Статья посвящена проблеме дружбы и дружеских отношений между дошкольниками. Это обязательная форма общения детей в формирующейся группе дошкольников. Игра определяет организацию детского коллектива, поэтому очень важно, чтобы он отражал положительные явления окружающей жизни.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, дружеские отношения, игровая деятельность, детская игра.
В дошкольном детстве происходит процесс развития и роста ребенка, происходит процесс накопления новых знаний и навыков. Каждая новая идея появляется в деятельности, в процессе освоения новых форм воздействия и взаимодействия с миром людей и миром предметов. Основное занятие в этом возрасте — игры. Этот тип игры основан на воображаемой ситуации, в которой ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой среде. Такой вид организации деятельности способствует решению вопросов накопления знаний о формах межличностного общения, процессе их формирования и выяснению моральных основ взаимодействия.
В этой связи одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о дружеских отношениях между дошкольниками. Этот интерес обусловлен индивидуализацией развития современного общества. В этом контексте наиболее востребованными чертами личности являются способность самостоятельно решать поставленные задачи, находить интеллектуальные и эмоциональные ресурсы, уверенность в себе и независимость от коллективного мнения [2, 87].
В дошкольном возрасте, особенно в 5–6 лет, идет интенсивный процесс формирования самосознания. Важная составляющая развития — самосознание как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.
Проблема дружбы и дружеских отношений между дошкольниками была предметом исследования советских педагогов и психологов. Однако современная практика социального воспитания требует дальнейшего развития проблемы формирования у детей, особенно старшего возраста, тех социальных характеристик, которые выражаются в дружеских отношениях между сверстниками, в достаточно устойчивых поведенческих привычках и необходимы для динамичного качественного развития детского коллектива.
Группа детского сада для ребенка — это источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. Группа осваивает навыки социального поведения и нравственных норм при взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности: игре, работе, видении и т. д.
Приёмы и руководства детской игрой должны быть направлены:
1) на формирование игры, как деятельности;
2) на использование игры, как средства нравственного воспитания и в первую очередь формирования дружеских взаимоотношений, а также усвоение детьми норм поведения [1, 65].
Ребенок берет на себя роль и ведет себя согласно синтезированным в ней моральным правилам и действиям.
Содержание роли определяет не только действия ребенка по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. И он видит эти действия как бы со стороны, потому что он и он сам, и кто-то другой. Роль учит ребенка подчинять свои действия образцовым, общепризнанным правилам поведения. Отсюда становится понятным, какую роль играет игра в формировании личности дошкольника и насколько важно насыщать ее действиями и действиями, имеющими наибольшее воспитательное значение. Игра через его содержание определяет организацию детского коллектива, поэтому очень важно, чтобы он отражал положительные явления окружающей жизни.
Отечественный психолог Д. Б. Эльконин считает, что нужно различать 2 вида игр:
а) игры, в которых основным содержанием является предметная деятельность людей;
б) игры, отражающие отношения между людьми [4, 111].
В процессе исследования взаимоотношений дошкольников в играх было установлено, что в тех случаях, когда дети ориентированы на активные игровые действия, содержание игры не отражает моральную сторону деятельности людей. Чаще всего это наблюдается в играх с бытовыми историями.
Ребенок выполняет множество действий, связанных с определенной функцией, но не воспроизводит присущие ему отношения. Персонажи, изображаемые детьми, часто лишены определенных моральных качеств личности. Например, мама (ни добрая, ни злая) просто стирает, готовит обед, ходит в магазин. Продавец взвешивает товар, считает деньги и т. д.
Воспитательная ценность таких игр крайне низка, несмотря на то, что сюжет может наилучшим образом отражать аспекты окружающей действительности, например, взрослую работу, отношения близких к ребенку людей. Это свидетельствует о том, что усвоение содержащихся в бумагах норм и правил не происходит спонтанно, ребенку иногда сложно осветить нравственную сущность человеческой деятельности без помощи взрослых. Невозможно не учитывать специфику независимой RPG, предлагающей условность, вариативность содержания.
Что касается дружеских взаимоотношений у младших дошкольников, то следует отметить, что такой характер воздействия общения, организованного воспитателем на человеческой основе, служит основой для возникновения у детей избирательных отношений, симпатии, симпатии, привязанности.
В старшем дошкольном возрасте отношения между 2–3 детьми с признаками дружбы характеризуются, прежде всего, как личные отношения. Вместе с тем появляются и более крупные детские объединения в 5–6 человек, которые под влиянием общих воспитательных требований постепенно приобретают общественную, коллективную направленность [3, 208].
Как известно, потребность в общении со сверстниками у ребенка возникает немного позже, чем потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольном периоде он уже очень ярко выражен и, если не находит своего удовлетворения, ведет к неизбежной задержке общественного развития. И создает максимально благоприятные условия для полноценного обучения и развития, это группа сверстников, в которой ребенок поступает в детский сад.
Практически все исследователи, изучавшие игру, единогласно пришли к выводу, что игра — самое свободное и свободное занятие для дошкольника. В игре он просто делает то, что хочет. Спокойный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами полностью свободны от их обычного и «правильного» использования.
Творческая свобода игры выражается еще и в том, что ребенок включен со всей своей эмоциональностью и испытывает максимальное удовольствие от игры. Эмоциональное богатство игры настолько сильное и очевидное, что этот самый момент часто выделяется, что позволяет нам рассматривать игру как инстинктивный источник удовольствия.
Парадокс состоит в том, что в этой деятельности, в лучшем случае свободная от какого-либо принуждения и явно полностью зависящая от эмоций, ребенок сначала учится контролировать свое поведение и регулировать его согласно общепринятым правилам. Суть детской игры именно в этом противоречии.
Дружеские отношения — обязательная форма общения детей в формирующейся группе дошкольников. Они проявляются в своем поведении и, прежде всего, в различных действиях, основанных на непосредственных моральных мотивах. Учитывая доброту в детских отношениях, наиболее успешным развитием является деятельность, которая выражает элементы социальных устремлений [1, 95].
Выбирая подвижную игру по правилам, необходимо учитывать возраст детей и тщательно спланировать игру. Для формирования отношений доброжелательности и уважения необходимо развивать у детей социальную направленность пары, используя общение в соответствии с содержанием игровой деятельности и структурными способностями самой игры.
Таким образом, потребность в раннем общении становится основной социальной потребностью дошкольников. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Это необходимое условие формирования социальных качеств личности ребенка, проявления и развития принципов коллективных отношений между детьми.
Литература:
- Лидак, Л. Сюжетно — ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками /Л. Лидак. — М.: Наука, 2010. — 142 с.
- Субботский, Е. В. Психология отношений партнеров у дошкольников / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.
- Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 5–6 лет в игре / Е. И. Щербакова. — М.: Мир, 2014. — 263 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. — М.: Альфа, 2008. — 284 с.