Закупки для государственных и муниципальных нужд являются одним из основных инструментов регулирования рынка, элементом социальной и экономических систем, а также обеспечения роста экономики. Как показывает практика, муниципальные закупки — это мощный фактор, влияющий на уровень развития экономики любой страны.
Государственные закупки являются необходимым инструментом промышленной и социальной политики государства. Они позволяют стимулировать производство конкурентоспособных товаров, оказывать поддержку отечественным производителям, в т. ч. малому бизнесу, организациям, инвалидам и иным лицам, нуждающимся в государственной поддержке.
Ключевые слова : история, закупки, контрактная система.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд это совокупность действий, осуществляемых в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть, государственные закупки — это приобретение товаров, работ, услуг в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Для изучения данного вопроса углубимся в историю возникновения государственных закупок.
История развития государственных закупок в России имеет более чем двухсотлетнюю историю. 7 июля 1654 года царь Алексей Михайлович Романов издал «Указ о подрядной цене на доставку» о поставке продуктов в Смоленск взамен на освобождение подрядчика от уплаты пошлины. Данным указом назначалась различная цена, а именно 40, 55 копеек и 1,5 рубля за определенный объем груза товара [4, с. 193].
Государство еще не проводило открытый конкурс в классическом виде, но уже формировало заказ, отбирало исполнителей, формулировало условия контракта. Инициатива царя продемонстрировала пример желания заказчика вести диалог с поставщиком на рациональной и экономически выгодной основе [2, с. 139].
То есть, можно сказать, что в документе прослеживаются признаки государственного заказа, а именно поиск исполнителей, публичность и объявленные заранее условия.
В период правления Петра І были изданы следующие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу государственного заказа:
− Указ «О вызове подрядчиков для делания пороха» 1714 год;
− «Регламент Адмиралтейства и Верфи» 1722 год;
− «Регламент Коммерц-Коллегии» 1732 год [2, с. 140].
В то время большое число государственной казны расходовалось исключительно с целью поставки оборудования для военного дела, и все законодательные акты, в области публичных торгов, составлялись на положениях военных министерств, для нужд исключительно государства. Императору необходимо было активизировать военную и политическую деятельность, для этого ему пришлось найти свои рычаги воздействия, позволяющие усиливать внутригосударственную политику и обеспечить потребность в организации государственных закупок среди населения [3, с. 30–32].
Рассмотрим основные положения данных документов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Основные положения нормативно-правовых актов, изданных Петром І
№ |
Нормативно-правовой акт |
Основные положения |
1 |
Указ «О вызове подрядчиков для делания пороха» |
«И для того порохового дела объявить Его Великого Государя указ по всем воротам, чтобы явились подрядчики всяких чинов люди в канцелярию Правительствующего Сената, и уговоры б свои записывали, кто сколько, и как и по какой цене может пороху сделать». |
2 |
Регламент Адмиралтейства и Верфи |
Содержит несколько статей, которые регламентируют проведение конкурсных процедур, например, статья 15 называлась «Каким образом подрядчиков сыскивать и с ними договариваться». Объявления о проводимом конкурсе вывешивались на городских воротах. Все претенденты на конкурс являлись в приказы и канцелярии для обязательной регистрации. Под эффективностью понималась «нижайшая цена подряда» при этом подрядчику необходимо было представить поручительства. Содержались меры по предотвращению коррупции. |
3 |
Регламент Коммерц-Коллегии |
Устанавливал обязанности подрядчика и поставщика предоставлять справку об отсутствии долгов перед государством для получения допуска к участию к торгам. |
Составлено автором по: [2, 3, 4]
Таким образом, данные документы содержат элементы публичности, открытости, гласности и являются аналогами проведения конкурсных процедур в современном законодательстве. Также, важно отметить, что именно тогда была создана «Канцелярия подрядных дел», которая занималась исключительно поставкой товаров, работ, услуг для нужд государства. В данной сфере осуществлялся строгий контроль с первых дней существования государственного заказа, и в случае невыполнения заказа на нарушителей накладывалась пеня.
