В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия компании, принятие решений, маркетинговый план.
Маркетинговая политика компании тесно связана с определением состава, элементов и целей рынка. С учетом этих характеристик выделяются основные направления и формируются базовые программы, связанные с продвижением производимой продукции. Управление маркетингом, в свою очередь, подразумевает разработку маркетинговой политики с ее последующей реализацией.
Маркетинговая политика компании призвана обеспечить эффективность мероприятий по продвижению продукта на рынке. В каждом случае она будет иметь свои особенности в зависимости от организации маркетинга, а также долгосрочных целей компании. Данная политика включает: корпоративные и маркетинговые цели; маркетинговую стратегию; основные элементы маркетинга.
Маркетинговая стратегия компании — это неотъемлемая часть общей корпоративной стратегии. В ней определяется, как организации лучше использовать имеющиеся ресурсы, чтобы в долгосрочной перспективе добиться роста продаж и увеличения прибыли. Данная стратегия входит в маркетинговый план и носит описательный характер. Здесь не разрабатываются конкретные действия, а лишь задается их общее направление [2].
Маркетинговая стратегия должна соответствовать ценностям, ресурсам, компетенциям и организационной культуре организации. Эффективная стратегия должна обладать оригинальностью, достижимыми целями, логической последовательностью, учитывать возникающие риски и ресурсы компании, обладать гибкостью по отношению к внешней среде. В ней должно быть указано, чем компания отличается от своих конкурентов и насколько эти различия актуальны для рынка.
Формирование маркетинговой стратегии происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Это и текущие цели организации, и особенности ее положения в отрасли, и объем имеющихся ресурсов. Также необходимо оценить рыночные перспективы организации и учесть возможную активность конкурентов.
Маркетинговая стратегия компании имеет функциональный и оперативный характер, определение брендов, продуктов, коммуникационной и дистрибьюторской стратегии для достижения желаемого успеха. Один из важных вопросов заключается в том, чтобы предвидеть и соответствовать тенденциям и возможностям рынка или создавать новые возможности. Но в большинстве случаев формулировка стратегии направлена только на улучшение существующих результатов, то есть фокусируется больше на вопросе «как», чем «что делать».
Маркетинговая стратегия компании — это определение направления действий, выбор, который необходимо сделать в рамках стратегии, выявление конкурентного преимущества и получение устойчивой прибыли от этого выбора.
Стратегический маркетинговый процесс начинается с выбора маркетинговых целей. Основными целями маркетинговой стратегии компании являются:
- Привлечение клиентов и увеличение количества заказов с целью повышения уровня продаж в компании.
- Повышение интереса целевой аудитории к реализуемой продукции компании.
- Увеличение прибыли компании.
- Захват компанией большей доли рынка.
- Лидерство компании в выбранном сегменте рынка.
Важнейшие бизнес-цели компании включают в себя увеличение продаж, минимизацию неопределенности и сокращение рисков. Некоторые из типичных маркетинговых целей таковы: построить собственный капитал бренда, достичь определенного уровня удовлетворенности клиентов, повысить осведомленность, добиться минимальных претензий клиентов.
Цели компании в области маркетинга должны соответствовать основной миссии компании и долгосрочным целям развития бизнеса. В дальнейшем с опорой на маркетинговую стратегию выстраивается деятельность в области рекламы, PR, организации продаж.
Реализация маркетингового плана компании связана с выполнением целого ряда задач в рамках операционной деятельности, в частности в области установления цен, организации сбыта, проведения рекламных кампаний. В рамках развития компании ориентируются не только на сохранение или увеличение своего присутствия на текущем рынке, но и на поиск и расширение новых рынков.
В зависимости от того, каким конкурентным преимуществом обладает компания, маркетинговые стратегии подразделяются на следующие виды:
- Стратегия дифференциации. Предполагает выделение компании среди конкурентов за счет высокого качества или особых свойств продукта.
- Стратегия лидерства по издержкам. Позволяет компании устанавливать минимальную цену на рынке, благодаря меньшим издержкам на производство и реализацию продукции по сравнению с конкурентами. Минимизировать издержки можно в том случае, если вы имеете объективное преимущество: экономичное оборудование, выгодное географическое положение, особую технологию производства.
- Стратегия фокусирования на издержках. Данная стратегия представляет собой стратегию лидерства по издержкам. Стратегия обращена только к одному сегменту потребителей на рынке.
