Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, так и зарубежных психологов, то задача создания технологии развития логического мышления дошкольников практически не разработана. Эта ситуация ставит педагога ДОО в крайне сложные условия, поскольку на сегодня наличие определенного уровня развития логического мышления у ребенка, как правило, решает его судьбу при поступлении в школу, поскольку является ключевым фактором при выборе программы обучения.
В статье обосновывается актуальность проблемы развития мышления у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность проблемы обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими общественными преобразованиями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому подрастающему поколению.
Ключевые слова: логическое мышление, личность, информация, развитие.
В ряду насущных психолого-педагогических недостатков, которые стоят перед современным обществом, на одно из первостепенных мест в последние годы выдвигается проблема плавного и безболезненного перехода от дошкольного воспитания к школьному обучению. В настоящее время на первое место выдвигается проблема интеллектуального всестороннего развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками.
Учеными доказано, что дошкольное детство представляет собой сенситивный промежуток для становления умственных способностей ребенка. Если в данный период способности по каким-то причинам не развивались, то следующее развитие ребенка осуществляется менее благоприятным образом. В дальнейшем, большинство своевременно уже очень сложно возместить, а порой и просто нельзя [1].
Актуальность данной проблемы также обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому поколению.
Проблема формирования мышления предстоящих школьников в настоящее время повышается и в связи с появлением новых требований, которые предъявляет к обучающимся Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Анализ практики дошкольного воспитания показывает, что в современных детских садах не уделяется особого значения задаче создания мышления у детей. Большинство педагогов прибегает к пассивному обучению, главной целью которого представляет собой усвоение, дошкольниками некой информации, не уделяя необходимого внимания развитию умственных способностей воспитанников.
Высокий уровень формирования научно-технического прогресса представляет человеку, немалые возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его жизни лишь в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный степень формирования умственных умений и знаний. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню формирования мышления подрастающего поколения, способности оперативно воспринимать и перерабатывать информацию. Таким образом, в основу формирования творческой личности нужно положить улучшение мыслительных способностей, что будет являться нужным критерием ее благополучной социализации и приобщения к миру информационной культуры.
Основы формирования мышления ребенка закладывается в раннем детстве. На базе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и всевозможные задачи, которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. В разных видах работы он не просто использует заученные действия, но регулярно модифицирует их, получая новые итоги. Развивающееся мышление предоставляет детям вероятность заблаговременно предусматривать итоги собственных поступков, прогнозировать их.
Исследования таких ученых как: Запорожец, Венгер, Гальперин доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста.
В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [2].
Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием метаморфозы внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной реальности, раздвоение работы на саму работа и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план работы переформатирует ее планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регулирования поведения. А проблема связности и противоречивости соображений выступает здесь на первый план. В связи с данным текущий вид мышления именуют логическим [4].
В настоящее время в большинстве своем дети, которые поступают в школу, не подготовлены в данном плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, которые необходимы для благоприятного усвоения информации в школе. Мышление данных детей находится на низком уровне, а определенных программ для формирования мыслительных операций мало.
Решение данной проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и видов организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как главной вид работы детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно увеличить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника [3].
В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают значимое значение в развитии мыслительных операций дошкольников. Развитие логического мышления, инициативы, сообразительности осуществляется в активной умственной работы, главной на непосредственном интересе, который может быть обеспечен дидактической игрой с математическим содержанием.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -2018. № 6.
- Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь. — 2016. С. 200.
- Колесникова В. В. Развитие логического мышления у детей 5–7лет. — 2017. С. 96–97.
- Логинова В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — 2015. С.45–47.