Одна из самых радикальных реформ государственного управления в России, коснувшаяся государственных закупок, была проведена во время правления Екатерины Великой. Рассмотрим основные положения данных документов, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Основные положения нормативно-правовых актов, изданных Екатерины Великой
№ |
Нормативно-правовой акт |
Основные положения |
1 |
Учреждение о губерниях |
Статья 118 «О контрактах по подряду, поставках и откупах» Проведение торгов по контрактам на сумму до 10 000,0 рублей сроком не более 4 лет передавалось в Казенную палату, которая действовала от имени Императрицы и обязана была соблюдать условия заключенного договора независимо от обстоятельств. Предусматривались обязанности губернатора производить закупки необходимой продукции, при возможности, у местных производителей. |
2 |
Устав о провианте для продовольствия и войск |
Введение «справочной цены» для государственных заказов. Установлен порядок определения цены, которая являлась основным показателем при объявлении и проведении торгов. |
3 |
Указ «Об отдаче по всем местам, торги производящим, подрядов в разные руки по частям» |
Регламентировал порядок, по которому заказчики наиболее крупные заказы могли разделять по частям. |
Составлено автором по: [2, 3, 4]
Таким образом, в данных документах прослеживается порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта жесткие требования для исполнения контрактов, разделение заказов на лоты, а также стимулирование развития местного производства продукции, то есть положения, принимаемые в современных условиях. Крупные закупки контролировались Казенной палатой и находились в ведении Императрицы. Убытки взыскивались с членов Казенной палаты, которые их допустили.
На протяжении двух веков, до самой революции, система конкурсного поиска исполнителей государственных заказов развивалась и совершенствовалась.
Революция 1917 года и Гражданская война отменили саму необходимость публичных торгов. Но во времена НЭПа интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд возвращается [4, с. 195].
В 1927 году Правительством было утверждено «Положение о государственных подрядах и поставках». Следует отметить, что данный документ просуществовал недолго, так как на смену НЭПу, пришла плановая экономика, и распределение стало являться государственным. Распад СССР требовал обновлений законодательной базы в сфере государственных закупок, которая соответствовала бы изменившимся экономическим и политическим условиям [2, с. 145].
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственные закупки, принятые с начала 90-х годов XX века и до наших дней. Рассмотрим основные положения данных документов, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Основные положения нормативно-правовых актов, изданных с начала 90-х годов XX века и до наших дней
№ |
Нормативно-правовой акт |
Основные положения |
1 |
Указ Президента РФ от 08.04.1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» |
Регламентировал процедуры закупок. Регулировал отношения, возникающие между организатором конкурса и поставщиками в процессе проведения конкурса, но не контролировал процесс размещения государственного заказа. |
2 |
Федеральный закон от 06.05.1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» |
Регламентировал работу федеральных заказчиков. |
3 |
Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» |
Регламентировал различные способы проведения закупок: —торги в форме конкурса, аукциона, также в электронной форме; —без проведения торгов (запрос котировок, единственный поставщик). Закон определил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, работающий на всех уровнях государственной и муниципальной власти. |
4 |
Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» |
Регламентировал проведение закупок их контроль, мониторинг и аудит. |
Составлено автором по: [2, 3, 4]
В результате анализа истории возникновения государственных закупок с момента их зарождения в Российской Империи и до сегодняшнего дня, можно сделать вывод, что во все времена были активные попытки внедрения торгов в экономику страны, которые в полной мере нашли своё развитие в XXІ веке. Каждый год законодательство о государственных закупках претерпевает изменения, для повышения эффективности работы в данной области.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ — Режим доступа: Консультант Плюс, свободный.
- А. Д. Катрич История развития государственных и муниципальных закупок [Текст] // Юридические науки. — 2019. — № 3. — С. 139–141.
- Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России [Текст] // Вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — № 3. — С. 30–37.
- Мироненко Г. А. Становление государственного заказа в России [Текст] // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». — 2019. — № 1. — С. 193–199.