В настоящее время общее недоразвитие речи — это самый распространенный и тяжелый речевой дефект у детей дошкольного возраста.
Речевое умение, как отмечает Е. И. Пассов [2], есть способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения. Коммуникативные умения — это основа жизни каждого человека. Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно. При всем многообразии научных трудов, наличии значительного интереса исследователей к вопросам общего недоразвития речи, трудно сказать, что мы владеем достаточным количеством данных по анализу специфики коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи. На фоне речевых нарушений все внимание и педагогические усилия в основном направлены на преодоление трудностей научить ребенка правильно говорить и выражать свои мысли, как в общении со взрослым, так и в кругу сверстников. Для достижения этих целей разработан целый спектр диагностических и методических рекомендаций, пособий и научных трудов по развитию речевых умений у дошкольников, которые успешно применяются специалистами.
Условно выделяют три уровня общего недоразвития речи, характеризующих речевой статус детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход от одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей. Процесс же формирования и совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, обычный факт, обязательно протекающий в жизни каждого человека на определенном этапе. С другой стороны, это очень сложный процесс, зависящий от многочисленных факторов начиная с личного онтогенеза развития ребенка и заканчивая внешними факторами, влияющими на него. И совсем другое дело формирование коммуникативных умений и навыков у детей, имеющих некоторые отклонения в развитии речи. Особенности формирования коммуникативных умений дошкольников были раскрыты в трудах А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, Т. В. Антоновой и др.
Тем не менее на данный момент мы сталкиваемся с проблемой, что формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР скорее относиться к второстепенным задачам обучения и рассматривается в качестве дополнения к основной коррекционной программе обучения нежели как ведущие и стержневые умения, которые лежат в основе всех остальных умений, тем более, в случае с «речевыми» детьми, где в структуре дефекта, нарушение речи является первичным, по сравнению с нарушениями коммуникативной сферы. Предполагается, что по сформированности коммуникативных умений и лексико-грамматической стороны речи и связной речи дошкольники с ОНР являются полиморфной группой. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, своеобразие связного высказывания, явная недостаточность глагольного словаря, препятствуют осуществлению процесса полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм (Л. Г. Соловьева) [2]. Существующие диагностические методики, нацеленные на обнаружение индивидуальных коммуникативных способностей человека, позволяют выявить качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР, такие как: — активность и инициативность в общении; — уровень вербальной коммуникативной активности; — способность формулировать и с помощью вербальных средств общения передавать свои мысли; — организация собственного речевого поведения и прежде всего со сверстниками.
Опираясь на теорию А. Е. Дмитриева, Л. P. Мунирова [1] рассматривает коммуникативные умения как структурные элементы общеучебных умений в коммуникативной деятельности. В этой связи она делает следующие выводы: — коммуникативные умения по структуре являются сложными образованиями, включающими в себя более простые, элементарные умения, которые путем осознанного многократного повторения преобразуются и доводятся до навыка. Это обеспечивает возможность формирования более сложных умений, т. е. качественно более высокого уровня; — коммуникативные умения операционально формируются через навыки. Коммуникативные навыки входят в состав коммуникативных умений, своим содержанием конкретизируют их [1].
Исходя из вышеизложенных положений, Р. Л. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных умений, представленных в таблице 1:
Таблица 1
В нашем исследовании мы диагностировали исходный уровень развития коммуникативных умений детей с ОНР старшего дошкольного возраста и сформированность речи. Диагностика сформированности речи проводилась на основе тестовой методики исследования устной речи дошкольников, разработанной Т. А. Фотековой (2007г.) [5] по следующим сериям:
- Исследование словаря и навыков словообразования;
- Исследование синтаксического строя речи;
- Исследование связанной речи;
Уровень развития коммуникативных умений старших дошкольников определялся с учетом таких показателей как:
- запрос информации, умение слушать и слышать речь собеседника;
- взаимодействие, умение договариваться;
- понимание эмоционального состояния партнеров по общению.
По результатам исследования речи и коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: бедность активного словарного запаса, стереотипность оформления устных высказываний, множественные аграмматизмы и нарушения в построении внутренней и внешней программы высказывания. Сравнивая результаты диагностики речевых умений, мы выявили, что самыми «проблемными» умениями у старших дошкольников с ОНР оказались умения воплощать полученные синтаксические знания в речевой деятельности, например, умения грамматически верно составлять предложения разной степени сложности и пр. При этом уровень сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе, хоть и показал ожидаемо более низкие результаты по сравнению с контрольной группой, тем не менее, таких грубых уровневых различий, как в сформированности речевых умений, у этих детей нет. Сравнив результаты по трем сериям диагностики коммуникативных умений, можно сделать вывод, что дети экспериментальной группы демонстрируют тенденцию к лучшей сформированности информационно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений по сравнению с регуляторно-коммуникативными умениями. В целом получилось, что в сравнении экспериментальной и контрольной группы, по сформированности речевых умений дети ОНР от детей с нормой речевого развития отличаются более ярко, чем по сформированности коммуникативных умений. (Рисунок 1.)
Рис. 1
По результатам констатирующего эксперимента для выявления взаимосвязи уровней развития коммуникативных и речевых умений в экспериментальной группе, нами были сопоставлены уровни сформированности лексико-грамматического стороны речи и связной речи и уровень сформированности коммуникативных умений. (Рисунок 2.)
Рис. 2. Сопоставление уровней сформированности речи и коммуникативных умений ЭГ (%/чел.)
На основе сопоставления уровней сформированности лексико-грамматической стороны речи и связной речи и уровней сформированности коммуникативных умений мы выявили, что существует взаимообусловленная зависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и уровнем сформированности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), приводит к снижению психической активности. Но несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Литература:
- Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук. — М., 1993.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2010. С. 236.
- Соловьева Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. статья. Дефектология. -2007. — № 04.
- Федосеева Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация канд.пед.наук. — М., 1999. — С.3–5.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие -2-е изд. -М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.