В статье представлен опыт ГАПОУ КО «Калужского сервиса и дизайна» в реализации инклюзивного профессионального образования. Выделены проблемы, возникающие при организации инклюзивного обучения и методы их решения.
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
В Калужской области на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Калужской области «Калужский колледж сервиса и дизайна» создана базовая профессиональная образовательная организация (далее БПОО), обеспечивающая поддержку инклюзивного образования на территории Калужской области.
В нашем колледже обучаются по специальностям и профессиям среднего профессионального образования инвалиды различных нозологий: опорно-двигательный аппарат, слабослышащие, слабовидящие, общие заболевания.
Практика показывает, что обучение в каждой инклюзивной группе проходит по-разному. Это зависит от нозологии присутствующих в группе студентов с инвалидностью, общей атмосферой группы и ряда других причин.
Особенный упор нужно делать на практических занятиях.
Мы хотим рассказать о проведения учебного занятия в группе специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)». ФГОС предусматривает большое количество практических работ, которые должны выполняться в специализированном программном обеспечении, графических редакторах. Эта работа требует кропотливости, сосредоточенности и, естественно, фантазии.
Мы уже не раз говорили о том, что студенты с инвалидностью, трудно приспосабливаются к быстрому темпу обучения. Им требуется больше времени на осмысление, на запись и выполнение. Но образовательный процесс не может быть приостановлен. Поэтому, мы стараемся дать таким студентом дополнительное время на осмысление заранее. Для этого мы используем сайт для дистанционного обучения http://kksddist.beget.tech/. (рис.1)
Рис. 1. Практические работы
Преподаватель заранее выкладывает методические материалы по предстоящим работам, примеры решений. Студенты могут заранее ознакомится, при необходимости скачать материалы себе, распечатать.
На практическое занятие студент приходит уже подготовленный. В случае с «Дизайном», студент имеет представление о предстоящей практической работе и соответственно есть творческие наброски предстоящей работы. Это значительно сокращает процесс подготовки.
Для категории слабослышащих студентов, мы предусмотрели размещение лекций на сайте. Теперь студент может распечатать для себя лекцию и в процессе занятий вносить правки, пояснения и выделять главное. Таких студентов необходимо контролировать особенно. Иногда возникают проблемы с имитацией образовательной деятельности, прикрываясь распечатанными конспектами. Необходимо отслеживать работу студента с текстом, проверяя его контрольными вопросами или индивидуальными занятиями.
В процессе выполнения работы преподаватель максимально старается визуализировать сложные моменты. Здесь хорошо работает представление материалов на интерактивной доске, опорные конспекты.
Очень важно, на сложные моменты в работе дать визуальную помощь. Например, работа по созданию в векторном графическом редакторе, сопровождается рядом моментов, на которые необходимо обратить внимание. Помимо выложенных методических рекомендаций, и устных объяснений преподавателя, выводятся на экран доски пошаговые моменты. Это позволяет студенту, не отвлекая других, в процессе работы, вспомнить отдельные решения, проконтролировать себя в выполнении последовательности этапов, почувствовать свою самостоятельность и уверенность. (рис.2)
Рис. 2. Методические материалы
Средства визуализации необходимы для студентов всех нозологий, кроме слабовидящих. Студенты с нарушением зрения используют практически те же материалы, но с применением специальных средств, таких как оптические увеличители. Или прослушивают при помощи специальных устройств, считывающих документы в формате pdf.
При работе со слабослышащими, желательно наличие сурдопереводчика, но пока в штате нет такого сотрудника. Хотя, с другой стороны, именно это стимулирует обучающихся учиться свободно общаться и надеяться на собственные силы в любой ситуации.
Для лучшего восприятия материала лекций и семинаров, проводится дополнительная акустическая оценка классов с целью улучшения акустических возможностей.
Следует также принять во внимание, что наилучший визуальный контакт с преподавателем или переводчиком жестового языка осуществляется при размещении студентов в лекционных аудиториях на первых рядах левого или правого края, а не по центру.
В целом, каждый из наших студентов может воспользоваться материалами сайта, согласно данным ему доступам к курсу. Доступ на сайт дается преподавателем, который одновременно является и администратором. (рис.3)
Рис. 3. Просмотр активности студента
И в свою очередь, преподаватель может просмотреть активность обучения, через статистику сайта.
И вариант «я учил» здесь не пройдет. В отчете по каждому студенту видно какой модуль просматривался студентом и сколько времени это занимало.
В условиях дистанционного обучения к сайту подключаются онлайн приложения «zoom», «discord», социальные сети. Иногда студенты сами предлагают удобные для них варианты. Главное — желание учиться.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации». –
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.
- Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/