В данной статье рассматриваются понятие и типологизация политических прогнозов. Отмечается, что политическое прогнозирование — процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления. Подчеркивается, что в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева от 7 февраля 2017 года Узбекистан проводит взаимовыгодную и конструктивную внешнюю политику со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Ключевые слова : прогнозирование, политическое прогнозирование, информационно-компьютерное общество, внутренняя и внешняя политика, типологизация политических прогнозов, поисковый прогноз, нормативный прогноз, прогнозирование по периоду упреждения, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан, взаимовыгодная и конструктивная внешняя политика.
В современное время у человека обострился интерес к будущему в связи с развитием информационно-компьютерного общества и многими глобальными, а также региональными проблемами. Человека не могут не волновать судьбы своей страны, народа, семьи.
М. Ю. Зеленков пишет, что «Прогнозирование — это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних уже известных сведений о прошлом и настоящем получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т. е. получают другие знания» [1.c.276]. И далее он указывает, что «Политическое прогнозирование — процесс разработки научно обоснованного суждения о вероятностном развитии политических событий, путях его осуществления» [2.Там же].
Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю, каждая из которой имеет свою специфику. Поэтому в учебном пособии «Политология» М. Ю. Зеленков отмечает, что «прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое. Поскольку в сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики, то различают два аспекта в области ее прогнозирования. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Внешнеполитическое прогнозирование — это прогнозы в области международных отношений и внешней политики» [3.c.276–277].
Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и других факторов.
На основе проблемно-целевого критерия, т. е. в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные.
В учебном пособии «Политология» под редакцией А. С. Тургаева и А. Е. Хренова говорится, что «Поисковый прогноз — определение возможных состояний объекта (явления) в будущем. Имеется в виду условное продолжение существующих тенденций развития изучаемого явления.
Нормативный прогноз — определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, целей» [4.с.540].
В настоящее время специалисты считают, что поисковое прогнозирование должно быть дополнено нормативным прогнозированием.
Доцент А.Хукумов в учебном пособии «Личность и общество» отмечает, что по периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз различают следующие виды прогнозирования: «..краткосрочное прогнозирование на 1–2 года, среднесрочное на 5–10 лет, долгосрочное на 15–20 лет и сверхдолгосрочное на 50–100 лет» [5.с.165].
Следует отметить, что в политике серьезные качественные изменения могут произойти достаточно быстро (в результате революций, военных переворотов, конституционных реформ и пр.). В силу высокого динамизма политических процессов (особенно в переходных обществах) прогнозы лучше строить не по качественному, а по временному критерию. Поэтому в политологии чаще всего используется оперативное (ближайшие последствия политических решений) и краткосрочное прогнозирование.
Пятое направление Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева от 7 февраля 2017 года гласит: «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленной на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, продвижения положительного имиджа страны за рубежом» [6]. По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «Нам следует и далее укреплять отношения дружбы, добрососедства и стратегического партнерства со странами Центральной Азии во всех сферах…. дальше развивать политические, торгово-экономические, инвестиционные, транспортно-коммуникационные и культурно-гуманитарные связи с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами Америки, Японией, Южной Кореей, Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, государствами Европейского Союза и Азии» [7, с.3].
Однако опыт истории свидетельствует, что без духовных ориентиров нет будущего ни у государств, ни у народов. Поиск ценностных оснований своего существования — необходимая потребность любого общества, всей современной цивилизации. Нужно новое гуманистическое видение человека с его правом на жизнь, свободу, справедливость и творчество, новое понимание и отношение между обществом и природой. Поэтому главный способ обретения человечеством гуманистического мировоззрения — это диалог культур.
Действительная сила личности, ее уникальность и неповторимость состоит в раскрытии своего творческого потенциала с помощью разума, воли и действия. Для этого человеку необходимы самоконтроль и самодисциплина, умение сосредоточится и целенаправленно самосовершенствоваться. В итоге каждый человек должен быть готов к ответственности за свой жизненный выбор.
В связи с этим Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев отметил: «Сегодня мы вместе с нашим мужественным и благородным народом ставим перед собой высокие цели и большие задачи. Каждый из нас должен еще раз осознать: мы — народ с великой историей, великой культурой, который не боится никаких испытаний и с честью преодолевает любые трудности на пути к свободной и благополучной жизни. Если мы будем вместе, сплоченно и добросовестно трудиться, то сможем покорить самые высокие рубежи, открыть новую славную страницу в истории нашего народа» [7, с.3].
В современной жизни мы сталкиваемся с динамичными и происходящими последовательно явлениями. При этом практически трудно сказать заранее, как будет развиваться явление в результате взаимодействия его элементов. Поэтому с целью дальнейшего уточнения ожидаемого состояния необходимо постоянно учитывать ставшие известными новые сведения, т. е. прогнозы должны постоянно обновляться, в частности изменение плана, программы, и в общем, всех этапов прогнозирования. В этом смысле системность и непрерывность составляют своеобразные особенности научного прогнозирования.
Литература:
- Зеленков М. Ю. Политология. М., 2009.
- Там же.
- Там же.
- Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
- Личность и общество. Т., 2005.
- Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.// Веб-сайт Национальной базы законодательства Республики Узбекистан — www. lex. uz.
- Народное слово. 25 января 2020 г.