В статье авторы пытаются определить, каким образом общественный контроль влияет на противодействие коррупции.
Ключевые слова: коррупция, контроль общества, противодействие.
Причины и последствия коррупции, а также способы борьбы с коррупцией — это темы, которые в последние годы были широко представлены на национальных и международных повестках дня политиков.
Кроме того, различные исторически влиятельные философы, в частности Платон, Аристотель, Макиавелли и Монтескье, интересовались политической коррупцией. Для этих философов коррупция во многом заключалась в том, что правители действовали в интересах своих личных или коллективных — или других фракционных — интересов, а не в интересах общего блага и в соответствии с законом.
В современную эпоху, помимо коррупции политических институтов, на первый план вышла коррупция других типов институтов, прежде всего рыночных.
Коррупция — это злоупотребление государственной властью (избранным политиком или назначенным должностным лицом) в личных целях.
Для обеспечения того, чтобы не только государственная коррупция, но и частная коррупция между физическими лицами и компаниями могла сочетаться с одним и тем же простым определением, можно предложить следующее определение:
Коррупция — это злоупотребление вверенной властью (наследством, образованием, браком, избранием, назначением) в личных целях.
Это более широкое определение включает в себя не только политика и правительственного чиновника, но и генерального директора и финансового директора компании, нотариуса, руководителя команды на рабочем месте, администратора или сотрудника приемной комиссии в частной школе или больнице, тренера футбольной команды.
На наш взгляд, коррупция — это неправдоподобие или падение принятия решений, когда лицо, принимающее решение, соглашается отклониться или требует отклонения от критериев, которые должны контролировать его решение в обмен на вознаграждение или обещание или ожидаемое вознаграждение, в то время как эти мотивы, влияющие на его решение, не могут быть частью оправдания этого решения.
Борьба с коррупцией происходит повсюду во многих областях, которые окружают человека:
− политические реформы, в том числе финансирование политических партий и выборов;
− экономические реформы, регулирование рынков и финансового сектора;
− финансовый контроль: бюджет, бухгалтерский учет, отчетность;
− общественный надзор: средства массовой информации, местные администрации и советы;
− свободный доступ к информации и данным;
− поддержание верховенства права;
− совершенствование и укрепление судебной системы;
− институциональные реформы: налоговые системы, таможня, государственное управление в целом;
− общественные организации.
Такое понятие как «общественный контроль» достаточно часто рассматривается и анализируется в научной литературе и в средствах массовой информации. [3,c.23]
Степень развития гражданского общества характеризуется наличием или же отсутствием общественного контроля. Общественный контроль является одной из наиболее эффективных форм борьбы с злоупотреблениями в государственном аппарате. Другими словами, гражданский контроль определяется как свойство гражданского общества и является его ключевой функцией.
Гражданское общество и СМИ имеют решающее значение для создания и поддержания атмосферы в общественной жизни, препятствующей мошенничеству и коррупции.
В самом деле, они, возможно, являются двумя наиболее важными факторами в искоренении системной коррупции в государственных учреждениях. Коррупция контролируется только тогда, когда граждане перестают ее терпеть.
Частные организации, профессиональные организации, религиозные лидеры и гражданские группы — все они заинтересованы в результатах антикоррупционных инициатив и задействованы в этом процессе. Они также могут играть важную роль в качестве наблюдателей за целостностью государственного сектора.
Объективное и рациональное проведение общественного контроля может существенно повысить эффективность деятельности государственной власти, а также ее ответственность за служение обществу.
На современном этапе развития предпринято большое количество попыток для того, чтобы снизить уровень коррупции.
Например, в Российской Федерации создаются организации антикоррупционного воздействия. Среди основных организаций такого рода направленности можно выделить следующие:
- Российское антикоррупционное партнёрство.
- Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет».
- Общероссийская общественная организация «Комиссия по борьбе с коррупцией».
- Межрегиональное общественное движение «Против коррупции».
- Общественный комитет по расследованию коррупционных дел в России.
