В статье проанализированы основные тенденции и перспективы развития монархической государственности в мире. Обосновано, что монархическая форма правления не изжила себя и является действующей во многих странах мира. Монархию поддерживает большое количество граждан демократических государств.
Ключевые слова : форма правления, монархия, абсолютная монархия, дуалистическая монархия, парламентарная монархия
История государственно организованного общества свидетельствует, что монархия как историческая форма государственного правления является одной из древнейших. Она сложилась еще на заре появления государства в обществах ранних земледельческих культур. Здесь организация власти, которая осуществлялась на жестко централизованной основе, была наиболее эффективной и понятной. В тоже время вопрос насколько актуальной является монархическая форма правления в современный период вызывает постоянные споры.
Государственно-правовая мысль рассматривает монархию в различных контекстах: как дань исторической традиции, которая превращает монарха исключительно в «символ нации» без каких-либо властных полномочий; как архаичный институт, который остается исключительно из-за сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и устаревших форм общественной организации и пр. Однако, по нашему мнению, сегодня нельзя воспринимать данную форму правления столь однозначно. В настоящий период монархия остается одной из широко действующих форм правления, и, что особенно важно, поддерживаемой гражданами демократических государств.
Монархия — это форма государственного правления, при которой государственная власть фактически или номинально сосредоточена в руках одного человека — монарха, освобожденного от ответственности перед своим народом. Монархия уступает своей бывшей первенство республиканской форме правления (41 из более чем 200 стран мира являются монархиями) [4, с. 255].
После Второй мировой войны количество монархий существенно уменьшилась (были ликвидированы монархии в Италии и Индии, Египте и Иране, в Албании и Непале), однако во многих странах она сохранилась. В частности, в Европе существует достаточно много монархий: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. В Азии к монархиям относятся Бахрейн, Бруней, Иордания, Малайзия, Камбоджа, Кувейт, Катар, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд и Япония [4, с.255].
На протяжении истории возникало очень много видов монархий, однако на сегодня действующими остались абсолютная, дуалистическая и парламентская.
При абсолютной монархии глава государства осуществляет свою власть неограниченно, занимается законодательной деятельностью, руководит правительством, формирует сам, контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточена в его руках. На сегодня она существует в таких странах как Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.
Следующим видом является дуалистическая монархия. Ее основной особенностью является двойственность (дуализм) высших органов государственной власти: глава государства — монарх, осуществляет высшую исполнительную власть, а парламент — законодательную. Монарх имеет право роспуска парламента, его решения имеют силу закона, он занимает центральное место в механизме государства, формирует правительство, которое отвечает перед парламентом и монархом. Примером дуалистической монархии может быть Марокко, Иордания, Кувейт.
Что же касается парламентарной монархии, то ей присуще существование представительного органа государственной власти — парламента; правительство формируется монархом, однако должно иметь доверие парламента и быть ему подотчетным; монарх осуществляет власть через министров, он лишен законодательных полномочий и не несет юридической и политической ответственности за свои действия как глава государства и глава исполнительной власти.
Практика монархической власти убедительно свидетельствует о важности этого института в тех или иных политических системах. По сравнению с другими органами, монарх обладает особым статусом (его практически нельзя привлечь к юридической ответственности, а в абсолютном большинстве стран это вообще не допускается) и полномочиями, позволяющими ему играть существенную роль в общественно-политической жизни. При этом, несмотря на то, что некоторые исследователи считают институт монархии в современном обществе архаизмом, однако его разновидности, за исключением абсолютной монархии, достаточно согласуются и с идеей социально-правового государства, и с принципом разделения властей.
В XXI веке идеи монархии остаются актуальными. Так, летом 2001 года в Болгарии, в результате парламентских выборов убедительную победу одержало «Движение Семеона II», и эта ситуация в очередной раз подняла вопрос о монархии в Европе. Конечно, сегодня никто не сомневается, что если Европа доживет до единого государства, она станет республиканским государством, а правящие европейские монархии просто исчезнут — они будут поглощены европейской интеграцией. Впрочем монархия еще не потерпела поражение, о чем, в частности, и свидетельствует ситуация в Болгарии в 2001 году, где «народ насытился и демократами, и коммунистами», а поэтому там «страна вернулась к добольшевистским временам» [1].
