На обложке
изображен Марвин Харрис (1927–2001),
американский антрополог.
Марвин Харрис
родился в Бруклине, в Нью-Йорке, незадолго до Великой депрессии. Он получил
степень доктора философии в Колумбийском университете, после чего
преподавал там и возглавлял кафедру антропологии. В годы обучения
в аспирантуре Харрис любил проводить часы на ипподроме и в конце концов
разработал сложную математическую систему ставок, которая оказалась достаточно
успешной, чтобы обеспечить материальную поддержку его жене Мадлен и ему.
Позже он перешел во Флоридский университет, откуда с возрастом вышел на
пенсию, став почетным профессором-исследователем в области антропологии.
Харрис является автором
17 книг и большого количества статей. Два его учебника для колледжа —
«Культура, люди, природа: введение в общую антропологию» и «Культурная
антропология» — были переизданы несколько раз. Его полевые исследования
затрагивали страны Африки, Азии и Южной Америки. Ранние работы Харриса
находились под влиянием боасианской традиции, но после проведения полевых
исследований в Мозамбике в конце 1950-х годов он перенес свое
исследовательское внимание от географических и культурных аспектов
к поведенческим. Так, вклад Харриса в основные теоретические вопросы
включает его пересмотр теории биологического излишка в формировании
ожирения. Он стал хорошо известен тем, что сформулировал материалистическое
объяснение отношения к скоту в религии в индийской культуре.
Наряду с Майклом Харнером Харрис является одним из ученых, наиболее
склонных к предположению, что ацтекский каннибализм возник в результате
дефицита белка в рационе ацтеков. Объяснение появляется в книге
Харриса «Каннибалы и короли».
В рамках
«культурного материализма» как исследовательской парадигмы Харриса были объединены
марксизм (исторический материализм, но с отказом от диалектики), в частности
его анализ средств производства, внимание к демографическим факторам
(восходящее к мальтузианству), а также достижения американской
антропологии, в частности неоэволюционизм Лесли Уайта и Джулиана
Стюарда.
Идеи Харриса
основываются на экономическом детерминизме: разница между культурами зависит от
материальных потребностей человека. Но чтобы удовлетворить их, обществу
требуются технологии, соответствующие определенным природным условиям и характерные
для данного времени. Технологии зависят от природных особенностей конкретной
территории и нацелены на оптимальную затрату ресурсов, имеющихся на этой
территории, и на минимизацию трудовых и энергетических затрат. Так
возникают «равновесные» системы, которые легко вывести из строя, изменив один
из их показателей. Если рассмотреть какую-либо объединенную группу людей,
обитающих на определенной территории со своей культурой, ресурсами и технологиями,
обеспечивающими их существование, и резко увеличить население, то для его
сохранения потребуется усовершенствование старых или поиск новых технологий
(например, для добывания пищи или изготовления одежды и жилищ). С нахождением
или усовершенствованием технологий это общество поднимется на новый уровень
технического развития. Харрис, как и Уайт, уделял особое внимание
обычаям различных культур, показывая, что за ними кроются четкие «материальные»
основания, несмотря на то, что на первый взгляд эти обычаи кажутся современному
человеку абсурдными.
Тезисы, выдвинутые
им в своих научных трудах, находили как сторонников, так и критиков.
Хотя вклад Харриса в антропологию велик, о нем говорили, что «другие
антропологи и наблюдатели имели почти столько же мнений о докторе
Харрисе, сколько он имел о том, почему люди ведут себя именно так».
Смитсоновский журнал якобы назвал его «одним из самых противоречивых
антропологов живых». The Washington Post описала его как «центр шторма в своей
области», а Los Angeles Times обвинила его в «чрезмерно обобщенных
предположениях». В последнее десятилетие своей жизни он вступил в ожесточенную
борьбу с постмодернистами, которые, по его мнению, оказали огромное
влияние на антропологию во второй половине XX века.