В статье рассматриваются самые яркие представители спортивных танцев современности, особенности каждого направления, история возникновения и развития. А также некоторые причины популярности и актуальности спортивных танцев в России в настоящее время.
Ключевые слова: танцевальный спорт, бальные танцы, чирспорт, брейкинг, эстетическая гимнастика.
В настоящее время, несмотря на существование достаточно большого количества различных направлений современной, эстрадной и народной хореографии, спортивные танцы становятся не только все более и более популярным и динамично развивающимся направлением. В связи с этим особую актуальность представляет собой исследование условий становления различных видов спортивного танца, основных особенностей и предпосылок дальнейшего его развития.
Спортивными танцами называется выполнение в конкретной последовательности комплекса телодвижений, которые подобраны под определенное музыкальное сопровождение. Когда речь заходит о спортивных танцах первыми на «сцену» выходят бальные танцы. Спортивными бальными танцы в привычном нам виде имеют совсем непродолжительную историю, всего около века. За это время бальные танцы первыми объединили мир искусства и мир спорта, образовав своеобразный синтез, оставив в себе первоначальные исторические истоки, с одной стороны, и активно резвившись в сфере спорта, с другой стороны. В статьях [1, 2] достаточно подробно рассматриваются предпосылки приближения бальных танцев к спорту и укрепления спортивных бальных танцев как вида спорта, а также освещаются основные первые организации, соревнования, конкурсные системы, публикации и книги, посвященные становлению спортивных бальных танцев в мире. Упомянем лишь основные аспекты этого исторического пути.
Взглянув на исторические факты, можно пронаблюдать следующую тенденцию: любое занятие человека, первоначально воспринимаемое как хобби, постепенно переходит в соревнования. Так сложилось и в истории становления бальных танцев. В конце XIX века выходя за рамки исполнения танцев на балах, пары начинают соревноваться между собой, и уже в начале XX века в Англии и Франции появляются первые конкурсы бальных танцев, зарождается ассоциации, утверждающие основные стили и стандарты исполнения, создающие систему оценки выступлений. Уже в 30-тых годах XX века идея развития конкурсных бальных танцев распространяется по всему миру. Начинается объединение танцевальных пар в клубы и организации, в свет выходят первые книжные издания. В 40-е — 50-е годы начинает бурно развиваться латиноамериканская программа, оставаясь популярной и по сей день, завораживая зрителя необычайной яркостью и выразительностью движений. В последующие годы мир бальных танцев окончательно кардинально изменяется, беря на себя имя — танцевальный спорт.
В Европейских странах в 70-е годы появляются национальные сборные и танцевальный спорт окончательно перенимает все спортивные черты, в том числе получая господдержку как вид спорта. В СССР отвергая все западное не уделяется развитию спортивных бальных танцев особого внимания, лишь небольшая группа энтузиастов пытается перениматься опыт своих западных коллег, но в силу отсутствия литературы и невозможность следить за выступлениями лучших пар мира, развития данного направления проходит очень медленно и не столь выразительно как на западе. Хотя несмотря на то, что развитие спортивных бальных танцев в СССР ложиться на плечи сугубо энтузиастов-любителей, в 1977–80гг в соответствии с постановлением Государственного комитета по физической культуре и спорту «танцы спортивные» впервые вводятся в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
В 1995 году Международная федерация танцевального спорта получает признание Международного олимпийского комитета. А я России к концу XX века кучка энтузиастов превращается в хорошо структурированную спортивную организацию, в которую входит более двух тысяч спортивных клубов по всей стране. Российские танцоры выходят на все международные турниры, занимая зачастую лидирующие позиции.
Таким образов к концу XX века спортивные бальные танцы превращаются в сложно координируемый вид спорта с четкими правилами проведения соревнований и оценкой мастерства. В настоящее время спортивные бальные танцы занимают прочную позицию в спортивном мире. Ежегодно проводиться колоссальное количество турниров и соревнований разного уровня. В 2001 году Международная федерация танцевального спорта принимает антидопинговую компанию, окончательно приобщая себя ко всем правилам спортивного мира.
