В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование. «Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (Ст.2 п.27)
Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является создание нового типа образовательной среды в ДОУ, в которой для полноценного развития детей, с особыми образовательными возможностями и потребностями, создаются наиболее благоприятные условия, которые обеспечиваются особой подготовкой руководителя, педагогов и специалистов ДОО, а так же родителей (законных представителей). С 01 февраля 2017 в нашем дошкольном образовательном учреждении начала функционировать разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В разновозрастной группе компенсирующей направленности проходят обучение разные категории детей с ОВЗ, а также дети, имеющие инвалидность. Данная категория воспитанников имеет различные нарушения в физическом и психическом развитии. Так у детей с детским церебральным параличом наблюдаются двигательные расстройства, дефицитарность моторной сферы, которая обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы; нарушение активного произвольного внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; низкая интеллектуальная работоспособность; повышенная психическая истощаемость и утомляемость; трудности в переключении с одного вида деятельности на другой (Левченко И. Ю., Приходько О. Г.).
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи характеризуются недостаточным развитием сенсомоторных, высших психических функций; неврозами, нарушением в поведении; нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью; отклонениями в движении пальцев рук; нарушением коммуникативных навыков, низкой самооценкой; трудностями с выражением своих эмоций и чувств. Эти особенности приводят к трудностям в общении и обучении (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Для воспитанников с синдром Дауна характерен cниженный темп восприятия; низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно (трудности при объединении новой информации с уже изученным материалом); сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую; замена гибкого поведения однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями; нарушение целеполагания и планирования действий; трудностями в понимании заданий,
нарушение сенсорного восприятия; глубокое недоразвитие речи; уменьшенный объём памяти (Маллер А. Р., Цикото Г.В).
Таким образом, практически у всех детей, имеющих комплексные нарушения, существуют проблемы не только нарушенного интеллекта, но и двигательной функции. Отсутствие такой программы и методики воспитания, развития и коррекции этих детей, их медико-психолого-педагогического сопровождения в системе образовательно-коррекционного процесса обусловило актуальность нашей работы. (А. А. Наумов, Т. Э. Токаева)
Для нас , как для педагогов работающих с данной категорией детей стояли следующие задачи:
– изучить особенности развития детей с синдромом Дауна, детей с генетически детерминированным синдромом, детей с ДЦП, на каждом возрастном периоде
– изучить нормативно-правовые документы для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
– изучить индивидуальные особенности (Семья)
– изучить принципы, приемы и методы работы с данной категорией детей, через интернет источники, а также курсы повышения квалификации
– создать благоприятные условия предметно-пространственной среды, для максимально быстрой адаптации детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности
– проанализировать методики диагностирования детей с сочетанными нарушениями, и разработать единую диагностическую карту по социально- бытовым и коммуникативным навыкам
– собрать анамнез и направить детей на ПМПК для определения программы обучения и развития каждого ребенка
– по результатам заключения ПМПК разработать адаптированную образовательную программу
Для родителей:
– познакомить с рядом документов, касающихся функционирования ДОУ
– познакомить с режимом дня и сеткой НОД группы
– привлечь родителей к пополнению предметно-пространственной среды
(Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются активными участниками образовательного процесса)
Этапы реализации технологий взаимодействия
Значительное место в структуре работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ занимают недостатки речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у данной категории детей. Они проявляются в виде следующих основных форм:
– Дизартрия — нарушение произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;
– Алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;
– Невротическое и неврозоподобное заикание;
Этим обусловлена слабость ощущений и движений органов артикуляции. Тесная взаимосвязь патогенетических механизмов двигательных и речедвигательных расстройств требуют специального комплексного подхода к их диагностике и коррекции.
На подготовительном этапе
- На данном этапе нами педагогами, был составлен план взаимодействия «воспитатель — учитель-логопед — родитель», были определены лексические темы и составлен перспективный план работы с детьми группы компенсирующей направленности.
- Существует множество современных технологий речевого развития дошкольников:
Моделирование, мнемотехника , технология обучения детей составлению сравнений , технология обучения составлению загадок , сказкотерапия , артикуляционная и пальчиковая гимнастики , логоритмика , творческие рассказы , игры-драматизации, инсценировки , пересказ , рассказ по картине , составление описательного рассказа, рассказы детей из опыта
- По результатам диагностики было принято решение начать работу с формирования предпосылок активной речи, вызывать и развивать голосовые реакции, гласные (гуление), и отдельные слоги (ма-па-ба), развивать способность понимания взрослого вслушиваться в произносимые звуки, слова. Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать со взрослыми в играх, выполнять простую вербальную инструкцию. Активировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет). Узнавать, называть (или показывать) знакомые предметы облегченным словом (или жестом). Понимать смысл слов можно-нельзя, хорошо-плохо.
Из вышеперечисленных технологий речевого развития для данной категории детей наиболее приемлемы стали артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пескотерапия и логоритмика.
Основной этап
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе через следующие методы приемы:
– Практические (логопедические занятия, мастер-классы, физические упражнения)
– Игровые (пальчиковые, артикуляционные игры, игры с песком и водой)
– Словесные (консультации, опросы, анкетирование, беседы)
– информационные (создание закрытой группы VK с фотоотчетами индивидуальных и групповых занятий с комментариями).
На заключительном этапе проведены следующие мероприятия:
– Индивидуальное консультирование семей воспитанников по развитию речи детей с ОВЗ на разных возрастных этапах, с целью выявления динамики развития каждого ребенка;
– Мастер-класс «Чудесные ладошки» (пальчиковые игры);
– Мастер-класс «Песочная фантазия» (игры с песком).
Вывод:
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза: она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное — в игру включаются малоактивные дети. Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических словесных игр.
Каждая форма работы по- своему приносит «плоды» в работе воспитателя и логопеда. Асамый главный и приятный «плод» — конечно же достижения и успехи наших детей.
Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра». На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице — один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Все три технологии дали огромные плоды и прошли успешную апробацию
Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива в компенсирующей группе. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников.
Результаты:
– Создание и апробация программ «Песочная фантазия»; «Чудесные ладошки», «Веселый язычок»;
– Овладения детьми навыка взаимодействия со взрослыми в играх и умения выполнять простую вербальную инструкцию;
– Повышения уровня знаний родителей о домашнем речевом развитии детей.