Большинство людей, проживающих в любом государстве, являются его гражданами с рождения и сохраняют этот статус до конца своей жизни, поэтому вопросы приобретения, изменения или прекращения гражданства не представляют для них особого интереса или не считаются сложными. Однако в современном мире растет число межнациональных конфликтов, браков, заключаемых между гражданами разных государств, развивается интернациональная экономика, создаются международные компании, а также происходят и другие события, приводящие к появлению миграционных потоков или перемещениям больших групп людей из одной страны в другую. При таких индивидуальных и групповых перемещениях людей, происходящих и на территории Российской Федерации, незамедлительно возникают вопросы, связанные с приобретением, изменением и прекращением гражданства.
Ключевые слова : гражданство, приобретение гражданства, принцип крови, принцип почвы, натурализация, оптация
К наиболее распространенным основаниям приобретения гражданства относится приобретение гражданства по рождению. Существует пять оснований приобретения гражданства по рождению, на которые указывается в ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [1]: четыре основания содержатся в ч. 1 ст. 12, пятое основание — в ч. 2 ст. 12.
Первое основание — оба родителя ребенка или единственный родитель имеет гражданство РФ. Второе основание — один из родителей ребенка имеет гражданство РФ, а второй — апатрид или безвестно отсутствующий, или неизвестно его местонахождение. Третье основание — один из его родителей гражданин РФ, а второй — иностранное лицо, при условии, что ребенок родился на территории РФ или если при ином исходе он окажется лицом без гражданства. Четвертое основание — оба его родителя или единственный родитель являются иностранными гражданами или апатридами, проживающими на территории РФ, при условии, если государство, гражданами которого они являются, не предоставит ребенку свое гражданство. И пятое основание, содержащееся в ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве, если ребенок находится на территории РФ, его родители неизвестны и не объявились в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
При анализе данных оснований можно увидеть, что в РФ в отношении гражданства по рождению действует принцип крови, а в части, где его недостаточно — распространяется принцип почвы. Это видно, в частности, из четвертого основания (п. «г» ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве), в котором указано на то, что если у иностранных граждан на территории РФ рождается ребенок, то гражданство РФ он будет иметь только в том случае, если государство, гражданами которого они являются, не дадут гражданство. Таким образом, сначала действует принцип крови, а если в результате его действия ребенок останется без гражданства, то можно применить принцип почвы.
Также в п. «в» ч. 1 ст. 12 Закона о гражданстве содержится указание на разрешение «коллизии» о том, какое гражданство должен получить ребенок в том случае, если один из его родителей — гражданин РФ, а второй — иностранное лицо. Здесь тоже действует принцип крови, но поскольку в данной ситуации ребенок по принципу крови принадлежит не только РФ, то Закон о гражданстве учитывает также и право почвы, т. е. если имеют место оба принципа, то ребенок признается гражданином РФ.
В отношении приобретения гражданства по рождению следует отметить наиболее часто встречающуюся проблему — рождение детей в браке между гражданами разных государств в случае отсылок к законодательству другого государства, поскольку регулирование в государствах, гражданство которых имеют лица, может быть противоположным. Могут иметь место обратные отсылки [3, с. 1027]. Например, законодательство государства А, к которому принадлежит муж, отсылает к законодательству Б, к которому принадлежит жена, а законодательство Б отсылает обратно к государству А. Либо ситуация, когда законодательство государства А указывает на применение своего законодательства, а законодательство государства Б — на применение своего, при этом, отсутствуют указания международных договоров. Вопрос о том, что делать в подобных ситуациях, остается открытым. Но стоит помнить о том, что нужно пресекать безгражданство, поэтому данный вопрос необходимо урегулировать, например, на уровне международных соглашений.
Для приобретения гражданства РФ как в общем порядке, так и в упрощенном порядке, необходимо, в первую очередь, достичь восемнадцатилетнего возраста и быть дееспособным. Но возраста и дееспособности недостаточно для принятия в гражданство РФ, помимо них необходим ряд условий:
- проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до заявления о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Непрерывность определяется тем, что за один год лицо не должно было выезжать за территорию РФ больше, чем на три месяца;
- лицо должно обязаться соблюдать Конституцию РФ, а также законодательство РФ;
- лицо должно иметь законный источник средств к существованию;
- лицо должно обратиться в соответствующий орган того государства, гражданство которого оно имеет с заявлением об отказе от него. Исключения составляют случаи, если между РФ и соответствующим государством есть международный договор, либо лицо не может отказаться от гражданства этого государства в силу не зависящих от него причин [4, с. 54];
- лицо должно владеть определенным уровнем русского языка.
