Ключевые слова: ДТП, автомобильный транспорт, демография
Автомобильный транспорт — важная составная часть экономики Российской Федерации. По своей значимости конкурирует с железнодорожным транспортом благодаря собственной мобильности и маневренности. Однако, аварийность на автомобильном транспорте — одна из острейших социально-экономических проблем. По данным статистики число смертей от внешних причин снижается. При этом доля погибших в результате ДТП составляет около 13 % от общего числа умерших от внешних причин. Ежегодно в результате ДТП умирает около 20 тысяч человек и порядка 220 тысяч россиян получают травмы различной степени тяжести. Вклад дорожно-транспортной аварийности в общую величину ежегодной смертности в РФ составляет 1 %. На рисунке 1 показана численность погибших в ДТП от общего числа погибших от внешних причин в РФ [3, 5].
Рис. 1. Смертность населения от внешних причин
Нельзя не отметить, что демографические последствия ДТП являются значимым элементом социально-экономического ущерба, следует выделить следующие показатели: снижение численности населения страны, уровня здоровья россиян, продолжительности жизни человека, продолжительность трудоспособного периода, искажение возрастной пирамиды населения.
В Российской Федерации с 2016 по 2019 годы в ДТП погибло 74,6 тысяч человек, в том числе 2,6 тысяч детей в возрасте до 16 лет, ранено 651 тысяча человек, в том числе детей — 85,4 тысяч человек. Около 75 % смертей приходится на людей трудоспособного возраста (16–50 лет). В таблицах 1 и 2 указаны абсолютные показатели смертности и травматизма от ДТП [3].
Таблица 1
Смертность и травматизм от ДТП за 2016–2019 гг.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ДТП, всего |
173 694 |
169 432 |
168 099 |
164 358 |
Погибло, чел. |
20 308 |
19 088 |
18 214 |
16 981 |
Ранено, чел. |
221 140 |
215 374 |
214 853 |
210 877 |
Таблица 2
Смертность и травматизм от ДТП детей в возрасте до 16 лет за 2016–2019 гг.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет, всего |
19 269 |
19 581 |
19 930 |
19 994 |
Погибло, чел. |
710 |
713 |
628 |
562 |
Ранено, чел. |
20 621 |
21 136 |
21 718 |
21 887 |
Наблюдается снижение общего количества ДТП с пострадавшими в РФ и общее число погибших, однако количество ДТП с пострадавшими детьми в возрасте до 16 лет растет.
Продолжительность трудоспособного периода жизни человека является важным показателем с точки зрения интересов экономики страны. Наибольшее число погибших и раненых в ДТП приходится на активные возрастные группы людей от 16 до 50 лет.
Гибель людей в результате ДТП оказывает негативное влияние на важнейшую демографическую характеристику — возрастную пирамиду населения. Анализ числа пострадавших от ДТП по возрастам показал, что люди в возрасте от 21 до 40 лет относятся к группе высокого риска гибели или травматизации в результате ДТП. В 2019 году на их долю пришлось 43 % погибших и 47 % раненых от общего количества пострадавших. В то время как граждане этого возраста составляют лишь 30 % от всего населения РФ.
В таблице 3 указана численность пострадавших от ДТП пешеходов. Хочется отметить, что около в 60 % от общего количества ДТП с пешеходами виноваты водители транспортных средств. В то же время в авариях со смертельным исходом в большинстве случаев (около 70 %) виноваты уже пешеходы [3].
Таблица 3
Смертность и травматизм от ДТП с участием пешеходов за 2016–2019 гг.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
ДТП всего |
53 420 |
53 232 |
50 207 |
48 734 |
в том числе из-за нарушения ПДД пешеходами |
21 922 |
21 024 |
19 169 |
18 138 |
Погибло, чел. |
5 931 |
5 777 |
5 299 |
4 917 |
в том числе из-за нарушения ПДД пешеходами, чел. |
3 989 |
3 876 |
3 505 |
3 274 |
Ранено, чел. |
49 979 |
49 869 |
47 144 |
45 940 |
в том числе из-за нарушения ПДД пешеходами, чел. |
18 889 |
17 987 |
16 479 |
15 569 |
Уровень здоровья населения также снижается от ДТП. Значительная часть участников ДТП получает травмы средней и высокой степени тяжести, которые ведут к продолжительному расстройству здоровья пострадавших, а иногда и к постоянному снижению уровня здоровья, даже если человек не признается инвалидом. Также в будущем последствия от травм могут стать повышением вероятности заболевания различными болезнями. Все это снижает качество жизни пострадавшего и его семьи, в том числе экономическую обеспеченность [1,2].
Также хочется отметить, что аварии, в которых пострадали только транспортные средства, вычислить сложно. Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику страховых выплат участникам ДТП [4]. В 2018 году было принято 1 672 тысяч заявок, направленных страховщиками в рамках системы прямого возмещения убытков, из которых 730 тысяч заявок исходило от участников аварий, которые фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара.
Литература:
- Белогребень А. А., Декомпозиция составляющих величины социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий // Белогребень А. А., Матанцева О. Ю., Титов А. Е. // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 24–28.
- Матанцева О. Ю., Анализ методологических подходов к социально-экономической оценке ущерба от ДТП в РФ и за рубежом // Матанцева О. Ю., Белогребень А. А., Титов А. Е. // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 3–7.
- Официальный сайт Госавтоинспекции. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gibdd.ru (дата обращения: 09.11.2020)
- Российский Союз Автостраховщиков. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://autoins.ru/novosti/tekushchie/ (дата обращения: 16.02.2020)
- Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/12781 (дата обращения: 09.11.2020)