В данной статье отображены основные особенности организации и управления образовательным процессом на территории российского государства. Рассматривается организационно-правовая система образования на всех уровнях управления, которая представляет собой совокупность всех образовательных программ и государственных образовательных стандартов разной направленности и сложности.
Ключевые слова: Российская Федерация, право, управление образованием, уровни, Федеральный закон, законодательство, система образования.
Важнейшим социальным правом личности является право на образование. По сути, это базовая ценность, которая определяет уровень развития политико-правового, социально-экономического и культурного развития любого развитого государства. На современном этапе государственно-правовое развитие характеризуется таким правом на образование, которому придается важнейшее значение, обусловленное включением России во все мировые интеграционные процессы, в «новую реальность», в которой основная роль определена процессам глобализации. Это указывает на необратимость реформирования всей системы образования РФ [5].
Как известно, под образованием чаще всего понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся заранее определенных государством образовательных уровней.
Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации, закрепленных в действующей Конституции [1]. В настоящий момент времени в районе 50 миллионов россиян разных возрастов учится или повышает свою квалификацию [3].
Можно сказать, что одной из самых важных функций российского государства является образовательная функция, так как образование любого уровня можно считать неотъемлемой частью деятельности государства. В Российской Федерации система управления образования осуществляется посредством определенных действий разного рода, которые выражают ее содержание и направленность, и совершаются какими-либо уполномоченными государственными органами.
По сути, система управления образованием в России ведется по такому же принципу и в соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, обладающие своими конкретными правомочиями. С этой целью каждый государственный орган наделяется своими государственно-властными полномочиями, которые позволяют ему решать в пределах предоставленных ему полномочий определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами. Сам же механизм управления системой образования закреплен в нормах административного права.
Однако, существуют разные мнения относительно системы органов управления образованием. Одни исследователи рассматривают ее как целостный организм, который «растворяется» в социально-культурной среде, другие же, наоборот, полагают, что управление образованием не стоит объединять в одну общую систему социально-культурного строительства. Третьи исследователи считают, что органы управления образованием, в общем смысле понимания этого явления, не составляют единой системы. Общим же недостатком классификации отраслей управления в данной области является то, что в ней нарушается соотношение между единым, специфическим и конкретным.
Образовательная система России, как и все остальные сферы и отрасли общественной жизнедеятельности, осуществляется в строго установленных юридически-правовых рамках. Законодательные основы для развития и функционирования образовательной сферы определяются в государстве следующими документами, распределенными по степени важности: Конституция РФ и Федеральный закон «Об образовании в РФ» [7, С. 128].
Законодательство РФ, за счет которого регулируется функционирование системы образования, весьма объемно и динамично. Именно поэтому требуется его постоянный анализ. Базисом организационно-правового регулирования системы управления образованием, очевидно, следует считать статью 43 Конституции РФ, которая регулирует вопросы образования в России, а, также, как и говорилось ранее, и другие нормы Конституции РФ, опосредованно регулирующие вопросы образования.
Можно сказать, что в системе управления образованием выполняет три функции:
- регулирующего органа власти для всей системы образования РФ;
- учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;
- совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.
Также согласно статье 28 Закона «Об образовании» [2], в области образования ведению государства в лице его федеральных органов власти и органов управления образованием подлежат:
- формирование и осуществление организационной федеральной политики в данной сфере;
- правовое регулирование отношений в рамках установленной компетенции;
- разработка и последующее осуществление программ развития образования с учетом всех социальных, экономических, демографических и иных условий;
- формирование государственных органов управления образованием, включая: ведомственные органы управления образованием и руководство ими, назначение руководства этих органов, и так далее.
Безусловно то, что управление образованием в РФ — это очень сложный и многогранный процесс, который базируется на целенаправленной деятельности субъектов всех уровней образовательной системы государства, ориентируется на сбалансированную и эффективную организацию функционирования всего образования в стране. По сути, процессы управления образованием подразумевают применение разного рода педагогических методов и приемов, средств влияния и продуктивного воздействие на максимальную эффективность различных объектов образовательной среды, с целью направить их деятельность на правильный путь, обеспечивая, таким образом, достижение целей и задач в образовательной и воспитательной сфере [6].
Организационно-правовое управление образованием осуществляется специальными государственными органами. Современная структура управления включает в себя:
- Федеральный уровень;
- Региональный уровень;
- Муниципальный уровень
Федеральный уровень включает в себя Минобрнауки и Рособрнадзор. Минобрнауки РФ стоит во главе системы федеральных органов исполнительной власти и занимается управлением образования. Он осуществляет функции, которые устремлены на выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования, в том числе и в области образования.
Региональный уровень в системе управления образованием представлен органами государственной власти, которые находятся в конкретных субъектах РФ и управляют сферой образования изнутри. В их состав, чаще всего, входят управления образованием РФ, включая различные министерства, комитеты, департаменты, и так далее. В первую очередь, они отличаются от федеральных органов тем, что занимаются управлением системой образования в рамках конкретного региона.
Муниципальный уровень управления образованием включает в себя органы местного самоуправления, которые располагаются в муниципальных районах и городских округах. С их помощью «на местах» осуществляется управление сферой образования. Муниципальные органы могут наделять полномочиями определенные отделы образования (отделы народного образования), которые осуществляют управление учебными заведениями муниципального уровня [4].
Подводя итоги, можно сказать, что существующая на данный момент времени в РФ организационно-правовая управляющая модель в сфере образования обусловлена некоторыми особенностями государственного устройства, а, также, федеративным уровнем отношений между регионами с центром. Основным законодательным базисом для развития и функционирования образовательной сферы в государстве служат Конституция РФ и Федеральный закон «Об образовании в РФ». Сейчас в России официально существует три управляющих уровня в системе образования: федеральный, региональный и муниципальный. Первые два уровня представляют собой государственные уровни управления в области образования по всей стране, третий — местный, осуществляющий свою деятельность непосредственно в муниципальном образовании [7, С. 129]. Именно поэтому, одной из важных особенностей организации системы управления этого уровня является то, что органы местного самоуправления не могут осуществлять деятельность органов государственного управления и власти (по 12 статье Конституции РФ). По этой причине муниципальные учебные заведения нельзя считать формально государственными.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 43. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (Дата обращения: 11.08.2020)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 11.08.2020)
- Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. — М.: Юристь, 2005. — 468 с. [Электронный ресурс]: http://be5.biz/pravo/a021/25.html (Дата обращения: 11.08.2020)
- Правовые основы государственного управления в сфере образования. [Электронный ресурс]: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/pravovye-osnovy-gosupravlenija/ (Дата обращения: 11.08.2020)
- Справочник. Регулирование и способы управления в образовательном пространстве. [Электронный ресурс]: https://spravochnick.ru/pedagogika/obrazovatelnoe_prostranstvo_ponyatie_i_urovni/regulirovanie_i_sposoby_upravleniya_v_obrazovatelnom_prostranstve/ (Дата обращения: 11.08.2020)
- Справочник. Уровни управления образованием в РФ. [Электронный ресурс]: https://spravochnick.ru/pedagogika/urovni_upravleniya_obrazovaniem_v_rf/ (Дата обращения: 11.08.2020)
- Хайбуллаева М. М., Райкевич П. А. Правовые основы государственного управления в сфере образования Российской Федерации // Системные технологии, 2018. — № 26. — С.127–130.