В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Как сделать так, чтобы достичь единства в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям и обычаям семьи, общества и государства в целом? Что должны сделать педагоги и родители? Всем этим вопросам и посвящена данная статья. Автор предлагает конкретные приёмы работы, которые позволят достичь решения задач патриотического воспитания дошкольников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Родина, семья, мини-музей.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.
Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое нацелено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любви к Родине. Эти чувства и качества, которые помогут дошкольнику вырасти достойной личностью и гражданином своей страны формируются в условиях семьи и детского сада.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения — важнейшие функции института семьи, здесь же дети получают и первые уроки добра, долга, милосердия, патриотизма и гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в семье и, даже ещё будучи не совсем осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы и приоритеты.
Семья — это начало всего и, конечно же, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности, начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка именно в семье. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Ведь история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли они своих знаменитых предков? Ребёнку об этом надо рассказать, показать семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России — это естественным образом воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше: хорошо учиться в школе, честно трудиться, помогать тому, кому нужна твоя помощь.
Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Семья является одним из главных социальных институтов, где закладываются и развиваются основные стереотипы поведения ребенка в обществе. Невозможно организовать воспитание ребенка, если родители не являются союзниками педагогов. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в патриотическом воспитании ребенка.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — вот задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут, а главное, должны прийти родители.
С каждым днём все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью. Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается. Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства. Для эффективной работы с родителями привлекаю виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp) и социальные сети (вконтакте, одноклассники). Так у нас создана группа «Педагогическая гостиная»
Советую родителям проводить семейные экскурсии, с фотокамерой и видеосъёмкой, по своей улице, по городу, посетить, например, храм и обратить внимание на его архитектуру.
Рекомендую совместные прогулки в парк, в поле, к реке — где стоит обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, решаются задачи не только познавательные, эстетические, но и нравственные. Итоги таких экскурсий и прогулок выражаются в фотовыставках, совместном с ребёнком придуманном рассказе или снятом фильме. Актуальным и эффективным методом в работе с семьёй является метод «Семейный проект». Например, такие проекты как «Расскажи другу о своём городе»; «Мои друзья»; «Любимые занятия» позволяют родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, а общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Важной опорой в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников может служить мини- музей.
В нашем детском саду создан мини –музей «Наша малая Родина- Нижний Новгород», целью которого является формирование и расширение знаний детей об историческом прошлом своей Родины, города, детского сада, о героическом прошлом своей страны в годы ВОВ.
Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Примерная схема группировки материала в мини-музее «Наша малая родина — Нижний Новгород»
Раздел «Дом в которым ты живешь» — Канавинский район»:
— история улиц города, района (фотоматериалы, иллюстрированный материал, краткие описательные тексты)
— экспозиции знаменитых мест в районе (Нижегородский кремль, Московский вокзал, Нижегородская ярмарка, Цирк, Планетарий, Детская железная дорога, парк 1 Мая)
Раздел «Промыслы Нижегородской области»:
— карта «Чудес Нижегородской области»
— экспозиции: Семенов, Бор, Полохов-Майдан, Городец, Богородская игрушка.
— фотовыставка производства городов Нижегородской области
— выставки: «Сказочная Гжель», «Волшебная Хохлома», «Полхов-Майдан», «Гончарный промысел» (Балахна), «Богородская игрушка», «Филимоновская роспись», «Художественная вышивка» «Дымковская роспись», «Мезенская роспись», «Русская Матрешка».
Раздел «Прошлое и настоящее нашего города»»
— историческая справка
— фотовыставка
— презентации
Раздел «Большие права маленького человека»
— стенд
Раздел «Экскурсии к памятным местам района и города»
— экспозиции
— презентации
Раздел «Люди, прославившие наш город»
— фотовыставка
— биография
— постоянная выставка, посвященная жизни и творчеству М. Горького.
— экспозиция «Горьковские места»
Мини-музей «Русская изба»
Раздел: Быт и традиции. Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью которая «Всему голова». Об устройстве избы (сени, горница, красный угол, бабий кут, хлев, двор); Дать объяснение словам икона, храм, монастырь, церковь); Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать понятие оберега. Дать сведения об одежде (порты, рубаха, понева, передник); о продуктах питания (хлеб, мясо, мед, молоко, кисель, квас); рассказать о развитии транспорта (от телеги до кареты); продолжать развивать интерес к русским традициям (почитание родителей, помочь, гостеприимство). Рассказать о православных праздниках: Пасха, Рождество.
Формы работы с детьми по патриотическому направлению
— Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящими имена героев ВОА, в сочетании экскурсионной беседой.
— Экскурсии к памятным местам.
— Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей — о защитниках родной земли, Отечества
— Использование аудио и видео для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
— Коллекционирование
— Подготовки тематических выставок и выставок, посвященных памятным датам.
— Рассматривание иллюстраций, картин, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Тематика экскурсий в мини-музеи «Наша малая родина — Нижний Новгород»
— «Историческая справка о родном городе»;
— «История детского сада»;
— «Прошлое и настоящее нашего города, района»;
— «Защитники Отечества»;
— «Гордимся тобою, наш город родной»;
— «Наш район меняет свой облик»;
— «Экскурсии к памятным местам района»;
— «Этих дней не смолкнет слава!»;
С целью знакомства детей с историей Великой Отечественной войны и к празднованию 75-ой годовщины Великой Победы в нашем музее организована выставка «Никто не забыт, ничто не забыто!».
Работа над экспозицией началась в начале учебного года. Родители с удовольствием поделились тем, что свято хранится в их семьях (фотографии, письма, ордена)
Педагоги приняли участие в создании макетов памятников в Нижнем Новгороде (Памятник военным разведчикам, монумент героям Волжской военной флотилии, памятник «Поезд Победы», памятник военным корреспондентам, катер Герой)
Трудно, конечно, объяснить дошкольникам такого возраста всю глубину и масштабность этого события, всю боль потерь и утрат переживших войну людей. Но мы сами ведь, нынешние — внуки войны. Мы должны, мы все просто обязаны донести до душ и сердец подрастающего поколения разрушительный смысл самого слова «ВОЙНА!»
Весь смысл всех наших мероприятий один — не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне, чем и кем мы должны гордиться, о ком помнить!
Подводя итоги, в заключении можно сказать, что решая задачи нравственно-патриотического воспитания, главными участниками воспитательного процесса являются семья и педагоги дошкольного образовательного учреждения, только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного места. Свою любовь к Родине, представление о том, чем она знаменита, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе педагоги передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Всеми доступными методами и средствами, которые перечислены в данной работе, можно и нужно пробудить в детях чувство гордости за русских людей.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации», 29.12.2012, № 273-ФЗ
- Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», от 5 октября 2010 г. № 795
- Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание, 2013, № 10.
- Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание, 2010, № 5.
- Шепилова Н. А. Формирование ценностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Шепилова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 4. С. 27–31.
- Кузьмина В. Е., Шепилова Н. А. К вопросу духовно — нравственного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. Е. Кузьмина, Н. А. Шепилова // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7–2. С. 50–52.
- Павельева Е. А., Шепилова Н. А. Проекты в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Павельева, Н. А. Шепилова // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5–3. С. 354–355.
- Павельева Е. А., Шепилова Н. А. Организация работы с семьёй в аспекте патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Е. А. Павельева, Н. А. Шепилова // Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно — практической конференции. 2015. С. 77–79.
- Краснова Е. М. Методические аспекты музейной педагогики / Е. М. Краснова // Музей образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://musobr.wordpress.com/medas
- Троянская, С. Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учеб. пособие / С. Л. Троянская. — Ижевск: Научная книга, 2007. — 139 с.