В статье рассмотрены организационные условия эффективного использования тайм-менеджмента в управлении общеобразовательной организацией.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, общеобразовательная организация, управление.
Тайм-менеджмент может применяться не только как инструмент повышения эффективности использования времени, но и как способ развития общеобразовательных организаций. Внедрение технологий тайм-менеджмента в процесс управления общеобразовательной организацией повышает личностный уровень руководителя организации, влияет на взаимодействие сотрудников организации как по вертикали, так и по горизонтали. Но для эффективного использования тайм-менеджмента в управлении общеобразовательной организации необходимо реализовать определённые организационные условия [4].
Одним из таких условий является овладение руководителями общеобразовательных организаций инструментами тайм-менеджмента [3].
Сегодня инструментов тайм-менеджмента разработано немало, среди которых:
– приложения Skype, Viber, Outlook, Time Planner, My Minutes, Timesheet, Nirvana и другие;
– принципы В. Парето и Б. Трейси;
– методика GettingThingsDone (GTD) Д. Аллена;
– техники SMART и Pomodoro Ф. Чирилло;
– система Б. Франклина;
– матрица Д. Эйзенхауэра;
– хронометраж;
– древовидные карты или карты ума Т. Бьюзена;
– метод «АЛЬПЫ»;
– приём АБВГД;
– делегирование.
Руководителю общеобразовательной организации необходимо ознакомиться с содержанием и особенностями каждого инструмента и выбрать те, которые целесообразно использовать в управлении конкретной общеобразовательной организацией.
Следующим условием эффективного использования тайм-менеджмента в управлении общеобразовательной организацией является то, что руководитель методом проб и ошибок должен научиться отбирать наиболее подходящие лично для него инструменты тайм-менеджмента и их вариации, создавая свою собственную, подходящую именно ему, систему тайм-менеджмента [1].
Важно учитывать ещё одно условие использования тайм-менеджмента в управлении общеобразовательной организацией: тайм-менеджмент представляет из себя целостную структуру и применять его следует, не исключая никаких его элементов.
Важным условием эффективного внедрения тайм-менеджмента в управленческую деятельность руководителя общеобразовательной организации является корпоративное внедрение тайм-менеджмента как внедрение в организации системы управления рабочим временем с целью оптимизации и повышения эффективности его использования.
Корпоративный тайм-менеджмент в широком смысле слова — любые комплексные технологии организации деятельности организации, тесно связанные с оптимизацией временных ресурсов [2].
Для более успешного функционирования организации и достижения эффективных результатов руководитель должен уметь осуществлять тайм-менеджмент, учитывая стратегию управления персоналом (таблица 1), реализуемую в данный период времени в организации [5].
Таблица 1
Реализация технологий тайм-менеджмента в организации
Стратегия управления персоналом |
Направление реализации технологий управления |
Применяемые технологии управления временем |
Область применения в процессе управления |
Результат реализации |
Стратегия принуждения |
Организация работы системы управления в целом |
Тотальное управление качеством, реинжиниринг бизнес-процессов, проектный менеджмент |
Чёткое следование указаниям руководителя и выполнение должностных инструкций |
Минимизация временных затрат |
Стратегия убеждения |
Организация личной работы руководителей и сотрудников |
Личный тайм-менеджмент, корпоративный тайм-менеджмент |
Творческая инициатива, принятие самостоятельных решений, гибкая реакция на изменения |
Повышение личной и организационной эффективности |
Корпоративное внедрение тайм-менеджмента в организацию, позволит руководителю систематично управлять своим рабочим временем, а также получить поддержку со стороны сотрудников.
Таким образом, для использования тайм-менеджмента в управлении общеобразовательной организацией необходима реализация следующих условий:
– обучение руководителей инструментам тайм-менеджмента;
– руководители методом проб и ошибок должны выбрать наиболее подходящие для них инструменты тайм-менеджмента и их вариации;
– применение тайм-менеджмента необходимо осуществлять, не исключая никаких его элементов;
– важно корпоративное внедрение тайм-менеджмента (начиная с руководителя);
– необходимо организовывать корпоративный отдых.
Литература:
- Алексеев Г. А. Психологические обоснования эффективности различных инструментов тайм-менеджмента /Г. А. Алексеев //Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: OPEN INNOVATION. — Воронеж: 2018. –С. 127–131.
- Архангельский Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы / Г. А. Архангельский // 2-е изд. — СПБ: 2007. — 448 с.
- Васильева И. И. Формирование мотивации к освоению тайм-менеджмента / И. И. Васильева // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции: Системогенез учебной и профессиональной деятельности. — М.: 2013. — С. 302–305.
- Водянский А. М. Тайм-менеджмент как эффективное средство использования рабочего времени руководителями образовательных организаций / А. М. Водянский //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2016. — № 1. — С. 244–254.
- Гайнуллина Р. А. Тайм-менеджмент в современной организации / Р. А. Гайнуллина // Вестник современных исследований. — 2018. — № 5.2 (20). — С. 91–92.
- Дьяченко Ю. И. Внедрение тайм-менеджмента в организацию / Ю. И. Дьяченко, В. О. Хорева // Материалы V Международной научно-практической конференции: Научный поиск. — Томск:2015. — С. 26–29.