Рассмотрим более подробно деятельность общественного комитета по расследованию коррупционных дел. Общественное объединение граждан — Общественный комитет по рассмотрению дел о коррупции и реализации программы Президента Российской Федерации (далее — Общественный комитет) — на данный момент это общественное движение, поскольку статья 30 Конституции РФ — устанавливает способность граждан объединяться и отстаивать свои коллективные интересы. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Таким образом, одной из форм реализации этого права является общественное движение.
Общественный комитет выступает в качестве добровольного объединения граждан, основанного на общих интересах и общих целях. [2,с.98]
Общественный комитет создан в формате движения граждан и придерживается принципа осуществления своей деятельности в правовом поле в интересах государства и гражданского общества, а также содействует поддержанию стабильной ситуации внутри Российской Федерации.
Участники общественного движения присоединяются к нему на основании собственных убеждений и желаний, соответствующих деятельности Общественного комитета.
Данная организация разработала и реализует высокоэффективную программу общественного контроля над государственными служащими (программа «мотивация»).
«Общественный комитет по расследованию дел о коррупции в Российской Федерации» выполняет общественную работу, принимает анонимные жалобы граждан, рассматривает и ведет множество дел, связанных с этой темой. В данном случае это помогает следственным органам отфильтровывать «внутренние» обращения. Комитет перенаправляет реальные факты коррупционной деятельности в соответствующие следственные государственные структуры.
Также данный комитет рассматривает внедрение инновационной программы антикоррупционного воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Новый гражданин России не должен воспринимать коррупцию как положительное или отрицательное явление, он должен быть принципиальным в этом вопросе. По мнению сотрудников комитета, склонность к антикоррупционному поведению необходимо прививать на «генетическом» уровне.
Основная проблема коррупции в России — это не чиновники, а сами люди, обучение принципам антикоррупционного поведения, воспитание и понимание чести и достоинства, а также важность ответа своим потомкам. Воспитание принципов противодействия коррупции у молодого или даже дошкольного поколения — ключ к полной победе над коррупцией в России.
Но, несмотря на все проводимые мероприятия, целью которых является снижение уровня коррупции в РФ, она по-прежнему высока. Это связано с тем, что при борьбе с коррупцией на пути общественного контроля часто возникают следующие проблемы:
- Власти не готовы предоставлять информацию о своей деятельности и негативно реагируют на попытки граждан контролировать ее;
- Структуры гражданского общества недостаточно мотивированы для участия в мероприятиях, направленных на предотвращение коррупции;
- Отдельные представители институтов гражданского общества недостаточно компетентны.
Для обеспечения эффективного общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией эти проблемы должны быть решены: необходимо повысить осведомленность о социальном влиянии функций общественного контроля, которые получают не только граждане, но и государственные и муниципальные служащие, деятельность которых становится более эффективной. [3,c.24]
Таким образом, коррупция — очень многогранное явление, оно включает в себя взяточничество, кумовство, ложные показания, мошенничество, злоупотребление властью.
Кроме того, коррупция принимает различные формы по всему спектру общественных институтов и приводит к политической коррупции, финансовой коррупции, полицейской коррупции, академической коррупции.
Одним из наиболее эффективных способов борьбы с коррупцией является контроль со стороны общества над работой чиновников, правительственными проектами, государственными заказами и подрядчиками.
Общественный контроль над деятельностью государственных служащих значительно повысит эффективность их работы и снизит коррупционную составляющую до минимального уровня, учитывая плотность общественного внимания к этому объекту.
Литература:
- Гайдаенко, Шер Н. И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. Г. Семилютина. — М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
- Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие / В. Ю. Артемов, Н. А. Голованова, А. Ю. Заксон и др.; отв. ред. А. М. Цирин, Е. И. Спектор. — М.: ИЗиСП, 2016. — 144 с.
- Перевалов, В.Д., Хазанов С. Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. — 2016. — N 2. — С. 22–31.