Эта статья посвящается вопросу осуществления связи устной и письменной речи в преподавании русского языка
Ключевые слова: фонологические средства русского языка, разумное обучение, смысловое и эмоциональное значение предложений.
Каждый учитель хорошо знает, как много труда и усилий требуется, чтобы научить детей грамотно, ярко и выразительно говорить и писать.
Совершенно ясно, что только продуманная, последовательная система в обучении может способствовать развитию речи учащихся.
Работа по обучению выразительному чтению есть работа по осмысленному чтению. А без осмысления, понимания читаемого текста не может быть и речи о правильном, разумном обучении письменной речи, особенно пунктуации.
Что мы понимаем под выразительным чтением? Правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения или любого иного текста.
В выразительном чтении и в выразительной устной речи огромное значение имеет уменье правильно, точно (в полном соответствии со смысловым и эмоциональным значением предложения) делать логические ударения, соблюдать необходимые паузы и интонации.
Выразительному чтению школа должна обучать всех учащихся и на него должна опираться при изучении грамматики, пунктуации, литературных произведений. Это обеспечивает подъем общей речевой культуры, устной и письменной.
Очень важно показать учащимся на конкретных примерах роль и значение фонологических средств русского языка.
Так, смыслоразличительная роль пауз в предложении особенно ярко выступает, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разбито на такты, приобретает разное значение. Например:
- Как удивили / его слова / брата!
Как удивили его / слова брата!
- Кабинет истории / Московского университета.
Кабинет / истории Московского университета.
Поэтому знакомство учащихся со значением и ролью смысловых пауз в речи лучше всего начать с подобных примеров. После записи темы урока на доске и в тетрадях учитель сам пишет на доске предложение:
Как удивили его слова брата!
И предлагает одному из учащихся выразительно прочитать это предложение с соблюдением пауз, а после чтения обозначить эти паузы в написанном предложении вертикальными чертами (/). Запись на доске:
Как удивили / его слова / брата!
После этого учитель ставит вопрос: «А нельзя ли это предложение прочитать иначе, с иным размещением пауз?»
Учитель предлагает кому-нибудь из учащихся, указавших на возможность иного размещения смысловых пауз, прочитать выразительно это же предложение с иным размещением пауз. На доске получится следующая запись:
Как удивили его / слова брата!
После этого учитель предлагает всему классу внимательно слушать, а одному из учащихся, который умеет выразительно читать, — четко прочитать написанное на доске предложение с соблюдением указанных в обоих вариантах пауз.
Устанавливается, что в первом предложении говорится о том, что брата удивили его слова, а во втором предложении говорится уже о том, что его удивили слова брата. Как видно из примеров, в первом случае объектом является слово брата , а во втором во втором случае объектом является слово его .
Затем анализируется второй пример в двух вариантах:
Кабинет истории / Московского университета.
Кабинет / истории Московского университета.
Устанавливается, что при первом варианте размещения паузы речь идет о кабинете истории вообще, который имеется при Московском университете, а при втором варианте речь идет о кабинете, в котором показана история Московского университета.
Стоит затратить на уроке по развитию речи минут 8–10 на показ роли и значения пауз в речи, как у учащихся рождается особый интерес и внимание к ним.
На очередных занятиях находится время и для показа роли и значения интонаций и логических ударений в речи.
Говоря о роли и значении отчетливого произношения, смысловых выражений, пауз и интонаций, можно процитировать учащимся К. С. Станиславского (следует сказать одной фразой о том, что он был великим русским актером и режиссером):
«Когда у некоторых людей от вялости и небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед. Мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане…
Вам, конечно, приходилось читать книги или газеты с плохой печатью, в которых то и дело попадаются выпадения букв, опечатки. Неправда ли, какая это мука поминутно останавливаться, догадываться, решать ребусы?
А вот другая мука: читать письма, записки, написанные таким почерком, который точно все смазывает. Догадываешься, что тебя кто-то зовет, но куда и когда — разобрать невозможно… как ни трудно иметь дело с плохо напечатанной книгой или с дурным почерком, но все-таки при большом старании возможно доискаться смысла написанного. Газета или письмо в вашем распоряжении, и вы найдете время, чтобы возвратиться к расшифрованию непонятного.
Но как быть, когда в театре на спектакле в произносимом актерами с подмостков тексте, подобно плохо напечатанной книге, выпадают отдельные буквы, слова, фразы, часто имеющие первенствующее, даже решающее значение, так как на них построена вся пьеса? Ведь сказанного текста не вернешь…
Такая речь создает одно недоразумение за других».
После того, как учитель показал роль и значение в речи фонологических средств, необходимо вести систематическую работу по выработке у учащихся умений слышать их в речи других и соблюдать в речи собственной.
При осуществлении связи устной и письменной речи в преподавании русского языка развитие навыков выразительного чтения имеет место не только специально выделенных уроках по развитию речи, но и на всех занятиях и даже на уроках, на которых изучаются те или иные грамматические определения и правила.
Особенно благодарными в этом отношении являются уроки по изучению синтаксиса и пунктуации.
Глубоко, прочно и легко усваивают учащиеся синтаксис и пунктуацию в том случае, если их изучение проходит на основе наблюдения над интонациями, паузами и логическими ударениями.
Литература:
1. Соколова Т. Н. Школа развития речи. — М. Росткнига, 2007.
2. Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М. Искусство, 1948.
3. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. — М. Просвещение, 2012
- Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе. — Электронный ресурс www.school 2100.ru