Несмотря на признание в мире спорта спортивные бальные танцы продолжают причислять и к миру искусства, называя их «артистическим видом спорта». Проблема сохранения эстетики и культуры бальной хореографии, несмотря на погоню за спортивными достижениями, конечно существует. Эстетика бальных танцев отличается особо тщательной техникой, сотни лет лучшие хореографы мира отбирали движения и позы наиболее точно предающие эмоции взаимоотношений между партнерами и характеризующие именно этот танец. Наряду со спортивной гимнастикой и фигурным катанием, бальные танцы были выделили в 60-е-70-е годы в группу технико-эстетических дисциплин, манящих зрителя своей неповторимой красотой, но в последующие годы спорт резко берет курс на экстрим. Олимпийское движение все больше отдает предпочтение экстремальным видам спорта, резко снижая интерес к уровню эстетического мастерства. Полностью перейдя под эгиду спортивных организаций бальные танцы не стали исключением пускаясь в погоню за чисто спортивными достижениями забывая порой о своих истоках.
Если история становления спортивных бальных танцев пусть и не досконально изучены, но все же им посвящен достаточный ряд работ, то новые современные направления спортивных танцев практически не отображены в литературе, тем временем появляется все больше и больше современных спортивных направлений. В данном контексте стоит обратить внимание на такое направление как чирлидинг или чирспорт. Дословно перевести чирлидинг можно как руководитель группы поддержки, cheer — призывное восклицание, lead — вести, управлять. Чирлидинг — это вид направление, сочетающее в себе танец с его пластичностью и грацией и спортивные гимнастические и акробатические элементы.
С понятием чирлидинг большинство знакомо по американских молодежным фильмам и сериалам. Это как правило школьные команды с яркими, пушистыми помпонами удивляющие своими акробатическими навыками зрителя в перерывах между спортивными таймами. В настоящее время чирспорт это очень динамично развивающееся танцевально-спортивное направление со своими законами и четкими критериями, хотя у большинства эти ассоциации настолько глубоко засели в сознание, что крайне мешают развитию современного чирлидинга, уже совершенно не похожего на его прародителя.
Но начнем с самых истоков. Чирлидинг зародился в США в 1870е годы, датой основания чирспорта принято считать 1889 год. Еще в 1860е годы в Великобритании группы поддержки начали подбадривать свои команды, и это веяние быстро распространилось в США. Группы поддержки выбегали на поле и скандировали разнообразные кричалки в пользу своей команды. Первые чирлидерские команды состояли только из мужчин. Только в 20-х годах прошлого столетия в командах стали активно появляться девушки. Постепенно кричалки стали сопровождаться движениями, а затем и гимнастическими трюками, которые как правило выполняли мужчины в то время, когда девушки танцевали. Так стали образовываться танцевальные команды по чирлидингу. В 1948 году состоялся первый лагерь для чирлидеров на котором и была основана Национальная организация чирлидинга. В 1967 году начали составлять ежегодный рейтинг лучших команд Америки и тем самым начались первые соревнования между командами групп поддержки. В последующие год чирлидинг начинает стремительно набирать обороты.
Весной 1978 года Национальная ассоциация чирлидинга устраивает соревнования, которые впервые транслируются по телевидению. Чирлидинг начинает развиваться в национальных масштабах, устанавливаются первые официальные правила и стандарты, запрещаются некоторые травмоопасные элементы. В 1995 году в Германии провелись первые европейские соревнования, образовывая европейскую ассоциацию чирлидинга (ECA). Первый же чемпионат мира прошел в Японии в 2001 году, в тот же год была основана Международная федерация чирлидинга (IFC). В России чирлидинг официально признан видом спорта лишь 12 февраля 2007 года, а 1 декабря 2008 года была официально зарегистрирована Федерация чирлидинга России.
В настоящее время чирлидинг развивается в двух направлениях, как сопровождение спортивных команд, и как самостоятельный вид спорта. Соревнования проходят в 5 номинациях:
- «Чир» — танцевальные перестроения под звучные кричалки с элементами гимнастики и акробатики
- «Чир — мискс» — смешанные команды мужчин и женщин
- «Чир — данс» — танец также с использованием спортивных элементов, но с акцентом на хореографию, пластичность и грацию.
- «Групповые станты» — акцент на построении пирамид и сложность акробатики
- «Чир данс шоу» — произвольная программа
Сегодня чирлидинг команды создаются на базе среднеобразовательных школ, колледжей, Вузов, центров детского творчества, спортивных и развивающих клубов и представляют собой самостоятельное движение, признанное уже в 118 странах, зачастую не акцентирующее внимание на выступлениях на спортивных соревнованиях в качестве группы поддержки, а готовя программы только с целью участия в соревнованиях различного уровня. Даже есть тенденция перехода детских любительских коллективов из направлений эстрадных или современных танцев в чирспорт, что подчеркивает особую популярность этого направления в России в настоящее время.
