Фирменное наименование — это обозначение, которое служит для индивидуализации юридического лица. Фирменное наименование может быть использовано лишь коммерческими организациями, под которым они и выступают в гражданском обороте [1, с. 567].
Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Зарубежный опыт коллег из Армении показывает, что законодательством возможно установление обязанности регистрации фирменного наименования в патентном ведомстве. Примечательно то, что такая регистрация должна быть осуществлена до регистрации самого юридического лица [1, с. 572].
Основным критерием для создания фирменного наименования является его уникальность . Так, в ч.3 ст. 1013 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, что не может быть зарегистрировано фирменное наименование, которое позволит отождествить юридическое лицо с другим юридическим лицом, имеющим похожее до степени смешения наименование.
Поскольку фирменное наименование служит, прежде всего, для индивидуализации и отличия одного юридического лица от другого, его можно использовать практически повсеместно: на товарах и их упаковке, в рекламе, официальных бланках и иной документации, на ярмарках и выставках товаров и т. д. Фирменное наименование также может быть использовано в качестве товарного знака организации, если такой товарный знак будет надлежащим образом зарегистрирован.
По общему правилу отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, что и отличает его от товарного знака. Отчуждение и переход права на фирменное наименование возможны лишь в случае реорганизации юридического лица или отчуждения предприятия в целом. При этом обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу на условиях лицензионного договора использовать такое наименование. Практике широко известны случаи предоставления такой лицензии в рамках заключения договора франчайзинга, предметом которого является комплекс прав (на товарные знаки, фирменное наименование и т. д.).
Важно отметить, что в случае заключения лицензионного договора в нем необходимо обусловить меры, исключающие введение потребителя в заблуждение. Такое положение законодатель установил в ч.2 ст.1016 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Более того, п.7 ст.910 4 определяет, что при осуществлении пользователем деятельности по договору франчайзинга, он обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование на основании договора франчайзинга [2].
Вышеприведенными нормами законодатель акцентирует особое внимание упомянутому критерию уникальности фирменного наименования. Несмотря на это судебной практике известен случай, когда Суд не согласился с фактом введения потребителя в заблуждение относительно фирменного наименования. Спор был рассмотрен в 2009 году. Истец ООО «З» в исковом заявлении суду просил запретить ответчику Т. использовать обозначение «zimaletto» в доменном имени www.zimaletto.by в сети Интернет и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины за подачу искового заявления. Истец утверждал, что Ответчик неправомерно и без разрешения Истца ввел в оборот название, схожее до степени смешения с фирменным наименованием Истца. В данном случае Суд вынес решение в пользу Ответчика [3].
Доктрина определяет, что не всякое юридическое лицо может стать субъектом исключительного права на фирменное наименование, а только то, которое является коммерческой организацией. Та же норма содержится и в гражданском законодательстве Российской Федерации (п.1 ст.1473 ГК РФ). Индивидуализация коммерческих организаций способствует обеспечению ясности и устойчивого торгового оборота, осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов предпринимательства и развитию торгового оборота в целом. Именно для реализации данных целей существует необходимость соблюдения уникальности и различительной способности фирменного наименования [1, с. 565].
Так, по общему правилу фирменное наименование юридического лица должно содержать:
− Указание на его организационно-правовую форму;
− «Собственно наименование юридического лица».
В целях упрощения восприятия требований к фирменным наименованиям в национальном законодательстве автор ниже приводит таблицу, в которой освещает требования к фирменным наименованиям всех возможных в Беларуси организационно-правовых форм [2].
Организационно-правовая форма |
Требование к фирменному наименованию |
Хозяйственные товарищества |
|
Полное |
Должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество» (ч.3 ст.66 ГК РБ). |
Командитное |
Должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и «коммандитное товарищество» (ч.4 ст.81 ГК РБ). |
Хозяйственные общества |
|
ООО |
Должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» (ч.2 ст.86 ГК РБ). |
ОДО |
Должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью» (ч.2 ст.94 ГК РБ). |
Акционерное общество |
Должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным (ч.2 ст.96 ГК РБ). |
Производственный кооператив |
Должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель» (ч.2 ст.107 ГК РБ). |
Унитарные предприятия |
|
Унитарное предприятие |
Должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами (ч.3 ст.113 ГК РБ). |
Дочернее предприятие |
Должно содержать указание на форму собственности, если иное не установлено законодательными актами, а также слово «дочернее» (ч.3 ст.113 ГК РБ). |
Предприятие, основанное на праве оперативного управления |
Должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (ч.3 ст.115 ГК РБ). |
Необходимо отметить, что автором затронуты общие требования к фирменным наименованиям. В Беларуси также действует Постановление Министерства юстиции РБ от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154 «Об утверждении Положения о согласовании наименования коммерческих и некоммерческих организаций». Данными документами был определен перечень органов, осуществляющих согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций. Тем не менее, некоторые функции государственных органов по согласованию фирменных наименований сейчас ограничены из-за эпидемиологической ситуации. Так, 22 мая 2020 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2020 г. № 305 «О мерах по предотвращению распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» были введены меры, приостанавливающие возможность личного обращения граждан для согласования наименований организаций. Данная мера будет действовать до принятия особого решения Правительства Республики Беларусь [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы регулирования фирменных наименований в Республике Беларусь раскрыты в доктрине и достаточно урегулированы законодателем. При этом возникает ряд трудностей в использовании фирменных наименований, сходных до степени смешения с уже зарегистрированными товарными знаками. Судебная практика не позволяет определить однозначно позицию суда по таким делам, поэтому крайне важно, учитывая требования и законодателя, и доктрины, принимать во внимание перспективы возникновения возможных рисков.
Литература:
- Право интеллектуальной собственности: учебник / под ред. И. А. Близнеца. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2016. — 896 с.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 07 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт.1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.05.2019 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология ПРОФ / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2020.
- Судебная практика по охране интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/intell/tm/a9b1132539247fb2.html, — Дата доступа: 15.10.2020.
- Согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minjust.gov.by/directions/unified_state_register/coordination_names/, — Дата доступа: 15.10.2020.