Сегодня же «монархический вопрос» обсуждается повсюду в Европе и в Азии. Страны с постоянными конституционными монархиями — Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция — рассуждают о том, как «подогнать» монархию к новым реалий. Страны, которые в свое время потеряли королевскую власть — Италия, Германия, Франция — как уменьшить ностальгические призывы к возвращению анахронического, с их точки зрения, института власти. Страны, сохранившие память о царствовании бывших монархов — Австрия, Болгария, Португалия, Румыния — как использовать наследие прошлого в современных реалиях.
Отметим, что в Европе именно фигура коронованной особы и осознание подданства являются одним из главных критериев для национальной идентификации. В частности, жители ЕС, потеряв границы и собственные национальные валюты, которые издавна служили их отличительными особенностями, именно благодаря монархиям во многом сохранили свое этноисторическое наследование. Правда, для стран, которые «потеряли» монархов несколько десятилетий назад, бывший король не всегда является только историческим символом нации. В условиях резкой трансформации общества и отсутствия в нем стабильности, для многих людей королевский титул обещает консолидацию нации и гражданский мир. Возможно, именно поэтому болгарский, румынский и сербский короли с триумфом возвращаются на родину, в Австрии идут серьезные дискуссии о возможности возвращения изгнанных Габсбургов. И, скорее всего, именно поэтому афганского короля Захир Шаха «бывшие соотечественники, измученные хаосом и бесконечной войной, слезно просили присоединиться к процессу национального согласия» [1].
Монархические тенденции отмечаются и на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Россия, Украина, Казахстан). В частности, в последнем часть населения поддерживает установление в республике монархической формы правления. В Армении национально-освободительное движение «Родина» инициировала проведение всенародного референдума по поводу возрождения в стране монархии, а в Грузии известный политик Давид Гамкрелидзе включил необходимость введения в государстве конституционной монархии к свою предвыборную программу [2].
Понятно, что эталоном настоящей конституционной монархии является Великобритания, правящая династия которой (Виндзоры) в последнее время находится в центре внимания общественности. Ее Величество Елизавета II выполняет роль национального символа и общественного деятеля. И согласно опросу, 71 % британцев считает, что королева действительно упорно работает, а 81 % уверены, что она — лучший посланник Великобритании в других странах мира. Правда, противники монархии (44 %) в последнее время стали считать, что содержать монархию слишком дорого [3].
В Дании, где королевской дом содержится государством, абсолютное большинство подданных (93 %) высказываются за сохранение монархии. Однако они соглашаются с необходимостью того, чтобы члены королевской семьи ежегодно публиковали доклад, в котором отчитывались о всех свои расходах, как это делается в других королевствах [3].
В другой монархической стране — Испании, ситуация не столь утешительна. Так, по результатам опроса общественного мнения, проведенного государственным Центром социологических исследований, авторитет монархии в стране существенно снизился. Согласно опубликованным данным, полученным на основании опроса 2496 человек, 55 % респондентов считают, что монархия как институт «давно изжила себя». С этим мнением не согласны только 24,9 % опрошенных, тогда как 20,6 % не смогли определиться с ответом [3].
Таким образом, в XXI веке монархическая форма правления хотя и претерпевает существенные изменения, но, по нашему мнению, не теряет своих позиций. Хотя после Второй мировой войны количество монархий существенно уменьшилась), однако во многих странах они сохранились. Сегодня существенная часть граждан мира не отказывается от монархии, хотя и настаивает на необходимости ее модернизировать.
Литература:
- Алексеев Г. А. Возвращение на круги своя [Электронный ресурс] / Всероссийский монархический центр, За рубежом — Режим доступа: http://www.monarchruss.org/index.pxp?option=com_content&task=view&id=192&Itemid=31
- Гамкрелидзе Д. Почему конституционная монархия? [Электронный ресурс] / Кавказский узел, Документ предвыборной программы. — Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/docstext/docs/id/1205054.html
- Савельев А. Отношение к институту монархии в России и мире [Электронный ресурс] / Андрей Савельев, статьи: Русский консерватизм. — Режим доступа http://www.savelev.ru/article/ show/?id=223&t=1
- Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / отв. Ред. В. Е. Чиркин. — М.: Междунар. отношения, 2002. — С. 255.