Исторически не только танец проникал в спорт завоевывая в нем твердые позиции, но и спорт в свои очередь вбирал в себя черты хореографии, порождая новые направления. Яркий тому пример эстетическая гимнастика. Эстетическая гимнастика не является Олимпийским видом на данный момент, как всем известная художественная гимнастика и имеет пока совсем недолгую историю. Этот новый вид спорта, официально признанный в России в 2005 году. Первые мировые соревнования прошли в 1996 году в Финляндии, провозгласившей это спортивное направление своим национальным видом спорта.
Эстетическая гимнастика, конечно, берет свое начало из гимнастики, хотя прародительницей этого вида спорта считается всемирно известная танцовщица Айседора Дункан. Она первой вышла на сцену босиком, противопоставляя классическому танцу, танец без заученных поз, олицетворяющий свободу чувств и эмоций. Из танца Айседоры Дункан эстетическая гимнастика позаимствовала бег на полупальцах, легкие и высокие прыжки, акцент на выразительных позах. Сторонник Айседоры Франсуа Дельсарт и его последователи искали и выявляли прямую связь между жестами и эмоциями, движением тела и душевным состоянием человека. «Грамматика художественного жеста» встроенная Дельсартом активно вошла в программу подготовки гимнасток.
Эстетическую гимнастику зачастую называют синхронным плаванием «на суше», т. к. на первое место при оценке выступления выходит именно командная работа, выражающаяся в синхронном исполнении номера, выразительности и музыкальности исполнительниц. В данном виде спорте не существует индивидуальных выступлений, номера исполняются исключительно командой от шести до двенадцати человек. Участницами команды могут быть только девушки, ограничений по возрасту нет. Эстетическая гимнастика воплощает в себе сейчас много элементов, являющимися обязательными, взятых из художественной гимнастики, но давно в ней забытых и не так ярко используемых в настоящее время, это такие движения телом как волны, наклоны, изгибы, сжатия и расслабления. С каждым годом элементы, исполняемые командами, становятся все сложнее, еще больше завораживая зрителя и набирая свои позиции на мировой спортивной арене. В России в последние годы эстетическая гимнастика имеет гораздо большую популярность чем художественная гимнастика, в первую очередь это связано с тем, что прийти в этот спорт можно практически в любом возрасте. Во-вторых, нагрузки при занятиях эстетической гимнастикой хоть и достаточно серьезные, но все же менее тяжелые чем в художественной. Благодаря этому эстетическая гимнастика достаточно быстро выбилась в список самых популярных направлений у детей и подростков.
С каждым годом развиваются все новые и новые современные спортивные направления: тектоник, джаз-фанк, хип-хоп, брейк-данс и стрип-дэнс. Каждое из этих направлений уникально. Но остановимся подробнее на брейкинге неожиданно и стремительно ворвавшимся в этом году в программу Олимпийский игр, более известный всем под названием брейк-данс.
Брейк-данс — это зрелищное уличное танцевальное направление, сочетающее в себе удивительную пластику и сложные акробатические трюки, возникшее в Америке в 70-тые годы прошлого столетия, преимущественно исполняемое мужчинами. Танцоры чаще используют название «брейкинг» или «би-боинг». Зародившись на улице брейк-данс, развиваясь включал в себя множество разнообразных стилей, которые формально разделяют на элементы верхнего и нижнего брейк-данса. Это разделение условно, так как танцоры включают в свое выступление одновременно комбинации обоих уровней. В России этот танец развивался крайне медленно и уверенно вошел в танцевальную сферу нашей страны лишь в 98 году. Яркие и зрелищные трюки, исполняемые на картонном покрытии, постеленном прямо посреди улицы, не могли оставить равнодушными собирающихся вокруг зрителей. При словах брейк-данс большинство из нас представляет себе виртуозное вращение на голове, прыжки на руках и обороты вокруг своего тела. Для исполнения этих и многих других сложных акробатических трюков танцорам требовалась серьезная физическая подготовка, включающая в себя отличную координацию, чувство ритма и выносливость.
Постепенно стихийные выступления брейкеров преобразуются в организованные баттлы. Брейкинг развивается, закрепляя за собой все новые и новые позиции, оставаясь при этом больше, чем просто танцевальным направлением, скорее особой андеграундной культурой. Но это не мешает брейк-дансу молниеносно ворваться в мир спорта.