Пятилетний срок, предусмотренный п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве может быть сокращен до одного года в случаях, если имеет место одно из оснований: лицо обладает высокими достижениями в области науки, технике и культуры, обладает профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в случае признания лица беженцем. Также без соблюдения п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона гражданство РФ могут получить лица, имеющие гражданство государств, входивших в состав СССР, проходящие военную службу не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках или воинских формированиях. Без соблюдений условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Закона в гражданство РФ может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед РФ.
Помимо общего порядка приема в гражданство существует также упрощенный порядок, предусмотренный ст. 14 Закона о гражданстве. Условия о восемнадцатилетнем возрасте и дееспособности на упрощенный порядок также распространяется. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о гражданстве на прием в гражданство в упрощенном могут претендовать лица, которые имеют хотя бы одного родителя, являющегося гражданином РФ и проживающим на ее территории; лица, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают на территории этих государств и не получившие их гражданство, в результате чего остались без гражданства. Следует отметить, что данный пункт не требует проживания на территории РФ.
Если обратиться к части 2 ст. 13 Закона о гражданстве, то можно заметить, что для ее применения проживание на территории РФ требуется, но условие о пятилетнем сроке проживания на территории РФ соблюдать не нужно. Кроме того, под эту часть подпадает более широкий круг лиц. Сюда относятся: лица, родившиеся на территории РСФСР и имеющие гражданство СССР; лица, состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет; лица, являющиеся нетрудоспособными и имеющие трудоспособного и совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ; лица, имеющие ребенка-гражданина РФ, в случае, если другой родитель-гражданин РФ умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным или лишен родительских прав или ограничен в них; лица, имеющие совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, признанного недееспособным, ограниченно дееспособным, в случае, если другой родитель этого ребенка умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным или лишен родительских прав или ограничен в них и т. д. [5, с. 35].
Закон о гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ рассматривает восстановление в гражданстве. Лицо может быть восстановлено в гражданстве в порядке, который установлен для приема в гражданство РФ, но имеет более простую процедуру (так, срок непрерывного проживания на территории РФ сокращен до трех лет).
К иным основаниям приобретения российского гражданства относится, например, оптация, т. е. следование ребенком гражданству его родителей (при их отсутствии — иных законных представителей). Однако данный способ не всегда представлял собой исключительную волю того лица, который желает восстановления утерянных правовых связей с государством. Примером может являться операция «Килхол», по которой на Ялтинской конференции было достигнуто соглашение о репатриации лиц, которые на 1939 г. были гражданами СССР, вне зависимости от их воли и желания, однако в связи с реализацией данной операции были выданы даже лица, которые не имели никакого отношения к Советскому Союзу, а были раннее подданными Российской Империи и таким образом можно говорить уже о нарушении их прав. Да и в общем сама программа имеет императивный характер, что в большей степени не отвечает институту гражданства. Так как гражданство в первую очередь — это связь лица с государством, которая должна быть основана на собственной воле и носить взаимный и продуктивный характер.
Исследуя вопросы оснований приобретения гражданства, отметим, что не всегда государство удовлетворяет заявление обратившегося лица. В ст. 16 Закона о гражданстве устанавливается конкретный круг условий, являющихся основанием для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве. Положения данной статьи касаются биографии и деятельности обратившихся лиц и направлены на избежание приобретения гражданства социально опасными для государства и общества людьми [2, с. 83].
Итак, были рассмотрены способы приобретения гражданства: по рождению, путем натурализации, оптации и репатриации (эти основания не являются исчерпывающими). При толковании термин гражданство является тождественным в установлении правовой связи гражданина и государства, но при этом законодательство каждой страны по-своему регламентирует способы и процедуру приобретения гражданства, реализует принципы этого института и определяет его правовую основу.
Литература:
- Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
- Бабурина В. Л. Последние изменения в законодательстве о российском гражданстве: о некоторых особенностях и проблемах реализации // Конституционализм и государствоведение. 2016. № 2 (8). С. 81–89.
- Головина Е. В. Особенности приобретения гражданства РФ по рождению // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Краснодар, 2018. С. 1026–1029.
- Грачева К. О., Гасанова В. Ш. Институт гражданства: понятие, основания приобретения и утраты // В сборнике: Современные проблемы права глазами молодых ученых. Нижний Новгород, 2016. С. 53–58.
- Кузнецов Н. Ю. Институт гражданства в российском законодательстве // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения — 2016. Трибуна молодого ученого. Гатчина, 2016. С. 34–37.