Развитие российского образования не стоит на месте. Учителя стараются разрабатывать всё новые и новые методики обучения. Школа не может не реагировать на появление нового вектора общественного развития, который ставит перед ней задачу формирования независимой личности, способной к самоопределению, самоорганизации и самореализации, умеющей неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность. Одним из нетрадиционных способов преподавания иностранных языков является проектная и исследовательская деятельность. Именно в этом заключается актуальность данной статьи. Следует подробнее рассмотреть процесс организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). В настоящее время одной из важнейших задач в процессе обучения иностранным языкам является социокультурное и коммуникативно-когнитивное развитие личности школьника. И здесь большое значение имеет вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, которая формирует коммуникативные компетенции, а урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектно-исследовательская деятельность способна обеспечить формирование иноязычной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности является личность ученика, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.
«Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить» — вот основной тезис современного понимания проектной и исследовательской деятельности, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. В своей работе я успешно использую популярнейший метод, для того чтобы рационально сочетать теоретические знания учащихся и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет решить дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. Я считаю, что позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Использование проектно-исследовательской деятельности повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» — возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» учащимся. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте. Учащиеся, получив задание, начинают подходить к нему более осознанно. Они учатся сами планировать и организовывать свою работу, развивают коммуникативные навыки. Они учатся оценивать свои способности и способности, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата. Меняется роль учителя: я не контролирую и не направляю каждый последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяю процессу мотивации обучения. Ученик превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Я учу детей ставить перед собой реальные цели и достигать результата. Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Очень интересными получаются проекты по темам: «Рождество в России или в Англии», «Напиши письмо зарубежному другу», «Новогодняя открытка», «Достопримечательности Великобритании», «Светлый праздник Пасха в России и Англии». На данном этапе обучения нужно больше творческих способностей, уметь фантазировать, логически строить предложения. В старших классах предпочтение отдается творческим проектам, которые выполняются в форме презентации, сборника, видеоролика, буклета, стенгазеты. Очень актуальны темы проекта: «Молодёжный сленг в современной культуре речи», «Шотландский танец — обряд, соревнование или разговор», «Здоровый образ жизни». Используя в своей работе проектную и исследовательскую методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектно-исследовательская деятельность активно влияет на мотивационную сферу обучающихся. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения. Проектная и исследовательская деятельность основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности, развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся в целом.
Приложение 1