).
3. Как философия помогает Google и как она может помочь белорусскому бизнесу. // URL: https://www.marketing.by/mnenie/pochemu-biznesu-ne-oboytis-bez-filosofii-intervyu-s-magistrom-filosofii-/ (Дата обращения: 11.10.19).
4. Найт, Ф. Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная её основателем [Текст] / Фил Найт; Пер. с англ. В. М. Царёв. — Москва: Эксмо, 2017. — 520 с.
5. Получите докторскую степень в гуманитарных науках: предприниматель Дэймон Хоровитц советует программистам заняться философией. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/5283-poluchite-doktorskuyu-stepen-v-gumanitarnykh-naukakh-predprinimatel-deymon-khorovitts-sovetuet-programmistam-zanyatsya-filosofiey (Дата обращения 23.10.19).
6. Почему безопасный путь к успеху не приведёт вас к истинному счастью в бизнесе. // URL: https://econet.ru/articles/63773-pochemu-bezopasnyy-put-k-uspehu-ne-privedet-vas-k-istinnomu-schastyu-v-biznese (Дата обращения: 22.10.19).
7. Самые популярные философы современности. // URL: https://www.smol.kp.ru/daily/26158/3046319/ (Дата обращения: 20.10.19).
8. Советы великих бизнесменов: Фил Найт. // URL: https://jizn.info/soveti-velikih-biznesmenov-fil-najt/ (Дата обращения: 22.10.19).
9. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для бакалавров: [гриф МО РФ] / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 828 с.
10. Философия бизнеса. // URL: https://predprinimatel-pro.ru/kak-otkryt-biznes/biznes-filosofiya/ (Дата обращения 8.10.19).
11. Философия успешного бизнеса. // URL: https://bbf.ru/magazine/2/7113/ (Дата обращения 9.10.19).
12. Философский словарь. // URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/ (Дата обращения 21.10.19).
13. Что такое цифровая экономика — описание термина. // URL: https://prostocoin.com/finance/digital-economy (Дата обращения 27.10.19).