- Стратегия фокусирования на дифференциации. Представляет собой стратегию дифференциации и предполагает концентрацию деятельности компании на узком рыночном сегменте или определенной группе клиентов [1].
Выбор и разработка маркетинговых стратегий опирается на стратегический анализ рынка, внутренний анализ рынка, анализ прошлых результатов и текущей деятельности, аналитические данные, включающие понимание и применение конкуренции, и вопросы выбора технологий и изменения потребностей клиентов.
Разработка маркетинговых стратегий компании включает в себя решения задач по сегментации и таргетированию, дифференциации и позиционированию, входу или выходу на рынок. Разработка маркетинговых стратегий компании сопровождается эффективным и результативным исполнением поставленных задач — реализацией маркетинговой стратегии. Бизнес-среда осуществления маркетинга включает в себя влияние культуры, государственной власти, выбора технологии, конкурентного взаимодействия, корпоративной стратегии и организационной структуры. Затем следуют вопросы контроля и обратной связи, обратная связь направляется как на стадию маркетинговых целей, так и на стадию разработки маркетинговых стратегий.
Американские исследователи Л. Буржуаз и Д. Бродвин выделили пять процессных подходов к реализации маркетинговой стратегии [3]. Они заключаются в следующем.
- Модель командира. Эта модель отражает смещение к централизованному руководству компании. Она использует традиционные аналитические методы для выбора стратегического направления и организационную власть для управления стратегией. Существует дихотомия между планировщиком и исполнителем. Это облегчает принятие решений и уменьшает неопределенность в отношении того, что должно быть сделано. Недостатки заключаются в том, что разработчики стратегии далеки от целевых клиентов, и такой подход часто создает проблемы мотивации сотрудников. Этот подход, как правило, работает лучше всего, когда компания имеет сильного лидера.
- Модель изменения. Руководитель компании по-прежнему является ключевым игроком, который сообщает о новых приоритетах фирмы и выполняет работу и определяет задачи с необходимыми организационными изменениями. Для осуществления изменений используются методы культурной адаптации. Руководитель компании — это скорее архитектор и политик, но не исполнитель. По-прежнему существует дихотомия между планированием, реализацией и ментальностью «власть-наверху».
- Модель сотрудничества. Руководитель выступает в качестве координатора, и акцент делается на командообразование на высшем уровне в компании. Преимущества этого подхода заключаются в том, что часть полномочий по принятию решений перемещается ближе к линии фронта; менеджеры более низкого уровня, реализующие стратегию, имеют лучшее представление о формировании стратегии и, следовательно, могут лучше реализовывать ее. Такое вовлечение руководителей первой линии приводит к большей мотивации и приверженности сотрудников. Барьер между стратегами и исполнителями все еще остается. Этот подход, как правило, лучше всего работает в сложных, неопределенных и крайне нестабильных условиях.
- Культурная модель. Происходит вливание новой корпоративной культуры в компанию, причем руководитель выступает в роли коуча. Все сотрудники участвуют в принятии решений, и в результате барьер между стратегами и исполнителями разрушается. Маркетинговая стратегия рассматривается как часть общего видения компании. Существует большое количество децентрализации, называемой расширением прав и возможностей. Проблемы внедрения культурной модели решаются ценой больших затрат времени на принятие консенсусных решений и деятельностью менеджеров компании по формированию культуры.
- Кресцивная модель. Формирование и реализация стратегии «снизу вверх» поощряется при сохранении адекватной открытости компании к новой информации. Способность менеджеров создавать и реализовывать стратегии для видения бизнеса определяется высшим руководством компании.
Выбор перечисленных моделей и подходов к реализации маркетинговой стратегии компании зависит от действующей политики, целей, задач, выбранного направления действий, условий рынка, внутренних и внешних факторов.
Под маркетинговой стратегией компании подразумевается достижение ключевых целей бизнеса, практическая реализация предложенных мероприятий в области маркетинга и создание новых схем работы. Стратегия создается в рамках общего планирования с определением основных направлений деятельности компании на рынке, где основной задачей является взаимодействие с конкурентами и выстраивания отношений и диалога с клиентами.
Литература:
- Каренов Р. С. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Р. С. Каренов. — Караганда: ИПЦ «Профобразование», 2017. С.24.
- Попов С. А. Стратегический менеджмент: Видение — важнее, чем знание: учеб. пособие / С. А. Попов. — М.: Дело, 2019. С.78.
- Brodwin D., Beurgeois L. Five Steps to Strategic Action // California Management Review, Spring, 2018. С.57.