Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Черемных, Ю. А. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ / Ю. А. Черемных, С. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74996/ (дата обращения: 16.11.2024).



В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование. «Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (Ст.2 п.27)

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является создание нового типа образовательной среды в ДОУ, в которой для полноценного развития детей, с особыми образовательными возможностями и потребностями, создаются наиболее благоприятные условия, которые обеспечиваются особой подготовкой руководителя, педагогов и специалистов ДОО, а так же родителей (законных представителей). С 01 февраля 2017 в нашем дошкольном образовательном учреждении начала функционировать разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В разновозрастной группе компенсирующей направленности проходят обучение разные категории детей с ОВЗ, а также дети, имеющие инвалидность. Данная категория воспитанников имеет различные нарушения в физическом и психическом развитии. Так у детей с детским церебральным параличом наблюдаются двигательные расстройства, дефицитарность моторной сферы, которая обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы; нарушение активного произвольного внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; низкая интеллектуальная работоспособность; повышенная психическая истощаемость и утомляемость; трудности в переключении с одного вида деятельности на другой (Левченко И. Ю., Приходько О. Г.).

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи характеризуются недостаточным развитием сенсомоторных, высших психических функций; неврозами, нарушением в поведении; нервной истощаемостью, чрезмерной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью; отклонениями в движении пальцев рук; нарушением коммуникативных навыков, низкой самооценкой; трудностями с выражением своих эмоций и чувств. Эти особенности приводят к трудностям в общении и обучении (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Для воспитанников с синдром Дауна характерен cниженный темп восприятия; низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно (трудности при объединении новой информации с уже изученным материалом); сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую; замена гибкого поведения однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями; нарушение целеполагания и планирования действий; трудностями в понимании заданий,

нарушение сенсорного восприятия; глубокое недоразвитие речи; уменьшенный объём памяти (Маллер А. Р., Цикото Г.В).

Таким образом, практически у всех детей, имеющих комплексные нарушения, существуют проблемы не только нарушенного интеллекта, но и двигательной функции. Отсутствие такой программы и методики воспитания, развития и коррекции этих детей, их медико-психолого-педагогического сопровождения в системе образовательно-коррекционного процесса обусловило актуальность нашей работы. (А. А. Наумов, Т. Э. Токаева)

Для нас , как для педагогов работающих с данной категорией детей стояли следующие задачи:

– изучить особенности развития детей с синдромом Дауна, детей с генетически детерминированным синдромом, детей с ДЦП, на каждом возрастном периоде

– изучить нормативно-правовые документы для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

– изучить индивидуальные особенности (Семья)

– изучить принципы, приемы и методы работы с данной категорией детей, через интернет источники, а также курсы повышения квалификации

– создать благоприятные условия предметно-пространственной среды, для максимально быстрой адаптации детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности

– проанализировать методики диагностирования детей с сочетанными нарушениями, и разработать единую диагностическую карту по социально- бытовым и коммуникативным навыкам

– собрать анамнез и направить детей на ПМПК для определения программы обучения и развития каждого ребенка

– по результатам заключения ПМПК разработать адаптированную образовательную программу

Для родителей:

– познакомить с рядом документов, касающихся функционирования ДОУ

– познакомить с режимом дня и сеткой НОД группы

– привлечь родителей к пополнению предметно-пространственной среды

(Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются активными участниками образовательного процесса)

Этапы реализации технологий взаимодействия

Значительное место в структуре работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ занимают недостатки речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у данной категории детей. Они проявляются в виде следующих основных форм:

– Дизартрия — нарушение произносительной стороны из-за патологической иннервации речевых мышц;

– Алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;

– Невротическое и неврозоподобное заикание;

Этим обусловлена слабость ощущений и движений органов артикуляции. Тесная взаимосвязь патогенетических механизмов двигательных и речедвигательных расстройств требуют специального комплексного подхода к их диагностике и коррекции.

На подготовительном этапе

  1. На данном этапе нами педагогами, был составлен план взаимодействия «воспитатель — учитель-логопед — родитель», были определены лексические темы и составлен перспективный план работы с детьми группы компенсирующей направленности.
  2. Существует множество современных технологий речевого развития дошкольников:

Моделирование, мнемотехника , технология обучения детей составлению сравнений , технология обучения составлению загадок , сказкотерапия , артикуляционная и пальчиковая гимнастики , логоритмика , творческие рассказы , игры-драматизации, инсценировки , пересказ , рассказ по картине , составление описательного рассказа, рассказы детей из опыта

  1. По результатам диагностики было принято решение начать работу с формирования предпосылок активной речи, вызывать и развивать голосовые реакции, гласные (гуление), и отдельные слоги (ма-па-ба), развивать способность понимания взрослого вслушиваться в произносимые звуки, слова. Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать со взрослыми в играх, выполнять простую вербальную инструкцию. Активировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет). Узнавать, называть (или показывать) знакомые предметы облегченным словом (или жестом). Понимать смысл слов можно-нельзя, хорошо-плохо.

Из вышеперечисленных технологий речевого развития для данной категории детей наиболее приемлемы стали артикуляционная и пальчиковая гимнастика, пескотерапия и логоритмика.

Основной этап

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе через следующие методы приемы:

– Практические (логопедические занятия, мастер-классы, физические упражнения)

– Игровые (пальчиковые, артикуляционные игры, игры с песком и водой)

– Словесные (консультации, опросы, анкетирование, беседы)

– информационные (создание закрытой группы VK с фотоотчетами индивидуальных и групповых занятий с комментариями).

На заключительном этапе проведены следующие мероприятия:

– Индивидуальное консультирование семей воспитанников по развитию речи детей с ОВЗ на разных возрастных этапах, с целью выявления динамики развития каждого ребенка;

– Мастер-класс «Чудесные ладошки» (пальчиковые игры);

– Мастер-класс «Песочная фантазия» (игры с песком).

Вывод:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза: она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное — в игру включаются малоактивные дети. Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических словесных игр.

Каждая форма работы по- своему приносит «плоды» в работе воспитателя и логопеда. Асамый главный и приятный «плод» — конечно же достижения и успехи наших детей.

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра». На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице — один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Все три технологии дали огромные плоды и прошли успешную апробацию

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива в компенсирующей группе. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников.

Результаты:

– Создание и апробация программ «Песочная фантазия»; «Чудесные ладошки», «Веселый язычок»;

– Овладения детьми навыка взаимодействия со взрослыми в играх и умения выполнять простую вербальную инструкцию;

– Повышения уровня знаний родителей о домашнем речевом развитии детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, категория детей, игра, компенсирующая направленность, нарушение, пальчиковая гимнастика, разновозрастная группа, предметно-пространственная среда, простая вербальная инструкция, Российская Федерация.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в образовании детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие учителя с родителями детей с ОВЗ в условиях школьного воспитания

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей с РАС в ходе осуществления коррекционной педагогической работы

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Задать вопрос