В 2017 году брейк-данс официально признан в России спортивной дисциплиной. Теперь брейкеры могут не только самовыражаться в своем творчестве, но и получать спортивные разряды. Особой сложностью восприятия брейкинга как спортивной дисциплины является отсутствие до недавнего времени официальных международных соревнований. Многие годы команды по брейк дансу соревновались исключительно на тематических фестивалях. Поэтому основной вопрос, который предстоит решить в брейкинге в ближайшие годы, это судейство. Обычно соревнования проходят в виде баттлов, при этом танцоры не знают заранее под какой музыкальный материал им предстоит выступать. Команды по очереди выходя на арену должны продемонстрировать все свои умения и навыки, таких раундов-выходов может быть от двух до пяти. Четких регламентов по количеству участников в команде и обязательным к исполнению элементам на данный момент нет. Несмотря на то, что брейкинг вошел в олимпийские спортивные дисциплины, его приверженцы не намереваются концентрироваться исключительно на принципах спорта и не хотят отрекаться от своей многолетней культуры и креативного творческого подхода свойственного этому танцевальному направлению, оставаясь преданными своим принципам. Многие предрекают разделение брейкинга в будущем на два лагеря, хотя инициаторы вступления в сферу спорта утверждают, что этого не произойдет.
Рассмотрев самых ярких представителей спортивных танцев, стоит отметить, что данное танцевальное направление становится все более популярным, активно расширяя список входящих в него дисциплин, с каждым годом все больше переходя из сферы искусства в сферу спорта. Для исполнителей этот переход возможность доказать, что спортивные танцы — это большой труд и изнуряющие тренировки, а не просто красочное шоу. Плюс пребывание под эгидой спорта дает большую поддержку от государства, расширение ресурсов для развития, рост количества соревнований различных уровней и т. д. Для мирового спорта же привлечение новых дисциплин также играет важную роль, принося свои весомые плоды. Активизируя свое внимание на популярных среди современной молодежи направлений, Международная спортивная организация старается, идя в ногу со временем, привлечь к себе внимание молодежи, активизировав интерес к спорту, и тем самым реализовывая основные задачи развития физической культуры и массового спорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что спортивные танцы, являясь зрелищным и ярким видом спорта, находятся сейчас на стадии активного развития, выходя на совершенно новый уровень, удастся ли им при этом сохранить эстетику и творческий подход? Или спортивный девиз: «Быстрее, выше, сильнее» победит? Ответы на эти многих волнующие вопросы однозначно даст только время.
Литература:
- Бредихин А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / А. Ю. Бредихин. — Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. — 2012. — № 3. — С. 322–325.
- Волхонская Г. П. Танцевальный спорт России: история становления и развития / Г. П. Волхонская, А. Г. Окунева. — Текст: непосредственный // Омский научный вестник. — 2015. — № 1 (135). — С. 25–28.
- Дегтярева Е. Ю. Популяризация бальных танцев и перспективы их дальнейшего развития / Е. Ю. Дегтярева. — Текст: непосредственный // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 3 (47). — С. 115–119.
- Карпенко Л. А. Эстетическая гимнастика: история, сущность, современное состояние / Л. А. Карпенко. — Текст: непосредственный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2009. — № 5 (3). — С.199–203.
- Карпенко Л. А. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики / Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета Лесгафта. — 2010. — № 3 (61). — С. 55–59.
- Конеева Е. В. Эстетическая гимнастика. История, техника, правила соревнований. / Е. В. Конеева, Л. П. Морозова, П. В. Ночевнова. — Москва: Прометей, 2013. — 170 c. — Текст: непосредственный.
- Лебедев Т. М. Зависимость возникновения новых танцевальных стилей в Хип хоп культуре от развития музыкальных направлений / Т. М. Лебедев Л. А. Касиманова. — Текст: непосредственный // Евразийский научный журнал. — 2017. — № 3. — С. 163–164.
- Спортивные танцы. Справочник [Текст] / Под ред. А. Н. Кокаулина. — М.: Здоровье. Культура. Спорт, 2001. — 220 с
- Царева, Д. С. Анализ и перспективы развития чир спорта в России и Нижегородской области / Д. С. Царева, А. В. Стафеева, А. Н. Гусев. — Текст: непосредственный // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт.. — 2020. — № 5. — С. 114–120.
- Янченко, Я. М. Хип-хоп как особой дискурсивное пространство отдельной субкультуры / Я. М. Янченко. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2020. — № 3. — С. 403–407.