Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (336) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 12.11.2020

Статья просмотрена: 1691 раз

Библиографическое описание:

Захарова, А. С. Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников / А. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75073/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Как сделать так, чтобы достичь единства в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям и обычаям семьи, общества и государства в целом? Что должны сделать педагоги и родители? Всем этим вопросам и посвящена данная статья. Автор предлагает конкретные приёмы работы, которые позволят достичь решения задач патриотического воспитания дошкольников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, семья, мини-музей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любви к Родине. Эти чувства и качества, которые помогут дошкольнику вырасти достойной личностью и гражданином своей страны формируются в условиях семьи и детского сада.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения — важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в семье и, даже ещё будучи не совсем осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.

Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Ведь история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Ребёнку об этом надо рассказать, показать семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России — это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь.

Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения ребенка в обществе. Невозможно организовать воспитание ребенка, если родители не являются союзниками педагогов. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в патриотическом воспитании ребенка.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители.

С каждым днём все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью. Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается. Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства. Для эффективной работы с родителями привлекаю виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp) и социальные сети (вконтакте, одноклассники). Так у нас создана группа «Педагогическая гостиная»

Советую родителям проводить семейные экскурсии, с фотокамерой и видеосъёмкой, по своей улице, по городу, посетить, например, храм и обратить внимание на его архитектуру.

Рекомендую совместные прогулки в парк, в поле, к реке — где стоит обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные. Итоги таких экскурсий и прогулок выражаются в фотовыставках, совместном с ребёнком придуманном рассказе или снятом фильме. Актуальным и эффективным методом в работе с семьёй является метод «Семейный проект». Например, такие проекты как «Расскажи другу о своём городе»; «Мои друзья»; «Любимые занятия» позволяют родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, а общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Важной опорой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников может служить мини- музей.

В нашем детском саду создан мини –музей «Наша малая Родина- Нижний Новгород», целью которого является формирование и расширение знаний детей об историческом прошлом своей Родины, города, детского сада, о героическом прошлом своей страны в годы ВОВ.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

Примерная схема группировки материала в мини-музее «Наша малая родина — Нижний Новгород»

Раздел «Дом в которым ты живешь» — Канавинский район»:

— история улиц города, района (фотоматериалы, иллюстрированный материал, краткие описательные тексты)

— экспозиции знаменитых мест в районе (Нижегородский кремль, Московский вокзал, Нижегородская ярмарка, Цирк, Планетарий, Детская железная дорога, парк 1 Мая)

Раздел «Промыслы Нижегородской области»:

— карта «Чудес Нижегородской области»

— экспозиции: Семенов, Бор, Полохов-Майдан, Городец, Богородская игрушка.

— фотовыставка производства городов Нижегородской области

— выставки: «Сказочная Гжель», «Волшебная Хохлома», «Полхов-Майдан», «Гончарный промысел» (Балахна), «Богородская игрушка», «Филимоновская роспись», «Художественная вышивка» «Дымковская роспись», «Мезенская роспись», «Русская Матрешка».

Раздел «Прошлое и настоящее нашего города»»

— историческая справка

— фотовыставка

— презентации

Раздел «Большие права маленького человека»

— стенд

Раздел «Экскурсии к памятным местам района и города»

— экспозиции

— презентации

Раздел «Люди, прославившие наш город»

— фотовыставка

— биография

— постоянная выставка, посвященная жизни и творчеству М. Горького.

— экспозиция «Горьковские места»

Мини-музей «Русская изба»

Раздел: Быт и традиции. Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью которая «Всему голова». Об устройстве избы (сени, горница, красный угол, бабий кут, хлев, двор); Дать объяснение словам икона, храм, монастырь, церковь); Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать понятие оберега. Дать сведения об одежде (порты, рубаха, понева, передник); о продуктах питания (хлеб, мясо, мед, молоко, кисель, квас); рассказать о развитии транспорта (от телеги до кареты); продолжать развивать интерес к русским традициям (почитание родителей, помочь, гостеприимство). Рассказать о православных праздниках: Пасха, Рождество.

Формы работы с детьми по патриотическому направлению

— Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящими имена героев ВОА, в сочетании экскурсионной беседой.

— Экскурсии к памятным местам.

— Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей — о защитниках родной земли, Отечества

— Использование аудио и видео для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

— Коллекционирование

— Подготовки тематических выставок и выставок, посвященных памятным датам.

— Рассматривание иллюстраций, картин, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

Тематика экскурсий в мини-музеи «Наша малая родина — Нижний Новгород»

— «Историческая справка о родном городе»;

— «История детского сада»;

— «Прошлое и настоящее нашего города, района»;

— «Защитники Отечества»;

— «Гордимся тобою, наш город родной»;

— «Наш район меняет свой облик»;

— «Экскурсии к памятным местам района»;

— «Этих дней не смолкнет слава!»;

С целью знакомства детей с историей Великой Отечественной войны и к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в нашем музее организована выставка «Никто не забыт, ничто не забыто!».

Работа над экспозицией началась в начале учебного года. Родители с удовольствием поделились тем, что свято хранится в их семьях (фотографии, письма, ордена)

Педагоги приняли участие в создании макетов памятников в Нижнем Новгороде (Памятник военным разведчикам, монумент героям Волжской военной флотилии, памятник «Поезд Победы», памятник военным корреспондентам, катер Герой)

Трудно, конечно, объяснить дошкольникам такого возраста всю глубину и масштабность этого события, всю боль потерь и утрат переживших войну людей. Но мы сами ведь, нынешние — внуки войны. Мы должны, мы все просто обязаны донести до душ и сердец подрастающего поколения разрушительный смысл самого слова «ВОЙНА!»

Весь смысл всех наших мероприятий один — не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне, чем и кем мы должны гордиться, о ком помнить!

Подводя итоги, в заключении можно сказать, что решая задачи нравственно-патриотического воспитания, главными участниками воспитательного процесса являются семья и педагоги дошкольного образовательного учреждения, только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного места. Свою любовь к Родине, представление о том, чем она знаменита, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе педагоги передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Всеми доступными методами и средствами, которые перечислены в данной работе, можно и нужно пробудить в детях чувство гордости за русских людей.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012, № 273-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», от 5 октября 2010 г. № 795
  3. Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, 2013, № 10.
  4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 2010, № 5.
  5. Шепилова Н. А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Шепилова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27–31.
  6. Кузьмина В. Е., Шепилова Н. А. К вопросу духовно — нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. Е. Кузьмина, Н. А. Шепилова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7–2. С. 50–52.
  7. Павельева Е. А., Шепилова Н. А. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Павельева, Н. А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5–3. С. 354–355.
  8. Павельева Е. А., Шепилова Н. А. Организация работы с семьёй в аспекте патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Е. А. Павельева, Н. А. Шепилова // Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно — практической конференции. 2015. С. 77–79.
  9. Краснова Е. М. Методические аспекты музейной педагогики / Е. М. Краснова // Музей образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://musobr.wordpress.com/medas
  10. Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск: Научная книга, 2007. — 139 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, семья, малая родина, Нижний Новгород, Нижегородская область, патриотическое воспитание дошкольников, подрастающее поколение, совместная деятельность.


Похожие статьи

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Похожие статьи

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурно...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Современные проблемы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учеников начальной школы

В статье описаны некоторые формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся начальных классов. В условиях растущего материального и социального расслоения общества работе с семьей следует придавать особое значение. Признание приорит...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников

Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Задать вопрос