Цель: экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.
Форма проведения занятия: беседа-обсуждение;познавательные игры.
Ход занятия:
I . Организационный момент .
Педагог: Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, итак, за работу.
II . Вводная часть.
Педагог: Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня? (Звучит запись голосов птиц)
Беседа «Поговорим о пернатых друзьях» .
Педагог: Уже почти, как месяц мы простились с зимой, которая побаловала нас в этом году снегом, морозами, зимними праздниками, забавами. Наступила весна. Чего вы ждёте от весны? (ответы)
Каждое живое существо с нетерпением ждёт весны, тепла, света. Весна — время пробуждения, перемен. Но особенно долгожданное это время года для кого? Вы узнаете отгадав загадку. Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы: одним словом это -……(птицы). Как выдумаете почему? (ответы)
Действительно, для птиц весна — это время возвращения на Родину. Неслучайно в дни возвращения птиц из тёплых стран отмечается День птиц.
Всемирный день птиц начали отмечать с 1 апреля 1906 года, когда была подписана Международная конвенция (договор) об охране пернатых. Но и без принятия конвенции в России считалось преступлением разорить гнездо или убить птицу.
В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья.
III. Основная часть.
Педагог: Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир птиц.Посмотрите, сколько птиц вокруг. Мы знаем, что птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие — только в степи, третьи и там, и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.
Ученик :
Бывают птицы разные
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму,
На добрый, теплый юг.
Другие-те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
— На какие группы делятся птицы (перелетные, зимующие (оседлые, кочующие))
«Птицы — защитники от насекомых». (Продолжение беседы)
Педагог: Птицы — верные помощники, защитники наших лесов, полей, огородов от вредных насекомых и грызунов.
По-разному вредят эти насекомые. Одни грызут листву деревьев, другие подгрызают их корни; третьи забираются под кору дерева и точат его изнутри. Одни летают, другие ползают. Но птицы находят их везде.
Огромное количество вредных насекомых уничтожают за год все птицы, обитающие в нашей стране.
Практическая часть.
Звучат голоса птиц. Показ слайдов.
Педагог: Ивзрослые, и дети все любятзагадки. Загадки — это и игра, и состязание, и развлечение, и учение. Сегодня загадки будут о птицах. Птицы — гонцы весны.
— О какой группе птиц пойдет речь?(о перелетных)
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (грач)
Он выступает перед нами
Как молодой весны гонец.
Он рад увидеться с друзьями.
А зовут его…(скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (ласточка)
Это птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет.
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Прилетел к нам наконец
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (соловей)
Сообщения детей о птицах.
Грач (пение птицы)
Весной грач прилетает рано, еще лежит снег на полях. Грачи всеядны, питаются червями и личинками насекомых которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существуют очень долго даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3–7 яиц. Птенцы появляются через 16–20 дней. Вылет грачат из гнезда происходит через 30 дней.
Ласточка (пение птицы)
Ласточки прилетают около середины мая и приступают к постройкам гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается 12–13 суток, выкармливание птенцов — около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Ведут общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения. Они гнездятся большими колониями. Питаются ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые. Большинство жертв они ловят в полёте, и на лету способны кормить своих питомцев.
Скворец (пение птицы)
Весной первыми прилетают самцы, которые тут же начинают искать себе место для будущего гнезда — дупло, отверстие в стене дома или скворечник. Самки прибывают спустя несколько дней, и пары приступают к обустройству гнезда. Строят гнездо оба родителя, в качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, корешки, стебли, листья, шерсть и перья других птиц. Обычно кладка состоит из 4–6 светло-голубых яиц без крапинок. Птенцы появляются через 11–13 дней. Добычей корма для птенцов занимаются как самец, так и самка, причём на его поиски они улетают одновременно, оставляя птенцов в гнезде одних. В первое время родители кормят птенцов мягкой пищей, но по мере роста приносят им и более жёстких насекомых: кузнечиков, жуков, крупных гусениц и улиток. Птенцы покидают гнездо через 21–23.
Соловей (пение птицы)
Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4–6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами.
Кукушка (пение птицы)
Кукушки ведут одиночный образ жизни, гнёзд не строят, яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Хозяева обнаруживают подмену в очень редких случаях. Птенцы появляются на 12–13 день. Птенец кукушки выбрасывает из гнезда яйца или новорожденных птенцов птицы-хозяина. Широко открывая свой ярко окрашенный оранжевый рот, птенец постоянно требует еды, поэтому родители просто игнорируют упавших птенцов. Птенец кукушки быстро растёт. На 20–22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Родители докармливают птенца ещё 2–3 недели. Кукушка питается крупными мохнатыми гусеницами дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы.
Полевой жаворонок (пение птицы)
Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Голова полевого жаворонка, аккуратная и более утончённая, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над тёмными глазами-светлая бровь. Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле. Самца можно отличить от самки по более крупным размерам и по песне, которая отсутствует у самки.
IV . Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Викторина «Птичьи секреты».
Какую птицу считают «лесным доктором»? (Слайд — дятел)
Какая птица любит воровать блестящие вещи? (Слайд — сорока)
Какую птицу называют лесной кошкой? (Слайд — сова)
Игра «Поэты».
Я буду называть слово, а вы подбирать к нему рифму, которая должна обозначать название птиц.
Макушки — …(кукушки)
Капля — …(цапля)
Врач — …(грач)
Корона — …(ворона)
Палка — …(галка)
Игра «Прилетели птицы…»
Педагог: Ясейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут, же даёте сигнал — хлопок, называя мою ошибку.
Прилетели птицы: Голуби, куницы …
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны …
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.
Педагог: Также существует очень много пословиц о птицах, вспомним их.
- Слово не… Вылетит — не поймаешь. (Воробей)
- Всяк … свое болото хвалит. (Кулик)
- Лучше… в руке, чем … в небе. (Синица, Журавль)
Педагог: Про птиц написано много рассказов, стихов, сказок.
Игра «Угадай сказку».
1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»)
2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки.
(«Гуси-лебеди»)
Какие ещё сказки или рассказы, где героями произведения является птица, вы знаете? («Курочка Ряба», «Кот, дрозд и петух», «Лисичка со скалочкой»)
Педагог : Ребята, представьте, что вы увидели маленького птенца, который едва прыгает по земле… Надо ли спасать птенцов? ( Не надо, птенец не пропадет, если вы её не поймаете и не унесете из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, покидают свои гнезда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют хорошо прятаться от хищников. А родители находят их и кормят.)
V. Итог занятия.
Педагог : Завершить сегодняшнюю встречу хотелось бы стихотворением С. Степановой «Не пугайте резвых птичек!»
Ученик:
Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.
И в работе очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!
Педагог : С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней.
Литература:
- https://urok.1sept.ru/articles/574238
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/05/28/konspekt-zanyatiya-nashi-pernatye-druzya
- https://multiurok.ru/files/konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-nashi-piernatyi.html
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/11/01/konspekt-uroka-beregite-ptits-3-klass
- . https://uslide.ru/nachalnaya-shkola/7260-letyat-perelyotnie-ptici.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/04/23/bozhya-korovka
- https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-pereliotnye-ptitsy.html