Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 16.11.2020

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Гилязева, Л. Р. Развитие логического мышления у старших дошкольников средствами математических игр и упражнений / Л. Р. Гилязева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 394-395. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74978/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопрос о возможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых важных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, так и зарубежных психологов, то задача создания технологии развития логического мышления дошкольников практически не разработана. Эта ситуация ставит педагога ДОО в крайне сложные условия, поскольку на сегодня наличие определенного уровня развития логического мышления у ребенка, как правило, решает его судьбу при поступлении в школу, поскольку является ключевым фактором при выборе программы обучения.

В статье обосновывается актуальность проблемы развития мышления у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Актуальность проблемы обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими общественными преобразованиями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому подрастающему поколению.

Ключевые слова: логическое мышление, личность, информация, развитие.

В ряду насущных психолого-педагогических недостатков, которые стоят перед современным обществом, на одно из первостепенных мест в последние годы выдвигается проблема плавного и безболезненного перехода от дошкольного воспитания к школьному обучению. В настоящее время на первое место выдвигается проблема интеллектуального всестороннего развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками.

Учеными доказано, что дошкольное детство представляет собой сенситивный промежуток для становления умственных способностей ребенка. Если в данный период способности по каким-то причинам не развивались, то следующее развитие ребенка осуществляется менее благоприятным образом. В дальнейшем, большинство своевременно уже очень сложно возместить, а порой и просто нельзя [1].

Актуальность данной проблемы также обусловлена потребностью научного решения фактических задач дошкольного образования в связи с большими социальными изменениями в нашем государстве, возросшими требованиями к новому поколению.

Проблема формирования мышления предстоящих школьников в настоящее время повышается и в связи с появлением новых требований, которые предъявляет к обучающимся Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Анализ практики дошкольного воспитания показывает, что в современных детских садах не уделяется особого значения задаче создания мышления у детей. Большинство педагогов прибегает к пассивному обучению, главной целью которого представляет собой усвоение, дошкольниками некой информации, не уделяя необходимого внимания развитию умственных способностей воспитанников.

Высокий уровень формирования научно-технического прогресса представляет человеку, немалые возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его жизни лишь в том случае, если он обладает устойчивым познавательным интересом и имеет достаточный степень формирования умственных умений и знаний. Именно поэтому в настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню формирования мышления подрастающего поколения, способности оперативно воспринимать и перерабатывать информацию. Таким образом, в основу формирования творческой личности нужно положить улучшение мыслительных способностей, что будет являться нужным критерием ее благополучной социализации и приобщения к миру информационной культуры.

Основы формирования мышления ребенка закладывается в раннем детстве. На базе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и всевозможные задачи, которые требуют выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. В разных видах работы он не просто использует заученные действия, но регулярно модифицирует их, получая новые итоги. Развивающееся мышление предоставляет детям вероятность заблаговременно предусматривать итоги собственных поступков, прогнозировать их.

Исследования таких ученых как: Запорожец, Венгер, Гальперин доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста.

В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [2].

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием метаморфозы внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной реальности, раздвоение работы на саму работа и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план работы переформатирует ее планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регулирования поведения. А проблема связности и противоречивости соображений выступает здесь на первый план. В связи с данным текущий вид мышления именуют логическим [4].

В настоящее время в большинстве своем дети, которые поступают в школу, не подготовлены в данном плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, которые необходимы для благоприятного усвоения информации в школе. Мышление данных детей находится на низком уровне, а определенных программ для формирования мыслительных операций мало.

Решение данной проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и видов организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как главной вид работы детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно увеличить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника [3].

В связи с этим, логические задачи и упражнения приобретают значимое значение в развитии мыслительных операций дошкольников. Развитие логического мышления, инициативы, сообразительности осуществляется в активной умственной работы, главной на непосредственном интересе, который может быть обеспечен дидактической игрой с математическим содержанием.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -2018. № 6.
  2. Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь. — 2016. С. 200.
  3. Колесникова В. В. Развитие логического мышления у детей 5–7лет. — 2017. С. 96–97.
  4. Логинова В. И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — 2015. С.45–47.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, внутренняя позиция, время, дошкольное воспитание, научное решение, подрастающее поколение.


Похожие статьи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Похожие статьи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Теоретические основы формирования навыков смыслового чтения у младших школьников

В настоящее время особое внимание в системе образования Республики Казахстан уделяется вопросам повышения качества обучения младших школьников. Связано это с тем, что происходит конкретизация педагогических целей, одна из которых вполне закономерно с...

Теоретические основы организации критериального оценивания учебных достижений младших школьников

В настоящее время во многих странах мира решается проблема, связанная с повышением надежности и эффективности контроля качества образования. В этом процессе активно участвует и наше государство, в котором на современном этапе развития образования пре...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Особенности формирования кадровой структуры образовательных учреждений

В научной статье отмечено, что образовательные учреждения в настоящее время укомплектованы педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения поставленных перед нею задач. Автор в статье подчеркивает, что в современных условиях ко...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития

Внимание является очень важной частью личности, как часть психологических составляющих человека. В данной статье раскрыт вопрос о самом понятии внимания, его видах, особенностях, составляющих и влиянии на нашу жизнь. Также, в нынешнее время немало л...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Задать вопрос