В статье изложена основа деятельности органов местного самоуправления. Рассмотрены полномочия органа местного самоуправления. Значимость и важность вопросов деятельности местного самоуправления не оспаривается ни одним специалистом в области юриспруденции, и представляет научный интерес для многих исследователей.
Ключевые слова: акты субъектов, закон, источники, местное самоуправление, полномочия, правовые акты, управление, функции.
The article describes the basis for the activities of local self-government bodies. The powers of the local self-government body are considered. The significance and importance of local government issues is not disputed by any specialist in the field of law, and is of scientific interest to many researchers.
Keywords: acts of subjects, law, sources, local self-government, powers, legal acts, management, functions.
Сам термин «полномочия местного самоуправления» заложен в Конституции РФ, а если быть точным, то в статье 132. Данная статья гласит, что «...органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями» [1].
Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций, но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. C опорой на данное определение можно утверждать, что под полномочиями принято принимать права, которые совмещены с обязанностями. Однако полномочия нельзя рассматривать отдельно от компетенции. Нехватка полномочий отрицательно скажется на компетенциях и наоборот. В свете соотношения полномочий и компетенций следует обратиться к термину из европейского права «субсидиарность». Субсидиарность или, иначе говоря, «принцип субсидиарности» подразумевает, что все вопросы, которые могут быть решены на нижнем, максимально приближенном к населению, уровне управления, должны быть закреплены за этим уровнем.
На верхнем уровне управления в компетенции власти входит рассмотрения тех вопросов, решение на нижнем уровне которых либо вовсе невозможно, либо малоэффективно. Если деятельность нижнего уровня приносит вред, то вмешательство становится обязательным.
Упомянутая ранее статья 132 Конституции РФ регламентирует полномочия органов местного самоуправления. Согласно положениям статьи 132 органы местного самоуправления в праве самостоятельно реализовывать следующий перечень полномочий:
− управление муниципальной собственностью,
− формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,
− установка местных налогов и сборов, реализация охраны общественного порядка,
− решение иных вопросов местного значения.
Согласно ст. 132 Конституции, в спектр полномочий органов местного самоуправления входят некоторые государственные полномочия. Эти самые полномочиями, реализуются при полном соответствующем финансировании. Миграционные процессы Миграция, миграционные процессы и их динамика в России.
Перечень ключевых полномочий в Федеральном законе 2003 г. № 131–ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены с опорой на систему утвержденных положений [2]. Прежде всего, это те вопросы местного значения, которые относят к сфере влияния местного самоуправления. Они сформулированы на базе деления муниципальных образований на типы, а именно: вопросы местного значения поселения, вопросы местного значения муниципального района, вопросы местного значения городского округа. Для всех муниципальных образований имеет место общий перечень вопросов, к которым можно смело отнести следующее: формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за исполнением бюджетов, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровней местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Все иные местные вопросы решаются в соответствии с полномочиями поселений и муниципальных районов. Что касается городских округов, то весь перечень вопросов местного значения находится в сфере влияния.
Хотя местное самоуправление — это элемент системы демократических свобод, все же его реализация связана с рядом возможных исключений из принципов построения властных отношений с акцентом на сокращение или, наоборот, расширение возможностей реализации такого права в конкретных условиях [4, c.182]. Данную точку зрения нельзя отбрасывать полностью, учитывая, например, характер осуществления государственной власти или муниципального управления в условиях конкретных территорий. Но следует понимать, что любое ограничение права на местное самоуправление в пределах меньших, чем закрепленные на уровне Конституции РФ гарантии реализации этого права, должны вызывать адекватную реакцию со стороны как общественности, так и самих органов местного самоуправления». Соглашаясь с мнением Л. Т. Чихладзе о возрастающей роли субъектов федерации в определении организационных основ местного самоуправления [5, c. 21–22], мы предлагаем существенно расширить систему и содержание конституционно-правовых гарантий реализации права на местное самоуправление за счет правоустанавливающей и праворегулирующей роли конституционных актов субъектов федерации.
На основании Устава Красноперекопского района муниципального района можно выделить следующие основные полномочия Красноперекопского районного совета Республики Крым (далее — Красноперекопский районный совет):
1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, оставление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро-и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
— иные полномочия, определенные федеральными законами и законами Республики Крым.
Перечень полномочий не является исчерпывающим. Администрация осуществляет также полномочия по решению вопросов местного значения в различных сферах: в области жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства, в области землепользования и градостроительства, в области социальной политики и т. д.
Конституционно-правовые гарантии реализации права на местное самоуправление, закрепленные на уровне Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов проявляются главным образом непосредственно на уровне субъектов местного самоуправления. И поэтому судить о качестве или точности определений, действенности системы таких гарантий и степени их защиты со стороны государства можно исходя из состояния практической реализации права на местное самоуправление непосредственно на территории субъектов федерации.
Главой муниципального образования Красноперекопского района является председатель Красноперекопского районного совета. Председатель Красноперекопского районного совета является высшим должностным лицом района. В своей деятельности председатель Красноперекопского районного совета в своей деятельности подконтролен и подотчетен жителям района и Красноперекопскому районному совету в соответствии с федеральным законом и Уставом.
Глава муниципального образования Красноперекопского района в своей деятельности ставим перед собой основные задачи:
− повышение качества бюджетного планирования;
− полнота исполнения бюджета;
и др.
Деятельность главы направлены на сохранение в районе стабильной экономической и социальной обстановки, обеспечение положительной динамики социального развития, сохранение устойчивых темпов экономического роста в целях улучшения условий жизни населения.
Отметим, что ориентация Конституции РФ на народ как носитель суверенитета определяет характер и вместе с тем основные проблемы практической реализации местного самоуправления муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым. Отметим, что Конституция РФ лишь закрепляет право на местное самоуправление, создает систему определенных (не исчерпывающих) гарантий реализации данного права, но все это определяется с точки зрения унифицированного подхода к условиям его реализации. Иными словами, Конституция РФ не отображает и, совершенно очевидно, не может отображать все исключения, особенности или специфику характера реализации права на местное самоуправление в различных субъектах федерации. Для этого предназначены соответствующие конституционные акты и/или уставы субъектов федерации, а также законодательные акты субъектов федерации принятые во исполнение Конституции РФ, но учитывающие особенности практических условий осуществления местного самоуправления.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
3. Устав муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым [электронный ресурс] // https://krpero.rk.gov.ru/ru/document/show/459 (дата обращения 19.10.2020)
4. Кузьмина В. В. Местное самоуправление как способ обеспечения экономической безопасности муниципального образования // В сборнике: Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления Сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции. — 2019. — С. 181–184.
5. Актуальные проблемы муниципального права: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». — М, 2018. — 386 с.