Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.11.2020

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Макеева, И. А. Эффективность воспитательной роли концертмейстера колледжа искусств в становлении духовно-нравственной личности / И. А. Макеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75004/ (дата обращения: 16.11.2024).



Работа концертмейстера характеризуется многоплановостью деятельности и требует большой самоотдачи, как в плане исполнительства, так и в плане воспитательной деятельности. В статье затрагиваются аспекты воспитательной работы концертмейстера колледжа искусств, целью которых является формирование гармоничной, духовно-нравственной, цельной личности учащегося.

В условиях современного образования главной целью концертмейстера-профессионала становится формирование профессионально-компетентной и социально-активной личности, способной к самоопределению, созиданию, творчеству, т. е. овладение качествами, необходимыми для овладения профессией «учитель музыки». Концертмейстер на уроках не просто «аккомпаниатор», но и полноправный участник образовательного процесса, при этом эффективность его работы напрямую зависит от взаимодействия тандема «педагог-концертмейстер-учащийся». С каждым годом роль воспитательной работы в образовательных учреждениях России возрастает, поэтому развитие высоконравственной личности обучающегося, как будущего специалиста должно стать приоритетной задачей в работе концертмейстера.

Воспитательное мастерство концертмейстера как педагогического работника колледжа искусств предполагает знание психолого-педагогического процесса обучения, методов воспитательного взаимодействия, овладение современными образовательными технологиями. Реализовывать воспитательную задачу урока следует по трем основным направлениям:

  1. Тематическое содержание материала урока;
  2. Организационно-эстетическая среда урока;
  3. Стиль образовательного общения на уроке.

Конечно, разработка календарно-тематического плана, подбор музыкального материала для уроков в основном лежит на плечах преподавателя, но и концертмейстер не имеет права оставаться в стороне при подборе репертуара. Как профессиональный музыкант он может и должен непрерывно обогащать свою музыкальную копилку как классическими, так и современными шедеврами искусства и делиться творческими задумками с педагогом. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащегося, его потенциал, нравственные и эстетические возможности, уровень художественного развития. Музыкальный материал на уроке должен формировать культуру учащегося, прививать любовь и вкус к высокохудожественным произведениям, стимулировать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию к обучению. Современных подростков, в основном воспитывающихся на развлекательной музыке («поп», «рэп», «рок» и т. п.), необходимо знакомить с шедеврами классической, народной, современной академической музыки. Но формировать любовь к музыкальным ценностям, установку на восприятие «серьезной» музыки нужно последовательно и аккуратно, чтобы не вызвать «обратного эффекта отрицания», присущего подростковому возрасту. Задача концертмейстера ненавязчиво показать красоту музыки, разнообразие стилей и жанров, произведений и образов.

Эстетическое воспитание на уроках — неотъемлемая часть образовательного процесса колледжа искусств. Именно через эстетическое воспитание можно воздействовать на обогащение духовной культуры учащегося, всестороннее развитие творческого потенциала, формирование гармонически-развитой, гуманной личности. Концертмейстеру необходимо строить свой урок на принципе развивающего обучения, предоставлять учащемуся условия для творчества, формировать нравственную основу личности с необходимостью стремления к красоте, добру, совершенству. Музыка является одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания личности — об этом нельзя забывать при подборе репертуара и исполнении на уроках.

Успех воспитательного процесса напрямую зависит от стиля образовательного общения на уроке, от того, как складываются отношения «концертмейстер-учащийся». Одним из важнейших профессиональных качеств концертмейстера является грамотное педагогическое общение, умение управлять психологическим состоянием ученика, предупреждать конфликты, быть приветливым и оптимистичным. Один из основателей исследования проблемы педагогического общения В. А. Кан-Калик определил несколько стилей взаимоотношений «учитель-ученик»:

– Совместное увлечение творческой деятельностью — в основе которого лежит единство высокого профессионализма вкупе с нравственно-этическими установками педагога.

– Дружеское расположение учителя к ученику — необходимое условие для успешной совместной деятельности на уроке.

