Работа концертмейстера характеризуется многоплановостью деятельности и требует большой самоотдачи, как в плане исполнительства, так и в плане воспитательной деятельности. В статье затрагиваются аспекты воспитательной работы концертмейстера колледжа искусств, целью которых является формирование гармоничной, духовно-нравственной, цельной личности учащегося.
В условиях современного образования главной целью концертмейстера-профессионала становится формирование профессионально-компетентной и социально-активной личности, способной к самоопределению, созиданию, творчеству, т. е. овладение качествами, необходимыми для овладения профессией «учитель музыки». Концертмейстер на уроках не просто «аккомпаниатор», но и полноправный участник образовательного процесса, при этом эффективность его работы напрямую зависит от взаимодействия тандема «педагог-концертмейстер-учащийся». С каждым годом роль воспитательной работы в образовательных учреждениях России возрастает, поэтому развитие высоконравственной личности обучающегося, как будущего специалиста должно стать приоритетной задачей в работе концертмейстера.
Воспитательное мастерство концертмейстера как педагогического работника колледжа искусств предполагает знание психолого-педагогического процесса обучения, методов воспитательного взаимодействия, овладение современными образовательными технологиями. Реализовывать воспитательную задачу урока следует по трем основным направлениям:
- Тематическое содержание материала урока;
- Организационно-эстетическая среда урока;
- Стиль образовательного общения на уроке.
Конечно, разработка календарно-тематического плана, подбор музыкального материала для уроков в основном лежит на плечах преподавателя, но и концертмейстер не имеет права оставаться в стороне при подборе репертуара. Как профессиональный музыкант он может и должен непрерывно обогащать свою музыкальную копилку как классическими, так и современными шедеврами искусства и делиться творческими задумками с педагогом. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащегося, его потенциал, нравственные и эстетические возможности, уровень художественного развития. Музыкальный материал на уроке должен формировать культуру учащегося, прививать любовь и вкус к высокохудожественным произведениям, стимулировать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию к обучению. Современных подростков, в основном воспитывающихся на развлекательной музыке («поп», «рэп», «рок» и т. п.), необходимо знакомить с шедеврами классической, народной, современной академической музыки. Но формировать любовь к музыкальным ценностям, установку на восприятие «серьезной» музыки нужно последовательно и аккуратно, чтобы не вызвать «обратного эффекта отрицания», присущего подростковому возрасту. Задача концертмейстера ненавязчиво показать красоту музыки, разнообразие стилей и жанров, произведений и образов.
Эстетическое воспитание на уроках — неотъемлемая часть образовательного процесса колледжа искусств. Именно через эстетическое воспитание можно воздействовать на обогащение духовной культуры учащегося, всестороннее развитие творческого потенциала, формирование гармонически-развитой, гуманной личности. Концертмейстеру необходимо строить свой урок на принципе развивающего обучения, предоставлять учащемуся условия для творчества, формировать нравственную основу личности с необходимостью стремления к красоте, добру, совершенству. Музыка является одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания личности — об этом нельзя забывать при подборе репертуара и исполнении на уроках.
Успех воспитательного процесса напрямую зависит от стиля образовательного общения на уроке, от того, как складываются отношения «концертмейстер-учащийся». Одним из важнейших профессиональных качеств концертмейстера является грамотное педагогическое общение, умение управлять психологическим состоянием ученика, предупреждать конфликты, быть приветливым и оптимистичным. Один из основателей исследования проблемы педагогического общения В. А. Кан-Калик определил несколько стилей взаимоотношений «учитель-ученик»:
– Совместное увлечение творческой деятельностью — в основе которого лежит единство высокого профессионализма вкупе с нравственно-этическими установками педагога.
– Дружеское расположение учителя к ученику — необходимое условие для успешной совместной деятельности на уроке.
– Дистанция «учитель-ученик» — очень важна для утверждения ведущей роли педагога, его авторитета.
– Общение-заигрывание — показатель низкой профессиональной компетенции учителя, стремление завоевать ложный, дешевый авторитет.
– Общение-устрашение — основано на запугивании, давлении, страхе; при таком стиле невозможно сотворчество.
– Общение-превосходство — основано на желании учителя возвыситься над учеником, отрицание самостоятельной творческой личности учащегося.
Исходя из этих стилей педагогического общения, выделяют три стиля педагогического руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль представляет собой подавление личности учащегося, полное подчинение и отказ от самостоятельного творчества. При демократическом стиле главенствует совместная деятельность, творческое взаимопонимание, доверие; именно он является самым оптимальным для воспитания гармоничной личности учащегося. Либеральный стиль характеризуется отсутствием контроля в организации педагогической деятельности, часто присущий новичкам на профессиональном педагогическом поприще. Для достижения наиболее эффективных результатов на уроке, в общении «концертмейстер-учащийся» должен доминировать демократически стиль, но с учетом различных особенностей личности того или иного ученика, допустимо применение элементов других стилей педагогического руководства. Самое главное — на уроке сохранять человечность, доброжелательное отношение, честность, отзывчивость.
Грамотная реализация профессиональной деятельности концертмейстера на уроке заключается не только в высокохудожественном исполнении музыкального материала, но и в осуществлении урока, как возможности реализации лучших творческих качеств учащегося, подчинении обучающегося занятия духовно-нравственному началу. При этом необходимо ориентироваться на активизацию индивидуального духовного потенциала учащегося, его недостатки и достоинства.
В задачи концертмейстера, как в задачи реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, должны входить: развитие способности эстетического сопереживания учащегося; обеспечение психологической адаптации к музыкальному искусству; развитие умения целостного, гармонического восприятия нравственного, духовного мира; стимулирование познавательной деятельности, положительной мотивации к овладению будущей профессией; воспитание способности к сопереживанию. Различные методы воспитания, такие как: поручение, требование, просьба, напоминание, постановка перед учащимся увлекательных задач, переключение с одного вида деятельности на другое, должны быть взаимосвязаны и гармонично дополнять друг друга. Их грамотнее сочетание на уроке позволит достигнуть положительного результата, формирование духовно-нравственного потенциала учащегося.
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, ему необходимо внешнее воздействие родителей, наставников, учителей. Концертмейстеру на уроках необходимо подключиться к процессу нравственного формирования личности, воспитывать гражданина с высокими моральными ценностями, способного подняться до интересов общества, воспитывать дух патриотизма, благородства. В современном мире, где задача духовного возрождения личности наиболее острая и значимая, именно духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением в работе концертмейстера колледжа искусств.
Литература:
- В. А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении, М., Просвещение, 1987