– Дистанция «учитель-ученик» — очень важна для утверждения ведущей роли педагога, его авторитета.

– Общение-заигрывание — показатель низкой профессиональной компетенции учителя, стремление завоевать ложный, дешевый авторитет.

– Общение-устрашение — основано на запугивании, давлении, страхе; при таком стиле невозможно сотворчество.

– Общение-превосходство — основано на желании учителя возвыситься над учеником, отрицание самостоятельной творческой личности учащегося.

Исходя из этих стилей педагогического общения, выделяют три стиля педагогического руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль представляет собой подавление личности учащегося, полное подчинение и отказ от самостоятельного творчества. При демократическом стиле главенствует совместная деятельность, творческое взаимопонимание, доверие; именно он является самым оптимальным для воспитания гармоничной личности учащегося. Либеральный стиль характеризуется отсутствием контроля в организации педагогической деятельности, часто присущий новичкам на профессиональном педагогическом поприще. Для достижения наиболее эффективных результатов на уроке, в общении «концертмейстер-учащийся» должен доминировать демократически стиль, но с учетом различных особенностей личности того или иного ученика, допустимо применение элементов других стилей педагогического руководства. Самое главное — на уроке сохранять человечность, доброжелательное отношение, честность, отзывчивость.

Грамотная реализация профессиональной деятельности концертмейстера на уроке заключается не только в высокохудожественном исполнении музыкального материала, но и в осуществлении урока, как возможности реализации лучших творческих качеств учащегося, подчинении обучающегося занятия духовно-нравственному началу. При этом необходимо ориентироваться на активизацию индивидуального духовного потенциала учащегося, его недостатки и достоинства.

В задачи концертмейстера, как в задачи реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, должны входить: развитие способности эстетического сопереживания учащегося; обеспечение психологической адаптации к музыкальному искусству; развитие умения целостного, гармонического восприятия нравственного, духовного мира; стимулирование познавательной деятельности, положительной мотивации к овладению будущей профессией; воспитание способности к сопереживанию. Различные методы воспитания, такие как: поручение, требование, просьба, напоминание, постановка перед учащимся увлекательных задач, переключение с одного вида деятельности на другое, должны быть взаимосвязаны и гармонично дополнять друг друга. Их грамотнее сочетание на уроке позволит достигнуть положительного результата, формирование духовно-нравственного потенциала учащегося.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему необходимо внешнее воздействие родителей, наставников, учителей. Концертмейстеру на уроках необходимо подключиться к процессу нравственного формирования личности, воспитывать гражданина с высокими моральными ценностями, способного подняться до интересов общества, воспитывать дух патриотизма, благородства. В современном мире, где задача духовного возрождения личности наиболее острая и значимая, именно духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением в работе концертмейстера колледжа искусств.

Литература:

  1. В. А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении, М., Просвещение, 1987
Основные термины (генерируются автоматически): урок, музыкальный материал, задача концертмейстера, образовательное общение, педагогическое общение, педагогическое руководство, подбор репертуара, положительная мотивация, работа концертмейстера, эстетическое воспитание.


Похожие статьи

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета

В статье описаны формы и методы формирования активной заинтересованности студентов педагогического университета (будущих учителей, воспитателей, организаторов учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля, уровня и ...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Похожие статьи

Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания

В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а та...

К вопросу актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков

В статье рассматривается вопрос об актуальности проблемы психологической подготовки спортсменов-подростков. Психологические факторы выходят на первый план в процессе спортивной подготовки, направленной на достижение высоких результатов и формирование...

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО

В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...

Роль руководителя в формировании организационной культуры государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают роль руководителя в формировании организационной культуры органов государственного и муниципального управления. Выбранная тема является актуальной поскольку руководитель — это лицо организации, пример для подражания сотр...

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета

В статье описаны формы и методы формирования активной заинтересованности студентов педагогического университета (будущих учителей, воспитателей, организаторов учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного профиля, уровня и ...

Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края

Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогическ...

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задать вопрос